Использование игр-занятий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, речи, памяти, формирование мышления в процессе игровой деятельности.

Воспитание детей – сложная и трудная задача. Много внимания и забот надо приложить, чтобы воспитать здорового ребенка. Если при воспитании нормального ребенка надо проявить много умения и кропотливого труда, то, сколько же усилий надо приложить, чтобы сделать жизнеспособным, приспособленным к практической деятельности ребенка, который от рождения страдает недостатком умственных и психических способностей? Надо приложить много усилий, много упорного труда, чтобы вывести на жизненную дорогу ребенка с нарушениями интеллекта. Задача трудная, но выполнимая.

Умственное воспитание и развитие – одно из важнейших составляющих в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, нарушение познавательной деятельности которых является “ядерным”, основным в сложной структуре нарушения.

У таких детей с раннего детства не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно – исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий обучения и воспитания.

Что же делать?
Да все очень просто – ИГРАТЬ!
Играть вместе, рядом

Игра – основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее доступна ребенку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребенка. Она оказывает влияние на все стороны психического развития. Именно в игре ребенок приобретает знания и умения, развиваются восприятие, мышление, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются этические нормы, расширяется и обогащается словарный запас, развиваются все функции речевого развития.

Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка, не важно какого, с проблемами в развитии или нормой, любого ребенка – сначала надо научить играть!

Мы стараемся проводить занятия не по классической схеме, которая довольно утомительна для наших детей с интеллектуальными нарушениями, а превратили их в увлекательную совместную игру. Небольшая продолжительность каждой игры и частые переключения с одного вида деятельности на другой делают игру динамичной.

Самое главное – игра проводится в доброжелательной обстановке. Хороших результатов добиваемся благодаря тесному взаимодействию между специалистами и педагогом.

Все дети на занятии проявляют высокую активность, и даже те дети, которые не владеют фразовой речью, пытаются участвовать взглядом, мимикой, жестами.

Дети становятся более внимательными, уверенными в себе. У них повышается интерес к игрушкам, играм, значительно улучшается психический статус. Такие игры влияют положительно на формирование личности ребенка.

Игры интересны и приносят много радости, положительных эмоций каждому ребенку.

Дети просят продолжения игры!!!

Такие игры- занятия хорошо проводить с детьми и в домашних условиях.

Рекомендую родителям играть с ребенком, так как игра поможет узнать лучше своего малыша, понять его чувства и отношение к людям, к окружающему миру, к себе и к самим родителям. Говорю:

“Не торопите детство!

Играйте вместе с детьми!

Помогайте им через игру познавать окружающий мир!”

Так как наши дети в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, большое влияние на психическое развитие детей с нарушениями интеллекта оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого- либо сюжета, так называемые игры- драматизации.

Конспект игры – занятия для детей с нарушениями интеллекта на тему “Советы доктора Айболита”

Задачи:

  1. Формировать игровые навыки у детей с нарушениями интеллекта, расширяя, уточняя и совершенствуя их.
  2. Учить детей с разным уровнем игровых навыков и речевого развития объединяться для игры.
  3. Формировать интерес и стойкое положительное отношение к играм и игрушкам.
  4. Расширять и углублять представления детей об окружающей действительности, совершенствовать внимание, память, наблюдательность и мышление.
  5. Развивать навыки общения во время игры, закрепить обобщающие понятия “звери”, “овощи”, “фрукты”.
  6. Воспитывать культуру поведения, аккуратность.

Предварительная работа с детьми:

  1. Чтение сказки “Доктор Айболит”, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций.
  2. Беседа о животных, о бережном отношении к ним.
  3. Закрепить с детьми обобщающее значение слов “овощи” и “фрукты”, беседа о пользе овощей и фруктов в любое время года.

Материал:

  1. Корзина или коробка.
  2. Дерево, пенек, медицинский набор, костюм Доктора Айболита.
  3. Костюм Хрюши (грязный).
  4. Плюшевые игрушки – зверюшки на каждого ребенка.
  5. Носовые платочки.
  6. Пластилин, палочки, листочки.
  7. Яблоко и морковь.

Ход занятия

1. Дефектолог вносит в группу большую коробку или корзину с мягкими большими игрушками – животными (заяц, ослик, поросенок, белка, мишка, собака, крокодил и т.д.)

Дефектолог: Кто к ним в гости пришел?

Ответы детей.

Дефектолог: Нравятся вам гости?

