Цель:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Развивать интеллектуальные, эмоциональные, волевые стороны ученика;
- Развить интерес к предмету.
Оборудование:
- Плакат с кроссвордом;
- Плакаты с занимательными задачами;
- Дополнительная литература.
Ход занятия
В наше время математик Это каждый человек Что поделаешь, приятель Мы живем в ракетный век. |
- Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг)
- Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? (Две ноги, ибо у кошек лапы.)
- У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
- Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах – голубые? (В самолетах нет стоп – кранов)
- Один грузовик ехал в деревню и встретил три трактора, из них два тянули по комбайну. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
- На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Ни одного)
- По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (Ноль)
- Один человек купил 3 коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По земле)
Учитель: Тему сегодняшнего занятия математического кружка мы узнаем, разгадав кроссворд.
Вопросы:
Ключевое слово “Арифметика”. |
– Итак, занятие нашего кружка посвящено арифметике.
Арифметика – это наука о числах. Название “арифметика” происходит от греческого слова “аритмос”, что означает “число”. В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений.
В 1703 году издан первый в России печатный учебник “Арифметика”, до него были лишь рукописные математические книги. Автором этого учебника является Леонтий Филлипович Магницкий.
Доклад о Л.Ф.Магницком.
Магницкий проделал огромную работу, чтобы излагаемый материал был доступным и интересным.
Некоторые занимательные задачи из этой книги мы сегодня рассмотрим.
Задача 1.
Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за
два месяца, овца – за три месяца. За какое время
лошадь, коза и овца вместе съедят такой воз сена?
Решение: За 1 год: лошадь съест 12 возов, Коза – 6 возов, овца – 4 воза. Вместе 12 + 6 + 4 = 22 (воза), тогда за = месяца они все вместе съедят воз сена. |
Задача 2. (Старинная задача) Лев может съесть овцу за 2 часа, волк – за 3 часа, а собака – за 6 часов. За какое время они вместе съели бы овцу? Решение: |
Задача 3. Путешественник идет из одного города в другой 10 дней, а второй путешественник тот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу из этих городов? Решение: За 30 дней путешественники проходят 30:10+30:15=5 расстояние между городами. Следовательно, они сойдутся через 30:5=6 дней. |
Забавы в “Арифметике” Л.Магницкого составляют особую главу “Об утешных неких действах, через арифметику употребляемых”.
Я вам предлагаю поиграть в игру: “Кто первый скажет “сто”?”
Играющие (2 человека) по очереди называют числа – любые от 1 до 10 включительно – и прибавляют к ним число, сказанное предыдущим по игре. Выигрывает тот, кто первый скажет “сто”.
Домашнее заданиеЧто б врачом, моряком или
Летчиком стать
Надо, прежде всего математику знать
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка
Где бы нам не помогала арифметика.
Найдите сумму от 1 до 199.