Урок по учебной программе, раздел "Гимнастика" для 6-го класса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Услышишь - забудешь.
Увидишь - запомнишь.
Сделаешь сам - поймешь.

Цель урока: Исследование общего уровня физической подготовленности учащихся методом тренировочного воздействия по физиологической кривой урока. Влияние физ. упражнений на сердечно-сосудистую систему.

Задачи урока:

  • Развитие комплексного воздействия на мотивационную сферу учащихся.
  • Основные приёмы самоконтроля и физического саморазвития.
  • Формирование физической культуры личности учащихся.
  • Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культуры.

Методы обучения:

  • Исследовательский;
  • Сопряженного развития кондиционных и координационных способностей;
  • Непрерывного тренировочного воздействия;
  • Групповой и индивидуальной формы обучения.

Оборудование: Гимнастические маты, канат, лавочка, шведская лестница, набивные мячи, гантели, гимнастические палки, магнитола.

Ход урока

  1. Подготовительная часть.(10мин)
  2. Основная часть.(20мин)
  3. Заключительная часть.(10мин)  

I. Подготовительная часть.

Построение. Сдача раппорта. Приветственное слово учителя. Сообщение цели и задач урока.

Учитель: Сегодня, у нас необычный урок.

Урок физической культуры с гимнастической направленностью. Цель и задачи урока.

Занятие построено на основах спортивной гимнастики. Практически любые гимнастические упражнения оказывают существенное влияние на развитие функций организма в целом. Упражнения способствуют развитию таких качеств как ловкость, пространственная ориентация, вестибулярная устойчивость, смелость, решительность.

Организм человека как единое целое и деятельность его различных органов находится в непрерывной взаимосвязи. Например: развитие функциональных свойств нервной системы способствует развитию двигательной деятельности и наоборот, развитие мышечной системы совершенствует нервную систему.

Во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки: при перегрузке организма наблюдается задержка роста, если же нагрузка оптимальна, то подросток развивается гармонично.

Основным показателем интенсивности тренировочной нагрузки обычно используется частота сердечных сокращений.

Средняя частота пульса 12- летнего подростка:

  • в покое равна 73…76 уд/мин.
  • легкой физ. нагрузке 100-120 уд/мин.
  • средней 120 уд/мин.
  • большой свыше 150 уд/мин.

На уроке мы проведем дифференцированный подход к нормированию нагрузки и построению учебно-тренировочного процесса. Самостоятельно выполнять упражнения методом круговой тренировки на развитие координационных, силовых способностей, выносливости и гибкости.

Для этого подсчитаем пульс за 10 сек. и сделаем отметку в системе координат:

  • по горизонтальной оси: время в мин. (общая продолжительность урока);
  • по вертикальной оси: реакция пульса на нагрузку, ЧСС уд/мин.

Замеры производят освобожденные ученики у двух экспериментальных учащихся и выставляют показания на координатной плоскости в виде точек. По полученным точкам построим график отражающий физиологическую кривую урока. В конце урока проведем анализ контроля за выполнением физических упражнений, величиной нагрузки и воздействия их на сердечно – сосудистую систему организма.

Сделаем первый замер ЧСС и отметим на координатной плоскости.

Переходим к выполнению упражнений:

  • ходьба на носках, на пятках;
  • бег приставным шагом правое, левое плечо вперед, чередование;
  • бег с захлестыванием голени назад.

Перестроение противоходом в две колоны.

ОФУ с гимнастическими палками проводятся под ритмическую музыку.

Замер ЧСС. Отметить показатель на координатной плоскости на период данного времени урока.

II. Основная часть.

Построение учащихся в колону по одному. Перестроение в шеренгу.

Метод круговой тренировки, который мы сегодня используем на уроке, позволит нам проверить величину нагрузки и приспособляемость организма к выполняемым упражнениям. В комплексе это упражнения для развития:

  • подвижности в различных суставах,
  • силы, гибкости, выносливости и координации движений.

Перед вами находится 6 станций. Упражнения проводятся по кругу для развития мышц разных частей тела и использования метода динамических усилий. Группы учащихся по 4 человека поочередно выполняют различные упражнения на станциях соблюдая правила безопасности. Во время выполнения упражнений не толкать товарищей, контролировать уровень нагрузки, некоторые упражнения выполнять на матах, помощь товарищам при необходимости, соблюдать порядок в выполнении упражнений исходя из предложенных заданий. Переход от одной станции к другой осуществляется по сигналу учителя.

