Программное содержание:
- Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек, научился управлять огнём.
- Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
- Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приёмы:
- игровой,
- наглядный,
- словесный (загадка, стихотворение).
Материал: знак опасности, символ огня, сказка «Огонь – друг, огонь – враг», картинка пожарной команды, мяч, ленточки красного и синего цвета, предметы для пожаротушения, светофорчики (красный – синий), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, медаль «Юные пожарные».
Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, д/и «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Организация детей: полукругом на стульчиках, стоя у мольберта, в кругу, в парах.
Ход занятия
– Ребята, я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется (знак опасности).
– Правильно, это знак опасности.
– А сейчас, давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному. (Дети по одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.)
– Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.
– А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь её отгадать:
«Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова».
– Да, это – огонь. (Показываю символ огня.)
– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь – друг, огонь – враг».
«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого».
– Как вы думаете, почему? (Он сжигал всё подряд.)
– И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
– Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь? (Приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д.)
– Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.
– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар? (От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, невыключенных электроприборов и т.д.)
– Назовите мне, что может загореться дома, в лесу? (Ответы детей.)
– Чем кроме огня, ещё опасен пожар? (Дымом, им можно задохнуться).
– А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, показывать руками вверху «языки пламени», а если не горит – руки опускаем.
Слова: |
|
|
бумага |
|
|
|
гвоздь |
|
|
|
шторы |
|
|
столовая ложка |
|
|
|
|
тетрадь |
|
|
|
|
|
|
|
одежда |
|
|
|
|
|
|
|
стол |
|
|
|
|
|
|
|
мебель |
|
|
|
|
|
|
|
сухая трава |
|
|
|
|
|
|
|
листья |
|
|
|
|
|
|
|
бензин |
|
|
|
|
|
|
|
краска |
|
|
|
|
– Молодцы, садитесь. А сейчас я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то мы назовём, что там изображено.
– Итак, первый вопрос (всего 8 вопросов):
- Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
- Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
- Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжёлая, но нужная людям.)
- Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
- Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
- Зачем пожарные надевают противогаз? (Легко дышать при задымлении.)
- По какому номеру вызывают пожарных? (01)
- Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: номер дома и квартиры.)
– Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка. Это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
«Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина».
– А теперь встаньте, мы с вами ещё поиграем (с мячом). Игра называется «Лови, бросай, сразу отвечай».
- Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
- Почему пожарная машина красного цвета? (Красный цвет - цвет опасности.)
- Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
- Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
- Чем тушат бензин? (Пеной.)
- Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
– Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь – вода».
Дети с красной ленточкой – это огонь, с голубой – это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. потушить огонь (играем 1-2 раза). Дети садятся.
– Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, телефон). Они нужны, чтобы потушить огонь. А найдите один лишний предмет (это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить).
– Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается». Возьмите в руки свои светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок, если это делать можно.
- В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.
- Бросать горящие спички.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
- Оставаться в помещении, где начался пожар.
- Открывать окна, двери во время пожара.
- Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
- Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
- Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
- Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
- Обливать водой стены, пол во время пожара.
- Пользоваться лифтом.
- Не бояться, слушаться во всём пожарных.
- Тушить водой горящие электроприборы.
- Обращаться к соседям за помощью.
- По возможности пытаться тушить пожар.
- Включать газ, электроприборы, свет.
– Молодцы, садитесь, все правила назвали.
– Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головёшки. А как страдает человек от пожара (он получает ожоги, задыхается).
– Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показываю картинку и выслушиваю ответы детей).
– Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.