Цель: закрепить знания детей о прочитанных сказках К. И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки; учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Оборудование: сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо – дерево», «Муха Цокотуха» «Краденое солнце», пазлы с изображением сказок К.И.Чуковского, иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, маски героев сказок К.И.Чуковского.
Предварительная работа: чтение сказок К.И.Чуковского, подготовка к инсценированию сказок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами прочитали много сказок К.И. Чуковского. И я знаю, что вы очень любите слушать сказки. А сегодня мы с вами проведем КВН на лучшего знатока сказок К.И.Чуковского.
У нас две команды:
- I команда – «Солнышко»;
- II команда – «Чудо-дерево».
Приветствие команд.
Девиз первой команды:
«Мы едины, мы непобедимы,
Книжки мы читаем,
Сказок много знаем!»
Девиз второй команды: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Выберем капитанов команд:
- Настя
- Тимур
А оценивать наши конкурсы будет жюри.
1 задание
Разминка для команд: «Вспомни, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского.
- Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает … (воробей «Тараканище») - Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными … (грибами «Путаница») - Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под … (кровать «Мойдодыр») - Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки … (золотые «Муха Цокотуха») - Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и … (пропал «Краденое солнце») - А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке «Федорино горе») - Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые … (калошки «Чудо-дерево») - И такая дребедень
Целый день:
Дин-ди-лень
Дин-ди-лень
Дин-ди-лень
То олень позвонит, то … (тюлень «Телефон»)
2 задание. Конкурс капитанов.
Капитаны собирают пазлы. И называют сказку, изображенную на пазле.
На двух столах выложены иллюстрации сказок, дети должны их узнать и рассказать краткое содержание.
«Айболит», «Муха Цокотуха», «Путаница», «Мойдодыр».
3 задание
Вспомни, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.
- Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки) - Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята) - Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр) - Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха) - Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора) - Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура) - …Если только захочу,
И Луну я проглочу! (крокодил) - Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)
4 задание. Домашнее задание
Инсценирование отрывков из сказок.
5 задание
Чему радовались персонажи стихотворений К.Чуковского?
- То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют,
Козлы бородою дорогу метут… - Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил… - Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит… - И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются –
Так, что дубы сотрясаются. - Бараны. Бараны,
Стучат в барабаны!
Сычи – трубачи
Трубят!
Грачи с каланчи кричат!
Летучие мыши
На крыше
Платочками машут
И пляшут.
А слониха – щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
6 задание. «Мозаика из сказок»
Сколько и какие сказки К.И. Чуковского «живут» в этом стихотворении?
- Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку
Под кровать.
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
(«Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон») - Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку.
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили…
(«Краденое солнце», «Бармалей», «Путаница»)
Подведение итогов.
Награждение команд.