Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских директив на формирование личности ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив негативно влияющих на личность ребенка;
- Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком;
- Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.
Участники: педагог-психолог, родители.
Время: 1 час.
План:
- Приветствие.
- Дать определение и наиболее популярные виды родительских директив.
- Проигрывание ситуаций с альтернативными видами общения.
- Рефлексия.
Оформление, оборудование и инвентарь: занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены в форме полукруга, чтобы все участники могли слышать и видеть друг друга. На столах лежит цветная бумага в форме прямоугольника и бейджик, ручки, карандаши или фломастеры, клубок ниток. К доске прикрепляется плакат с таблицей “ Влияние родительских директив на формирование личности ребенка” (по Р. Голдуингу и М.Голдуингу, 1976 г.)
Результатом: тематического тренинга, с моей точки зрения, будет являться более осознанное отношение к тем видам влияний, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности педагогического общения, что повлечет за собой повышение уровня самооценки, инициативности, самостоятельности, комуникативности детей, формирование мотивации успеха и достижения, повышение привлекательности процесса обучения и воспитания в целом.
Ход тренинга
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Педагог-психолог предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Психолог задает вопрос: “ Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?”, а участники пишут либо имя, либо имя - отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
а) красный – восторженное настроение;
б) желтый – светлое, приятное;
в) оранжевое – радостное;
г) зеленый – спокойное;
д) фиолетовый – тревожное, напряженное;
е) черное – уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители должны представится и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение.
Выступление психолога:
– Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с
вами о самом дорогом, что есть у нас, – о наших
детях, и как мы родители можем неосознанно
повлиять на его дальнейшую жизнь. Тема нашей
встречи: “Влияние родительских директив на
формирование личности ребенка”.
Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”.
Директива – это своеобразное “скрытое послание” родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.
Педагог-психолог выделяет наиболее распространенные родительские директивы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка. (Приложение 1)
Упражнение на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения.
Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывают две ситуации, где родители используют родительскую директиву, эту же ситуацию, но уже без директивы. (Приложение 2)
Рефлексия: от родителя к родителю передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, он продолжает фразу “Работая с группой, я понял(а), что …”.
Литература
- Кузьменкова О.В. Психология семьи и семейного консультирования, Оренбург 2005.
- Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. Модель организации клуба “Молодая семья”, план-программа, занятия, Волгоград 2009.