Повторительно-обобщающий урок "Электрический ток". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока.

Обучающая: закрепление навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, повторение и обобщение знаний по теме, подготовка к зачету.

Воспитывающая: формирование навыков работы в больших и малых группах, формирование самостоятельности.

Развивающая: развитие умений применять знания в новой ситуации, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, объяснять наблюдаемые явления, развитие внимания, эмоций, интеллекта.

Оборудование: экран, проектор, “гора”, цветные флажки, цветные карточки на столах у каждого ученика (по 4 штуки), фонограмма тихой приятной музыки, карточки с задачами для индивидуальной работы, СD- диск “Открытая физика” (ч2), на каждом столе приборы для выполнения экcпериментального задания: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ.

Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический.

Приложение

Ход урока

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Деятельность учителя: Настраивает учащихся на серьезную работу в ходе урока. Разъясняет условия проведения игры-соревнования.

Деятельность учеников: Слушают вступительное слово учителя.

Учитель: На предыдущих уроках вы познакомились с основными понятиями темы электрический ток. Сегодня мы вспомним определения, расчетные формулы, правила изображения и сборки электрических цепей, а так же поупражняемся в определении цены деления приборов и решении расчетных и качественных задач. Наш урок не совсем обычный, мы проведем его в форме игры- соревнования. Она называется “Восхождение к вершине”. У меня на столе гора, на вершину которой необходимо взобраться. Все вы альпинисты, одна команда синих, другая - красных, третья - желтых. На первых столах флажки соответствующего цвета. У меня в руках точно такие же флажки. Каждый правильный ответ дает право команде подняться на 1 ступеньку к вершине.

2. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Деятельность учителя: Осуществляет контроль и проверку теоретических знаний.

 Деятельность учеников: На основе знаний, полученных на предыдущих уроках отвечают на вопросы учителя.

Экспресс-контроль.

Учитель: Перед вами цветные карточки. На экране вы видите вопрос. Вы должны поднять карточку того цвета, которая является ответом на этот вопрос.

  • Какая из формул представляет математическую запись закона Ома?
  • Какая из формул определяет сопротивление резистора?
  • По какой формуле можно вычислить удельное сопротивление проводника?
  • Какая из этих формул позволяет вычислить напряжение на участке цепи?

На экране вы видите четыре шкалы электроизмерительных приборов.

  • Цена деления какого прибора 0,2 В; 1В?
  • Показания какого прибора 6В; 3,4В; 1,2А?

Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов передвигается на одну ступеньку к вершине.

  • Что называют электрическим током?
  • Что принимают за направление тока?
  • Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?
  • Вспомните, как в электрическую цепь включается вольтметр?
  • Как правильно подключить амперметр?
  • Как подключается резистор?

У нас есть возможность построить электрическую цепь на модели. (Включается вставка из СD-диска “Открытая физика”, где на панели строится электрическая цепь).

Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов передвигается еще на ступеньку к вершине.

Назови элементы электрической цепи, обозначенные цифрами.

Команда, давшая первой правильный ответ, продвигается к вершине.

Учитель: Мы продвигаемся все ближе к вершине, воздух становится все разреженнее, дышать становится все труднее, а задания – все сложнее!

Найди и устрани ошибки.

(По мере того, как дети находят ошибки они исправляются на экране.)

Команда, давшая большее количество правильных ответов, продвигается к вершине.

3. ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Деятельность учителя: Создает проблемную ситуацию, четко мотивирует цель деятельности, формулирует задачу для выполнения практического задания. Проверяет работу учащихся в тетради.

Деятельность учеников: Внимательно выслушивают учителя, в тетради вычерчивают схему электрической цепи.

Спешим на помощь.

Учитель: Одна из ваших команд находится в опасности! Чтобы они могли подать световой и звуковой сигнал SOS необходимо начертить в тетради схему устройства, состоящего из последовательно соединенных источника тока, ключа, звонка, лампочки. Можете воспользоваться форзацем учебника.

Правильность выполнения задания проверяем по схеме на экране.

Команда с наибольшим количеством правильно построенных электрических цепей поднимается на ступеньку к вершине.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Деятельность учителя: Четко разъясняет правила выполнения физических упражнений, следит за их выполнением.

Деятельность учеников:Внимательно прислушиваясь к командам учителя, выполняют дыхательные и физические упражнения.

Учитель: Устали? Привал! Проведем физкультминутку. Она, конечно, связана с физикой.

Займите исходное положение: сядьте прямо, поставьте ноги рядом, руки положите на край стола.

По команде

  • “скорость” потопайте на месте; ( дыхание произвольное)
  • “перемещение” - поднимите коленки, задержите дыхание, поставьте ноги, выдохните.
  • “время”- поднимите левую руку, “посмотрите на часы”, дыхание произвольное.
  • “путь”- поднимите руки, “достаньте потолок”, вдох, опустите руки- выдох. (по 3-4 раза).

5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

Деятельность учителя: Формулирует цель экспериментального задания. Следит заходом его выполнения. Работает с учащимися индивидуально. Осуществляет контроль и проверку знаний и практических умений и навыков.

Деятельность учеников: Выслушав задание, составляют план выполнения экспериментального задания, и в соответствии с планом, выполняют его.

Трудный подъем.

Учитель: каждый шаг к вершине дается все с большим трудом! Вам необходимо, пользуясь законом Ома определить сопротивление резистора. Для этого нужно использовать все имеющееся на ваших столах оборудование. Составим план работы.

  • Изобразить схему.
  • Собрать цепь по схеме.
  • Измерить силу тока и напряжение
  • Вычислить сопротивление.

Звучит фонограмма тихой приятной музыки.

Еще на один шаг одна из команд поднимается к вершине.

6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Деятельность учителя: Тем, кто успел справиться с экспериментальным заданием, предлагает карточки с задачами на расчет электрических цепей при параллельном и последовательном соединении проводников.

Деятельность учеников: Выполняют задания, предложенные на карточках.

7. РАБОТА В ГРУППАХ.

Деятельность учителя: Создает условия для активного участия ребят в выполнении задания.

Деятельность учеников: Решают кроссворд.

Финал.

Учитель: до вершины остается один шаг! (на экране сетка)

Дайте правильный ответ на вопрос и впишите в клетку букву, номер которой указан цифрой.

Cамая быстрая команда поднимается на последнюю ступеньку.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

Деятельность учителя: Побуждает детей сделать выводы о том, чем они занимались на уроке и оценить, насколько им это удалось.

Деятельность учеников: Рефлексия собственной деятельности.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель: сегодня и домашнее задание будет творческим: придумать кроссворд, содержащий основные понятия изученной темы.

Литература.

  1. Билимович Б.Ф., Физические викторины, 1977 г.
  2. Браверман Э.М., Урок физики в современной школе, 1993 г.
  3. Гнедина Т.Е., Физика и творчество в твоей профессии, 1988 г.
  4. Ланина И.Я., Формирование познавательного интереса на уроках физики, 1985 г.
  5. Тульчинский М.Е., Качественные задачи по физике, 1975 г.
  6. Ляхова Н.А., Восхождение на пик Ома, Ф№10/1999г (Приложение к 1 сентября)