Цели урока.
Обучающая: закрепление навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, повторение и обобщение знаний по теме, подготовка к зачету.
Воспитывающая: формирование навыков работы в больших и малых группах, формирование самостоятельности.
Развивающая: развитие умений применять знания в новой ситуации, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, объяснять наблюдаемые явления, развитие внимания, эмоций, интеллекта.
Оборудование: экран, проектор, “гора”, цветные флажки, цветные карточки на столах у каждого ученика (по 4 штуки), фонограмма тихой приятной музыки, карточки с задачами для индивидуальной работы, СD- диск “Открытая физика” (ч2), на каждом столе приборы для выполнения экcпериментального задания: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ.
Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
Деятельность учителя: Настраивает учащихся на серьезную работу в ходе урока. Разъясняет условия проведения игры-соревнования.
Деятельность учеников: Слушают вступительное слово учителя.
Учитель: На предыдущих уроках вы познакомились с основными понятиями темы электрический ток. Сегодня мы вспомним определения, расчетные формулы, правила изображения и сборки электрических цепей, а так же поупражняемся в определении цены деления приборов и решении расчетных и качественных задач. Наш урок не совсем обычный, мы проведем его в форме игры- соревнования. Она называется “Восхождение к вершине”. У меня на столе гора, на вершину которой необходимо взобраться. Все вы альпинисты, одна команда синих, другая - красных, третья - желтых. На первых столах флажки соответствующего цвета. У меня в руках точно такие же флажки. Каждый правильный ответ дает право команде подняться на 1 ступеньку к вершине.
2. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
Деятельность учителя: Осуществляет контроль и проверку теоретических знаний.
Деятельность учеников: На основе знаний, полученных на предыдущих уроках отвечают на вопросы учителя.
Экспресс-контроль.
Учитель: Перед вами цветные карточки. На экране вы видите вопрос. Вы должны поднять карточку того цвета, которая является ответом на этот вопрос.
- Какая из формул представляет математическую запись закона Ома?
- Какая из формул определяет сопротивление резистора?
- По какой формуле можно вычислить удельное сопротивление проводника?
- Какая из этих формул позволяет вычислить напряжение на участке цепи?
На экране вы видите четыре шкалы электроизмерительных приборов.
- Цена деления какого прибора 0,2 В; 1В?
- Показания какого прибора 6В; 3,4В; 1,2А?
Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов передвигается на одну ступеньку к вершине.
- Что называют электрическим током?
- Что принимают за направление тока?
- Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?
- Вспомните, как в электрическую цепь включается вольтметр?
- Как правильно подключить амперметр?
- Как подключается резистор?
У нас есть возможность построить электрическую цепь на модели. (Включается вставка из СD-диска “Открытая физика”, где на панели строится электрическая цепь).
Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов передвигается еще на ступеньку к вершине.
Назови элементы электрической цепи, обозначенные цифрами.
Команда, давшая первой правильный ответ, продвигается к вершине.
Учитель: Мы продвигаемся все ближе к вершине, воздух становится все разреженнее, дышать становится все труднее, а задания – все сложнее!
Найди и устрани ошибки.
(По мере того, как дети находят ошибки они исправляются на экране.)
Команда, давшая большее количество правильных ответов, продвигается к вершине.
3. ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Деятельность учителя: Создает проблемную ситуацию, четко мотивирует цель деятельности, формулирует задачу для выполнения практического задания. Проверяет работу учащихся в тетради.
Деятельность учеников: Внимательно выслушивают учителя, в тетради вычерчивают схему электрической цепи.
Спешим на помощь.
Учитель: Одна из ваших команд находится в опасности! Чтобы они могли подать световой и звуковой сигнал SOS необходимо начертить в тетради схему устройства, состоящего из последовательно соединенных источника тока, ключа, звонка, лампочки. Можете воспользоваться форзацем учебника.
Правильность выполнения задания проверяем по схеме на экране.
Команда с наибольшим количеством правильно построенных электрических цепей поднимается на ступеньку к вершине.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Деятельность учителя: Четко разъясняет правила выполнения физических упражнений, следит за их выполнением.
Деятельность учеников:Внимательно прислушиваясь к командам учителя, выполняют дыхательные и физические упражнения.
Учитель: Устали? Привал! Проведем физкультминутку. Она, конечно, связана с физикой.
Займите исходное положение: сядьте прямо, поставьте ноги рядом, руки положите на край стола.
По команде
- “скорость” потопайте на месте; ( дыхание произвольное)
- “перемещение” - поднимите коленки, задержите дыхание, поставьте ноги, выдохните.
- “время”- поднимите левую руку, “посмотрите на часы”, дыхание произвольное.
- “путь”- поднимите руки, “достаньте потолок”, вдох, опустите руки- выдох. (по 3-4 раза).
5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Деятельность учителя: Формулирует цель экспериментального задания. Следит заходом его выполнения. Работает с учащимися индивидуально. Осуществляет контроль и проверку знаний и практических умений и навыков.
Деятельность учеников: Выслушав задание, составляют план выполнения экспериментального задания, и в соответствии с планом, выполняют его.
Трудный подъем.
Учитель: каждый шаг к вершине дается все с большим трудом! Вам необходимо, пользуясь законом Ома определить сопротивление резистора. Для этого нужно использовать все имеющееся на ваших столах оборудование. Составим план работы.
- Изобразить схему.
- Собрать цепь по схеме.
- Измерить силу тока и напряжение
- Вычислить сопротивление.
Звучит фонограмма тихой приятной музыки.
Еще на один шаг одна из команд поднимается к вершине.
6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Деятельность учителя: Тем, кто успел справиться с экспериментальным заданием, предлагает карточки с задачами на расчет электрических цепей при параллельном и последовательном соединении проводников.
Деятельность учеников: Выполняют задания, предложенные на карточках.
7. РАБОТА В ГРУППАХ.
Деятельность учителя: Создает условия для активного участия ребят в выполнении задания.
Деятельность учеников: Решают кроссворд.
Финал.
Учитель: до вершины остается один шаг! (на экране сетка)
Дайте правильный ответ на вопрос и впишите в клетку букву, номер которой указан цифрой.
Cамая быстрая команда поднимается на последнюю ступеньку.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
Деятельность учителя: Побуждает детей сделать выводы о том, чем они занимались на уроке и оценить, насколько им это удалось.
Деятельность учеников: Рефлексия собственной деятельности.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель: сегодня и домашнее задание будет творческим: придумать кроссворд, содержащий основные понятия изученной темы.
Литература.
- Билимович Б.Ф., Физические викторины, 1977 г.
- Браверман Э.М., Урок физики в современной школе, 1993 г.
- Гнедина Т.Е., Физика и творчество в твоей профессии, 1988 г.
- Ланина И.Я., Формирование познавательного интереса на уроках физики, 1985 г.
- Тульчинский М.Е., Качественные задачи по физике, 1975 г.
- Ляхова Н.А., Восхождение на пик Ома, Ф№10/1999г (Приложение к 1 сентября)