Урок по русскому языку. Тема "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая? какое, ? какие?
  • Ввести понятие «Имя прилагательное».
  • Отработка каллиграфического навыка.
  • Развивать память, внимание, связную речь, работать над расширением и пополнением словарного запаса детей.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, к родному языку, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, мультимедиа, раздаточный материал, наклеить на парту каждому ребёнку кусочек скотча, наручная кукла Дед Всевед, презентация (приложение 3).

Ход урока

1. Орг момент.

(Входят под бой Курантов.)

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Сегодня у нас необычный день!

По весеннему солнечный, ясный, хотя и середина февраля.

Запишите число. Классная работа.

А на полях нарисуйте настроение, которое соответствует вашему.

На доске:

А у меня приподнятое настроение, потому, что мы сегодня познакомимся с новой частью речи - Именем прилагательным. И этот урок русского языка наш маленький вклад в развитие образования России!

На доске: (сопровождение мультимедиа)

О ней нам гордо надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить:
Сильнее всех имён сказать:

РОССИЯ. (Дети договаривают сами.)

2. Чистописание

Назовите буквы из которых состоит слово. (р, о, с, с, и, я.)

Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. (О, И, Я.)

Какие цепочки можно из них составить? (оия, ияо, иоя, ояи, яои, яио.)

Любую понравившуюся вам цепочку запишите у себя в тетради. Полстрочки.

Цепочка не должна прерываться. (Показ на доске.)

Поставьте себе на полях оценку.

У вас на партах лежат полосатые листочки.

У кого получилось закрасьте нижнюю полоску – красным. (Приложение 1)

3. Словарная работа

Слово Россия – это словарное слово.

Назовите в нём орфограммы.

Как вы думаете, почему -о-? (Ответы детей, один из вариантов: потому, что слово образовалось от слова росы.)

Почему – СС –? (Это надо запомнить.)

А почему слово пишется с большой буквы?

С новой строчки запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограммы!

4. Актуализация знаний

Россия - необъятная, душевная страна, красота которой поражает. Ребята, а что вы можете сказать о России? (Ответы детей.)

А вот послушайте, что о ней говорят другие дети. (Видеоролик вы можете получить у автора статьи.)

5. Работа над темой (приложение 2)

Россия – это поля, леса.

(Вывешиваются на доску черно-белые изображения.)

Нравятся вам они? (Нет.)

Почему? (Не раскрашенные.)

Давайте их раскрасим. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте какими могут быть поля, леса!(Звучит музыка, дети раскрашивают, вывешивают на доску.)

Два человека раскрашивают картинки на доске мелками.

6. Давайте проведём исследовательскую работу:

Поля – какой частью речи является слово поля? (Сущ.)

Докажите. (Отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.)

Поля (какие?) жёлтые, зелёные.

А ещё какими они могут быть?

Хлебные, богатые просторные…

Запишите в тетрадь (работа в тетради).

Поля (какие?) жёлтые, зелёные, хлебные, щедрые, просторные…

Леса, какой частью речи является слово леса? (Сущ.)

Докажите. (Отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.)

Какие бывают леса? (На экране.)

Леса - (какие?) зелёные, …

А какими они могут быть ещё? (дремучие, богатые, могучие…)

Запишите в тетрадь.

Леса (какие?) зелёные, дремучие, богатые, могучие …

Оказывается раскрашивать можно не только карандашами, но и словами.

Такие слова, которые определяют признак предмета и отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? называются Именами Прилагательными.

А почему они так называются нам расскажет Дед – Всевед. Он много читает и поэтому много знает. (Рассказ куклы /на руку одеваем куклу, и имитируем рассказ/.)

«Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает – присоединение прибавление…»

А теперь откройте учебники на с. 69 и прочитайте правило, то есть закон. Прочитайте правило про себя, а кто готов прочитать вслух поднимите руку.

7. Закрепление изученного

Прочитайте предложение. (Мультимедиа.)

Бессмертный народ наш великий и вольный, наш мудрый, наш вечный, наш гордый народ.

О чём говориться в предложении? (О народе.)

Какой частью речи является? (Сущ.)

Найдите в предложении прилагательные. (Великий, вольный, мудрый, вечный, гордый.)

Докажите. (Отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета.)

Спишите предложение над именами прилагательными поставьте вопрос.

В статье 68 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственным языком является русский . Более 145 миллионов жителей России, говорят на русском языке, более 100 народов и народностей знают русский язык.

А Иван Сергеевич Тургенев, великий русский писатель, о русском языке сказал так (прочитайте):

О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Назовите главное слово. (Язык)

-О-, он говорит с восхищением, такой язык дан великому народу.

Какие слова помогли Тургеневу определить признак языка. (Великий, могучий, русский.)

Докажите. (Какой? великий, какой? могучий, какой? свободный.)

Прочитайте ещё раз глазками.

А теперь запишите прилагательные которые запомнили.

Над именами прилагательными поставьте вопрос.

Проверяем.

Поставьте себе оценку на полях.

У кого получилось – закрасьте среднюю полоску – синим.

Pеет флаг над страной
Над Россией прекрасной
Перед вами цвета белый, синий и красный!

Кто догадался – что это? (Флаг России.)

А посмотрите – у вас получился флаг.

Возьмите полотнище и при помощи скотча прикрепите его к ручке или карандашу.

Поднимите флаг высоко-высоко, чтобы все увидели, какой у вас флаг получился.

Плохо видно, помашите им.

А теперь встаньте, поднимитесь на носочки и потянитесь так высоко, как только можете, помашите флагом чтоб все увидели и в школе, и на улице, чтобы папа и мама увидели какие вы молодцы, чтобы Дмитрий Анатольевич Медведев в Москве увидел, что дети из Благовещенска сделали флажки России и с гордостью машут ими передавая привет всем людям мира.

А вы знаете песню о своей стране? Давайте её споём? (Приложение 4)

В наследство от своих отцов мы получили и язык. Таким красивым, образным и богатым его делают имена прилагательные.

Так что же такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

А что вам больше всего понравилось на уроке?

Какое настроение у вас в конце урока?

Нарисуйте на полях настроение которое соответствует вашему.

А у меня торжественное настроение. Я горжусь тем, что у нас подрастают такие активные интересные и умные дети. Спасибо вам за ответы, за внимание. Я уверенна, что мы ещё встретимся.

Урок окончен.

До свидания.