Освобожденные производят замер ЧСС на каждой станции у двух экспериментальных учащихся и делают отметки на координатной плоскости.

Обучающие карточки находятся у мест занятий.

1 станция. Развитие мышц ног, бедра.

  • Приседание с набивным мячом: присед – руки вперед, встать – руки к груди. Количество 30 раз.

2 станция. Развитие мышц спины.

  • Подъём и опускание туловища из положения лежа на животе с гимнастической палкой за головой. Количество 30 раз.
  • Лежа на спине, одновременный подъём ног и туловища с захватом руками голени. Количество 10 раз.

3 станция. Развитие мышц рук и плечевого пояса.

  • Отжимание от пола по10 раз с различным положением рук (ладони внутрь, прямо, наружу).
  • Сгибание и разгибание рук с гантелями на уровне груди: 10 раз руки в стороны; 10 раз руки к груди.

4 станция. Развитие мышц ног (бедро и голень).

  • На шведской лестнице: хват руками на уровне груди, прыжок чередованием с ноги на ногу по 10 раз каждый уровень.

Первый уровень: 1перекладина – пол.

Второй уровень: 2 перекладина – пол.

Третий уровень: 3 перекладина – пол.

5 станция. Развитие мышц брюшного пресса.

  • Подъём туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленном суставе. Количество 20 раз.
  • Подъём ног, из положения лежа на спине, скрестно: по вертикали и горизонтали до уровня <90 по 10 раз. Можно выполнять поочередно.

6 станция. Развитие мышц спины, брюшного пресса. Акробатические комбинации из 5 элементов.

  • Лазание по-пластунски;
  • Перевороты боком;
  • Два кувырка вперед;
  • Стойка на лопатках;
  • Кувырок назад и выход на полушпагат, руки в стороны.

О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса (КВП), % определяется по следующей формуле:

КВП= 100 х ЧСС через 3мин после нагрузки

КВП менее 30% показывает хорошую реакцию восстановления организма после нагрузки и хорошее приспособление к ней.

III. Заключительная часть.

Построение учащихся.

Проводится игра «Чехарда».

Учащиеся строятся в две колоны, определяются по парам. По сигналу начинается движение вперед до стойки и обратно: первый игрок приседает на корточки, а второй перепрыгивает через него с упором рук о спину ноги врозь, делает шаг вперёд, приседает. Затем второй игрок повторяет эти же движения.

Подводятся итоги игры.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Релаксация. Учащиеся садятся на гимнастическую лавочку в позу кучера.

Учитель: (Слова для релаксации, играет спокойная тихая музыка.) Расслабьте мышцы тела. Почуствуйте как расслабились мышцы ног, живота, груди. Руки безвольны. Отдыхаем! Вы сегодня поработали на славу, дайте возможность вашему телу отдохнуть, наполнится энергией. Представьте себе приятный летний солнечный день. Вы гуляете в лесу, любуясь его красотами. Вокруг вас удивительный мир природы! Яркая, сочная зелень. Листочки свежие молоденькие, колышутся кроны деревьев под дуновением ветерка. Листочки на деревьях шуршат, перешептываются, словно разговаривают с вами, приветствуют вас в своем сказочном царстве. Поют лесные красавицы птицы, радуя вас своим пением. И вам удивительно хорошо в этом чудесном уголке природы. Отдыхаем! Ласковое солнышко обнимает вас своими лучиками, согревая каждую клеточку тела. Вы с удовольствием впитываете в себя солнечную энергию, наполняясь ею от пяточек до макушки. Вы чувствуете как в вас вливается колоссальная энергия, жизненная сила. Рождается новое юное стройное, гибкое молодое тело. Удивительное чувство невесомости, полета. Мы здоровые люди, мы победили в себе страх, болтливость, наш организм вырабатывает в себе защитные функции против всех губительных воздействий. Мы радуемся тем преобразованиям, что произошли внутри нас и все еще происходят. Мы радуемся жизни! Рождаются веселые, счастливые глаза. Вся душа поет от счастья, от радости жизни, а жизнь так удивительно прекрасна!

Встать. Упражнения для формирования правильной осанки.

Сделать последний замер ЧСС. По полученным точкам построили кривую.

Сделать анализ физиологической кривой урока, выявить степень физической нагрузки на уроке и зависимость ЧСС от предложенной нагрузке на данном уроке.

Здоровый образ жизни. Узелки на память:

  • Физические упражнения.
  • Гигиена тела.
  • Питьевой режим.
  • Питание.
  • Эмоции.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Подготовить комплекс упражнений для разминки к следующему уроку.