Дидактические игры
Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей в 1-м классе и приемов работы в последующих классах является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
В практике работы школы иногда смешивают дидактическую игру и упражнение. По всей вероятности, это происходит из-за общности учебных задач, которые решаются данными методами. При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Так, в игре “Домино” игровой задачей будет правильная постановка фишек, образующих целое слово; в игре “Часы” – установка часовой и минутной стрелок на слоговых структурах, также образующих слово. Учебной задачей в обеих играх является закрепление представлений о слоговой структуре слов, навыка узнавания слогов “в лицо”.
Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.
Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.
Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы “Слова, обозначающие предметы” во 2-м классе можно использовать игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.
В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся. Так, первоклассники, участвуя в игре “Каждому свое место”, получают по три картинки, в названиях которых необходимо установить место заданного звука. При этом сильная группа школьников выделяет звуки в любой позиции. Слабоуспевающие дети, имея соответствующий подбор трех картинок, узнают этот звук только в начале или в конце слов.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил. Так, в игре “Купи игрушку” дети получают игрушку (картинку с ее изображением), если четко произнесут ее название, разделят слово на слоги, определят количество слогов. В дальнейшем можно предложить детям “покупать” сначала те игрушки, названия которых состоят из одного слога, затем из двух и, наконец, из трех.
Количество мыслительных операций остается прежним, усложнение идет за счет вынужденного выбора, требующего мысленного разграничения названий в соответствии с новыми условиями. Игра будет еще более сложной (это вариант для сильных учащихся), если после деления слов из трех слогов останутся игрушки, названия которых состоят из четырех слогов.
Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя." вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для школьников занятием. Затем следует выполнение учебной задачи: запись слов-отгадок.
Та же игра с загадками на этапе знакомства с орфографическим правилом отвлекает внимание школьников от решения основной цели урока – усвоения нового материала. В результате возникает ложная занимательность, ничего общего не имеющая с пробуждением интереса к самому орфографическому явлению.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания можно провести игру “Кто вернее и быстрее?” Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде ученики, по одному из каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд-победитель, который за быстрое и верное выполнение задания награждается игровыми жетонами. Далее каждый ученик проверяет по записи на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Учитель проходит по рядам, наблюдая за действиями детей. Тем, кто успешно выполнил домашнее задание, а также тем, кто правильно осуществил проверку, вручаются дополнительные жетоны. Если в ходе урока используется несколько игр, в конце его жетоны предъявляются учителю для получения соответствующей оценки (5 жетонов – отличная отметка, 4 – хорошая и т.п.).
Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники.
Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для той цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.
В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
Чтение
Цель: познакомить учащихся со звуком и буквами О, о; формировать умения выделять звук [о] из речевого поток и соотносить его с буквой О.
Задачи:
- развивать правильное артикулирование звука;
- корригировать зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: предметные картинки: ведро, оса, овцы; магнитная и звуковая азбуки; натуральный продукт: бублик.
Ход урока
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент
– Какой сейчас у нас урок?
– Что мы учимся делать на уроке чтения?
2. Артикуляционная гимнастика
– Покажите звук а, у, м.
– Как цокает лошадь?
– “Часики”, “Вкусное варенье”.
3. Повторение
– Назовите звуки, которые мы с вами изучили.
(а, у, м.)
– Покажите буквы, которыми они обозначаются на
звуковой азбуке.
– Назовите гласные звуки. Почему?
– Назовите согласные звуки. Почему?
– Игра “Допиши буквы” и прочти, что напечатано.
4. Физкультминутка
II. Основная часть
Объяснение нового материала
А. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, но сначала отгадайте загадку.
Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят.
(Осы.)
– Правильно. Давайте составим предложение со словом “осы”.
Осы жалят. или Осы летят.
– Что составили? (предложение)
– Сколько слов в предложении? (хлопаем в ладоши и считаем слова)
– Составление схемы. Что ставим в конце предложения?
|_______ ____________ .
– Назовите первое слово.
– Сколько в нём слогов? (кулачок к подбородку)
– Назовите первый слог?
– Какой первый звук слышите?
– Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Оо.
Б. Знакомство со звуком О
Выделение звука.
– Произнесите первый звук в этом слове и попробуйте намотать ниточку на клубочек.
– А теперь давайте попробуем его спеть (хором и по одному).
– А теперь попробуем его растянуть.
– Так что же умеет делать наш звук? (петь, тянуться, ниточку наматывать на клубочек)
– Какой наш звук? (гласный). Обозначаем красным кружком.
Артикуляция звука.
– При произношении звука губы вытянуты вперёд, округлены.
– Игра “Положи звук”. Дети правильно произносят звук и “кладут” его в ладоши учителя.
Определение места звука в словах.
Выставляются 3 картинки (овцы, дом, ведро). Детям предлагается определить место звука в словах.
– Где может находиться звук [о] в словах?
Выделение слов, в которых встречается звук [о] из ряда слов.
– Детям показываются картинки. Они должны поднять руку тогда, когда видят слово со звуком [О] (осы, пол, стол, стул, совы), открытый урок по чтению 1 кл.
Разучивание стихотворения.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(В.Степанов)
Физкультминутка.
Не по тропе, О охало,
А около О окало,
Катилося Не по тропе,
И окало. А около.
Все ученики встают и выходят из-за парт. Первый в ряду начинает перекатывать обруч(это буква О) второму ученику, тот соседу и т.д.(одно перекатывание на каждую строку). Тот, на ком закончилось перекатывание, называет слово со звуком [о].
В. Знакомство с буквой Оо.
– Звук [о] обозначается буквой Оо.
– Посмотрите на эту букву. Какая по форме эта буква? На что похожа буква О? (бублик, показать и дать каждому)
– Найдите эту букву в азбуке.
– Выложите её из ниточки.
– Отберите на магнитной доске букву О.
– Откройте учебник. Почему буква О написана в красном квадрате?
– Прочитайте букву. А теперь хором.
– Что нарисовано в верхнем левом углу? С какого звука начинается слово? Какая буква стоит в начале слова?
– Помогите найти эту букву Петрушке и Дюймовочке. Обведите её красным карандашом.
Рис. 1
III. Заключительная часть
1. Итог урока.
– Скажите, с каким звуком мы сегодня
познакомились?
– Какой буквой он обозначается?
2. Поощрение за работу.
3.Просмотр диска “Весёлая азбука-малышка”