Ответы детей.

Дефектолог: Выберите себе каждый друга. Кто себе кого выбрал?

Рассматривают животных.

Дефектолог (обращаясь к каждому ребенку): Кто твой друг?

Дети рассматривают своих друзей – зверей, называют, рассказывают.

Сюрпризный момент.

Вбегает грязный Хрюша (взрослый), хватает зверюшек и говорит:

– Я хочу, чтобы вы меня любили тоже …Я хочу … Я хочу… Я хочу … Я хочу…

Дефектолог (останавливает его и говорит): Подожди, подожди, Хрюша, разве можно так себя вести?

Хрюша: А как надо?

Дефектолог: Ты вбежал, не постучав, не поздоровался ни с кем. А в каком виде ты пришел? Посмотри, какой ты грязный, неопрятный. Разве можно таким ходить? Посмотри, пожалуйста, на наших детей. Они чистые, красивые. С таким грязным и невоспитанным никто не захочет дружить.

Хрюша “чихает” в разные стороны, нос и рот не закрывает.

Дефектолог: Хрюша, Хрюша, что ты делаешь?

Хрюша: Ничего. (Вытирает нос рукавом.)

Дефектолог: Хрюша, если ты простудился и чихаешь, надо отворачиваться и прикрывать носик – пятачок носовым платком.

Хрюша: Что же мне делать?

Дефектолог: Иди, Хрюша, домой, умойся, переоденься, приведи себя в порядок и вылечи свой пятачок.

Хрюша: Хорошо. (Убегает, потом вспоминает, заглядывает и говорит): До свидания.

Дефектолог: Ап-чи, ап-чи. Вот что Хрюша натворил – заразил всех наших друзей-зверей. Что же нам делать? … Дети, а вы знаете, кто лечит зверей?

Дефектолог подходит к дереву, одевает халат, чепчик, очки, бороду и произносит:

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица, и жучок,
И паучок, и медведица …
Всех излечит, исцелит, добрый
Доктор Айболит…

Игра “Доктор Айболит”.

Доктор Айболит (дефектолог): Что случилось? Кто вас заразил?

Ответы детей.

Доктор Айболит лечит зверей, капает зверюшкам в носик капли.

Доктор Айболит: Ну, вот и все. Теперь ваши друзья будут здоровы. Дети, а вы знаете, что для того, чтобы вы сами и ваши друзья не болели, надо есть витамины? А в чем содержатся витамины?

Дети проходят за столы, садятся и друзей – зверюшек сажают рядом.

Доктор Айболит: Витамины содержатся в овощах и фруктах, надо их есть круглый год, тогда и болеть не будете! А какие овощи вы знаете и где они растут?

Дети перечисляют.

Доктор Айболит: Дети, а где растут фрукты? Какие фрукты вы знаете?

Ответы детей.

Доктор Айболит: Молодцы! А теперь посмотрите, что я вам покажу.

Дефектолог (показывает яблоко):

Я круглое, румяное,
Большое, наливное.
Хвалить себя не стану я
Смотрите – я какое!

Доктор Айболит: Дети, яблоко – это фрукт или овощ? Где оно растет?

Ответы детей.

Все вместе рассматривают яблоко.

Доктор Айболит: А теперь еще посмотрите, что я вам покажу.

Доктор Айболит показывает морковь.

Я – морковка сладкая
Выросла на грядке я.
Я листву на солнце грела
Покраснела и созрела.
Я на выставке в почете,
Я открою вам секрет:
И по вкусу и по виду
Лучше меня нет.
Кто морковные пьет соки
У того румяны щеки!

Рассматривают с детьми морковь.
Угощает детей дольками яблока и кусочками моркови (кто что хочет), предлагает оставить угощение для Хрюши.
Входит воспитатель, в руках у нее две игрушки (медведь и заяц).
Доктор Айболит приглашает детей встать в круг и поиграть с воспитателем

Физкультминутка

У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Наш медведь пошел домой.
Поскакал и заинька.

Дети выполняют соответствующие движения
Доктор Айболит предлагает детям вместе с воспитателем на занятии по лепке выбрать и слепить то, что хочет каждый ребенок (морковку или яблоко) и угостить своих друзей-зверюшек.
Повторить, что витамины нужны для того, чтобы звери никогда не болели.
Выполнение задания детьми, индивидуальная помощь, кто затрудняется, поощрение детей. В конце занятия дети играют – угощают своих зверюшек.