Интерактивная дидактическая игра к внеклассному мероприятию по теме: "Я – человек, ты – человек, мы – люди". 1–4-й классы

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • сформировать первоначальные представления детей о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
  • дать представление о правах ребенка;
  • познакомить с понятием “Здоровый образ жизни”;
  • закрепить и углубить экологические знания школьников, воспитать уважительное, бережное отношение к природе;
  • воспитывать уважительное отношение к ближним.

Оборудование. мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, компьютер.

Ход занятия

1. Беседа

Звучит мелодия песни “Где-то багульник на сопках цветет”.

Учитель: Дети, звучит мелодия песни о природе родного края. Как вы думаете, какая будет тема нашей беседы? (О природе.)

– Правильно. О природе и о нас. А мы – дети природы.

Слайд 1. См. Приложение 1

– Тема занятия: “ – человек, ты – человек, мы – люди!”

– Вы уже знаете, что такое природа. Давайте вспомним, какие предметы мы относим к природе? (Дети называют предметы.)

– Хорошо. Сделайте вывод: Все на земле: леса, водоёмы, горы и равнины, звери и птицы, рыбы, насекомые, люди – это творения природы. А как вы думаете, ребята, что является высшим творением природы?

Слайд 2

– Высшим творением природы является человек, т.е. мы с вами, ребята, дети природы.

Давным-давно тысячи лет назад на планете Земля появились люди. Одновременно с этими возникли главные вопросы:

– Что люди могут делать и чего не могут?

– На что имеют право и на что не имеют?

– Как они относятся друг к другу?

Сейчас мы поиграем в игру, в ходе которой мы получим ответы на интересующие нас вопросы.

Слайд 3

Слайд содержит гиперссылку на игровые поля по категориям. Обучающиеся выбирают одну из категорий (по желанию).

Категория “Моя Родина Россия”

Слайд 4 (содержит 4 кнопки, выбирая которые учащиеся автоматически отправляются на выбранный вопрос)

– Как называется наша Родина?

– Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.

– Какие символы страны вам известны? (дети называют)

– Догадайтесь, о каких символах страны идет речь.

Вопрос 1 слайд 5. Слово, которое произошло от немецкого слова “эрбе”, что обозначает “наследство, фамильное достоинство”
Вопрос 2 слайд 6. Какой государственный символ был утверждён российским императором Петром Первым? Как он назывался?
Вопрос 3слайд 7. С 1 января 2001 года российские политики окончательно утвердили государственный гимн России на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова.

Подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Прежде чем вы послушаете гимн, ознакомимся с его текстом (дети получают буклет).

Прослушивают гимн обязательно стоя.

Вопрос 4слайд 9. Прочитай слово. (Президент)

Физкультминутка

Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)
Кружит – кружит, (дети кружатся)
Дети все – дети все
Дружат – дружат. (рукопожатие с соседом)
Мы тогда – мы тогда
Быстро – быстро
Под дождем грибным подрастем. (тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)
Мы тогда – мы тогда
Домом – домом,
Землю общим домом назовем. (разводят руками, показывая огромную Землю)

Категория “Путешествие в город “Правознайка””

– Иногда в обществе возникают разногласия. Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему. На свет появилась Всеобщая Декларация прав человека, взрослые люди имеют много различных прав.

А есть ли какие-нибудь права у детей?

Да, есть. И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла ООН. Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но нужно помнить, что кроме прав, есть еще и обязанности.

И мы должны их выполнять.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Сейчас мы побываем в городе, где живут дети, которые знают свои права и обязанности.

Слайд 11 (содержит 3 кнопки с указанием сказки, в которую можно попасть)

Слайды 12, 13, 14

– Вспомните сказку “Приключения Буратино” и выберите мне ответы вопросы.

На доске три варианта ответов:

  • Право на бесплатное образование.
  • Право на труд, защита от безработицы.
  • Право на неприкосновенность жилища.

Вопросы.

  1. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Слайд 12)
  2. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Слайд 13)
  3. Какое право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”? (Слайд 14)

Категория “Экология и здоровье”

Слайд 15 (содержит 2 кнопки, выбирая которые учащиеся автоматически отправляются на выбранный вопрос)

– В этой категории мы с вами поговорим о проблемах, которые мешают Земле – нашему Зелёному дому быть здоровым. От чего надо защищать Зеленый дом?

Стихотворения А.Плотникова “Чёрные пятна”.

Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?

Слайд 16

– На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Мы получили некоторые из них.

На слайде расположены 5 фотографий. Выбирая одну из фотографий и обсуждая данную проблему, с помощью триггера дети подтверждают свои предположения.

В конце данной категории обучающиеся делают вывод, что очень часто сами люди виноваты в болезнях Земли.

Слайд 17. Что разрушает здоровье, что укрепляет?

Слайд содержит триггеры, которые помогают обучающимся определить полезные и неполезные продукты питания.

Категория “Чему учат сказки?”

Слайд 18 (содержит 3 кнопки с указанием сказки, в которую можно попасть)

– Может ли человек прожить один? (Ответы детей.)

– Человек постоянно нуждается в общении. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды и пищи. И вроде бы делить нечего, но люди очень часто ссорятся… В данной категории герои сказок покажут, какими качествами характера должен обладать человек, чтобы мы могли жить дружно.

Использование триггеров помогает детям убедиться в правильности своего ответа.

Слайд 19. Каким цветом можно охарактеризовать предательский поступок родного дяди Симбы льва Шрама?

Слайд 20. Благодаря каким качествам Золушка стала невестой прекрасного принца?

Слайд 21. Почему обитатели птичьего двора обижали Гадкого утёнка?

3. Итог

Слайд 22

“Человек – чудо природы! Человек – самое умное животное на Земле и поэтому он должен заботиться обо всех, кто живет рядом с ним на Земле”

(Эти слова З.И. Тюмасевой, взяты из книги “Я человек, ты – человек, мы – люди”)

Награждение победителей игры.