Тема урока: Закрепление знания изученных таблиц умножения и деления.
Цели урока:
- Закрепить табличные случаи деления и умножения.
- Умение решать задачи.
- Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: ПК, рисунки с изображением снеговика, пня, сугроба, ёлочки, горки, оврага, карточка с числом 24, цифры.
Ход урока
1 . Оргмомент.
Жужжащее чтение - 5 мин.
2. Устный счёт.
– Какое сейчас время года? (зима)
– А какой праздник приближается к нам? (Новый год)
– А без чего не бывает Нового года? (без ёлки)
– Сегодня к нам на урок пришёл наш старый знакомый Снеговик. (показ Снеговика). (Рисунок 1)
Рисунок 1
Он хочет, чтобы мы своими знаниями помогли ему найти ёлочку, которую Дед Мороз спрятал под пушистым снегом. Поможем Снеговику? (да)
– Тогда отправляемся в путь. А по пути нам надо преодолеть много препятствий, которые устроил Дед Мороз.
А. Откроем тетради, запишем число.
- Посмотрите, на пути Снеговика первое препятствие, надо подняться на гору (показ горки через ПК). (Рисунок2.)
Рисунок 2
Б. Минутка чистописания.
– Какое время будут показывать часы, когда наступит Новый год? (24 ч.)
– Пропишите это число, посмотрите как оно записано на доске. А Настя расскажет всё, что она знает про это число.
(На доске показ числа 24.)
(24 - это число чётное, двузначное, состоит из двух десятков и четырёх единиц, соседи числа - 23 и 25.)
В. Арифметический диктант.
(В целях закрепления табличных случаев умножения и деления.)
– Я читаю выражение, вы записываете только ответы.
5*6=30
42:6=7
8*5=40
54:9=6
32:8=4
21:3=7
56:7=8
24:8=3
28:4=7
6*6=36
7*2=14
8*8=64
Взаимопроверка тетрадей.
(Через ПК на экране высвечиваются ответы, учащиеся проверяют тетради своих товарищей). (Рисунок 3 см. в приложении.)
Поставьте оценки.
Г. – Снеговик подошёл к небольшой поляне. Кто догадается, что надо узнать Снеговику, чтобы преодолеть эту поляну? (На доске поляна в виде прямоугольника с длиной 7см и шириной 2см). (Найти S).
– Правильно. А как найти площадь прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину.)
– Найдите S. (7*2=14 см2)
– А кто знает, как найти периметр и что это такое? (Периметр - это сумма длин всех его сторон, надо все стороны сложить (7+2)*2=18 см.)
– Молодцы! Хорошо считаете, преодолели преграду, двигаемся дальше.
3. Повторение пройденного.
А. Решение задач.
– Двигаясь дальше, мы со Снеговиком подошли к большому сугробу, (показ сугроба (Рисунок 4)) может быть там спрятал Дед Мороз ёлку?
Рисунок 4
Чтобы это узнать, надо решить задачи в учебнике на с.76 под №2. Откройте книги.
– Читаем про себя, вслух.
– Ребята, в задаче два вопроса, значит будем решать две отдельные задачи. Как удобнее записать краткую запись задачи? (в таблице)
(На доске - учитель, дети в тетрадях.)
На 1 свитер |
Количество свитеров |
Всего мотков |
Одинаковое |
3 свитера |
12 мотков |
|
5 свитеров |
? |
Анализ задачи:
– Чтобы узнать, сколько всего мотков потребуется на 5 свитеров, какие две величины надо знать? (На 1 свитер и количество свитеров.)
– Количество свитеров нам известно, а на 1 свитер нет, но сказано, что они одинаковые.
– Чтобы узнать, сколько требуется на 1 свитер, надо знать сколько всего мотков и количество свитеров. Это нам известно. Можно решить задачу.
– Решение запишите самостоятельно. А на доске решает один учащийся.
– Проверим решение. ((12:3)*5=20м.)
Б. А теперь решим задачу со вторым вопросом.
На 1 свитер |
Количество свитеров |
Всего мотков |
Одинаковое |
3 свитера |
12 мотков |
< |
? |
20 мотков |
– Решите задачу самостоятельно. ( 20: (12:3) =5 св. )
– Сравним решения. Какой вывод можно сделать? (4 пропорциональное можно находить и действием деления и действием умножения.)
В. Решим ещё одну задачу №4 с.76
– Читаем про себя, вслух.
– Сделаем чертёж в тетради и занесём все данные. Начертим отрезок длиной 10 см.
– Посмотрите на чертёж и скажите, что неизвестно? (Неизвестно, сколько расчистил папа.)
– Значит какой вопрос можно задать? (Сколько метров дорожки расчистил папа?)
Анализ задачи.
– Вся дорожка разбита на 3 части, 2 части известны, надо найти 3.
Пан решения.
– Сначала надо найти длину двух частей, т.е. сколько метров расчистили Миша и Ира. Затем из всей длины дорожки вычесть найденное число.
– Решение и ответ запишите самостоятельно.
– Проверим: 35-(7+5)=23 м.
4. Физминутка.
– Ребята, Снеговик немного устал , и на его пути как раз встретился пенёк, (показ пенька (Рисунок 5)) он решил немного отдохнуть. Отдохнём и мы.
Рисунок 5
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
Г. Самостоятельная работа.
– Отдохнули, двигаемся дальше. На нашем пути встретился глубокий овраг (на доске изображение оврага с закрытыми ответами). (Рисунок 6)
Рисунок 6
Ребята, а кто из вас знает, что такое овраг? Послушайте, как об этом сказано в словаре Ожигова.
Овраг - это большая, глубокая, удлинённая рытвина.
Чтобы его преодолеть, надо самостоятельно решить примеры № 1 с. 76 , 3 столбик. Вспомним порядок действия.
– Проверим. В овраге находятся ответы.
– Прочитайте выражения к данным ответам (показываю 79, 43, 64).
(На доске: в овраге 79, 43, 64.)
5. Итог урока.
– Ребята, мы преодолели все препятствия и помогли Снеговику отыскать ёлочку, посмотрите вот она. (показ ёлочки) (Рисунок 7)
Рисунок 7
– Что мы закрепляли на уроке, чтобы её отыскать? (Науроке мы писали арифметический диктант, находили площадь и периметр прямоуголъника, решали задачи и примеры.)
– Елочка, ребята, непростая, она с сюрпризом. (Достаю цифры и выставляю оценки за урок.)
6. Домашнее задание: № 1 стр.76