Урок окружающего мира в 3-м классе. "Заочное путешествие по классной комнате"

Разделы: Начальная школа


Тема:Заочное путешествие по классной комнате.

Задачи урока:

  • Через исследовательскую деятельность привести детей к выводу, что комната соответствует нормам: созданы все условия для нормального здоровья во время занятий.
  • Учить детей проводить исследовательскую деятельность, пользуясь известными приемами и способами, способствовать овладению техникой исследовательского поиска.
  • Формирование умения работать в группах, чувства ответственности за выполнение тебе части общего дела.
  • Развивать логическое мышление, умение наблюдать и делать соответствующие выводы.
  • Защита проектов «Парта будущего».

Цель для учащихся: сделать измерения, провести опыты, поработать со справочной литературой, сравнить полученные результаты с нормами СанПина, сделать выводы.

Оборудование: термометр, толковый словарь, листы бумаги, фломастеры, книги с нормативами, нормы СанПина, Люксметр, презентация.

Ход урока

I. Ребята, вот уже три года как мы занимаемся в нашем кабинете и никогда не задумывались над тем, сохраняем ли мы свое здоровье, работая здесь? Может быть для количества учеников наша классная комната не подходит? Может быть, учась наукам, мы теперь только вредим своему здоровью? И я предлагаю вам сегодня помочь мне выяснить это. Вы согласны?

А какие задачи мы должны рассмотреть сегодня?

  • Мебель, ее цвет
  • Температурный режим
  • Освещенность
  • Чистота помещения
  • Площадь, объем воздуха
  • Какие мероприятия мы проводим, чтобы сохранить их?

Выдвижение гипотез: да или нет. (Строительство по заказу, разработка чертежей, планирование, приемная комиссия, есть ли документы с нормами к зданию?

Какими способами будем пользоваться, чтобы ответить на эти вопросы?

  • Подумать самостоятельно
  • Спросить у окружающих
  • Прочитать в книгах
  • Провести наблюдение, опыты, эксперименты

II. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с алгоритмом работы.

Карточка 1.

1. Узнать в Толковом словаре что означают слова: Гигиена, Санитария.

2. Вспомнить, каким прибором измеряется температура воздуха? Узнать, какой должна быть температура в классе по норме. Измерить температуру у окна класса - , на среднем ряду - , у дальней стены от окна - .

Сделать вывод:______.

3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержки чистоты в
классе. Написать эти действия или показать схематично.

Карточка 2.

1. Узнать норму площади на одного ученика. Норма на одного ученика - ________кв.м. Найти какой должна быть площадь на 20 учеников в классе по норме - _______ кв.м.

2. Измерить длину и ширину класса. Найти площадь комнаты.

  • Ширина ________ м.
  • Длина__________ м.
  • Площадь кабинета ______ кв.м.

Сравни обе площади. Площадь должна быть_________ кв.м.

Площадь кабинета______________ кв.м

3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержки чистоты в классе.

Написать эти действия или показать схематично.

Карточка 3. Индивидуальная

1. Выясни, что такое объем, отчего он зависит, на что показывает? _____________________________ .

Меркой измерения объема является __________________________________.

2. Значит, чтобы найти объем воздуха в нашем классе, нужно длину класса умножить на ширину и на высоту.

  • Длина класса____ м,
  • Ширина____ м,
  • высота _____ м.

Объем воздуха в класса______________________ куб.м.

3. Узнать норму воздуха на одного человека - ______ куб.м.

4. Подсчитать, какой объем воздуха необходим для 20 учеников. Для этого норму для одного человека умножить на 20 куб.м.

Сравнить объемы и сделать выводы: ______________________ .

Карточка 4.

1. Узнать какие цвета необходимы для окрашивания стен, парт, окон, доски. Сравнить с нашим классом, сделать выводы.

2. Обратить внимание на высоту парт: все ли они одной высоты, если нет, то почему. На что это указывает?

3. Обратите внимание с какой стороны от вас, когда вы сидите, находятся окна? Почему свет должен падать с этой стороны?

4. Узнать, как называется прибор для измерения освещения комнаты?

Это _______________________________ .

Узнать норму освещенности рабочего места ученика, классной доски.

Освещенность рабочего места в классе _______ люкс, а по норме__________ люкс

Вывод: __________________________ .

Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержки чистоты в классе. Написать эти действия или показать схематично

Карточка 5.

1. Вспомните, как вы себя чувствуете в душной комнате, где много народу? Почему? _______________________________________ .

Узнать, какова должна быть наполняемость одного класса ___________ . Какой газ необходим для дыхания _____________________________ .

2. Подумать, где в помещениях скапливается воздух, менее обогащенный кислородом у потолка или у пола?

Для этого проделайте опыт: взять две свечки разные по высоте, укрепите на подставке, Попросите взрослых зажечь их, Поместите под стеклянный колпак свечки. Понаблюдайте, что произойдет. Какая свечка раньше потухла, почему? Сделайте вывод. __________________ .

Хорошо ли, что потолки в классе высокие?_______________________________________ .

Почему нужно проветривать помещение, где работает много людей?

3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержки чистоты в классе. Написать эти действия или показать схематично.

III. Ранжирование добытого материала по степени важности логичности донесения до слушателей. Приложение 1

IV. Отчет групп о проделанной работе:

Выступления и дополнения по 1-2 чел от каждой группы, соблюдая порядок установленный во время ранжирования.

(Фиксация результатов исследования на интерактивной доске знаками + - ).

V. Защита проектов. «Из истории школьной парты».

Парта - "стоящая в стороне". По-немецки звучит как "апарт". Ясно, что это хитрое изобретение предназначалось для разобщения учеников. И вот результат: теперь ученики мечтают держаться в стороне от парт. Ф. Ф. Эрисман - основатель кафедры гигиены Московского университета. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф. Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Школьная парта была изобретена в селе Брусняты Белоярского района. Студентом Петербургского университета Петром Феоктистовичем Коротковым. Работая в Бруснятах сельским учителем, он в 1887 г. получил от Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставки серебряную медаль и диплом за изобретение парты.  До нее в школах России пользовались деревянным столом. В настоящее время люди люди изобретают больше нового.

В Англии учитель получил патент на свое первое изобретение -школьную парту с вмонтированным в нее компьютером. По словам изобретателя - обычного школьного учителя Крега Джиринджи - идея о создании подобной парты-компьютера пришла ему в голову десять лет назад, однако из-за громоздкости тогдашнего оборудования воплотить ее в жизнь удалось только в этом году. Новое средство обучения рассчитано на детей самых разных возрастов, а поэтому, по мнению изобретателя, в скором времени будет применяться и станет неотъемлемым атрибутом любого класса. Парта снабжена вмонтированным монитором, на который благодаря специальной защитной панели, можно даже опереться локтями.

Жеребьевка.

Защита проектов. Лукоянова Ю. (Видеопроект вы можете получить у автора статьи.)

Качайнов Ю.

Рыбачук Г. «И академики в свое время сидели за партой.»

Моя парта сделана из экономически дешевых материалов, будет очень легкой и удобной для обучения. Ножки можно сделать из металла облегченного.

Свою парту я оснастил подъемной крышкой, которую можно как опускать, так и поднимать для смены действий во время урока, это хорошо для положения тетради, для осанки. Имеется и выдвижная панель, которую можно использовать для дополнительной литературы на уроке, для пенала, для сбора мусора во время уроков труда.

Спасибо за внимание. Георгий.

VI. Награждение. Слово жюри.

VI. Итог урока

- Удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили перед собой в начале урока? Что нам помогло в этом? Как можно оценить нашу работу?