Урок по окружающему миру "Земля – наш общий дом" по модели "3 учителя в 1-м классе"

Разделы: Начальная школа


Цель: раскрыть деятельность людей по охране природы нашей планеты, развивать экологическое мышление учащихся.

Задачи: помочь учащимся определить свою позицию и роль в жизни планеты; учить принимать самостоятельные решения; учить связывать формальные знания с реальными ситуациями; развивать коммуникативные умения учащихся, умение презентовать свою работу, отвечать на незапланированные вопросы.

Оборудование: ватман, альбомные листы, маркеры, шаблоны материков, картинки с изображением растений и животных, плакат “Береги природу”, аудиокассета “Звуки природы”, клей, Красная книга России, конституция РФ.

Предметные области: математика, развитие речи, окружающий мир.

Модель: “3 учителя в классе”.

Урок построен в форме учебно-познавательной игры “Карусель”.

Ход урока

1. Организационный момент

Слово основного учителя.

– Этот урок окружающего мира пройдёт в форме игры “Карусель”. Правила игры следующие:

Класс делится на три группы.
У каждой группы будет свой организатор, который отвечает за определённый этап урока: Разумова О.В. – экология, Алексеева И.В. – развитие речи, Овсянникова Н.В. – окружающий мир.

В течение урока каждая группа решит задания каждого предмета.

2. Актуализация знаний

– Какой формы наша Земля?
– Почему из космоса она кажется голубой?
– Сколько океанов? Назовите их.
– Сколько материков? Назовите их.

Учитель. Мы живём на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом.

3. Работа по теме урока

Учитель. Наша задача на уроке ответить на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы сохранить планету для будущих поколений человечества”. Начинаем работу по группам.

Овсянникова Н.В.

Практическая работа.

Задание 1.
Собрать карту полушарий из предложенных шаблонов – материков. Дать характеристику каждому материку.

1 группа – Евразия, Африка.
2 группа – Северная Америка, Южная Америка.
3 группа – Австралия, Антарктида.

Задание 2.
Выбрать из предложенного набора карточек растений и животных тех, которые характерны для данного континента.

Задание 3.
Обсуждение вопроса “Почему мы считаем планету нашим домом?”

 

Фото 1

Разумова О.В.

Решение экологических задач.

Каждой группе предложено решить экологические задачи.

1-я группа.
Много тепла Антарктида и Северный Ледовитый океан отнимают у Земли, но этим они спасают Землю от перегрева. Благодаря их ледниковому щиту, климат нашей планеты отличается друг от друга, а это условие для более полного расцвета жизни, её многообразия. Но в последнее время учёные заметили быстрое таяние ледников. Это происходит из-за выброса в атмосферу газов, вызывающих “парниковый эффект”. Чем опасен “парниковый эффект” для нашей планеты?

2-я группа.
На заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км?. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км?. На какой площади уничтожены леса за это время? Чем опасно для Земли уничтожение лесов?

3-я группа.
Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. тонн ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природное сообщество водоёмов? Сказывается ли это на здоровье людей?

Фото 2

Алексеева И.В.

Создание проекта указа о защите природы нашей планеты.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено ответить на вопросы.

  1. Какие объекты природы вы защитите в первую очередь? Что для этого нужно сделать?
  2. Какое количество средств вы считаете нужно выделить на защиту природы?
  3. Какое наказание понесут те, кто нарушает принятые правила?

1-я группа.
Человеку и другим живым существам нужен чистый воздух для дыхания. Но дым из труб заводов и фабрик, отходы промышленных предприятий отравляют воздух, которым дышат все. Что же делать?

Давайте издадим указ о защите воздуха.

2-я группа.
Вы знаете, что леса – лёгкие нашей планеты. А земля – наша кормилица. Но люди наносят вред почве – вырубают леса, неправильно вспахивают почву, нарушая жизнь животным в почве. Вырубка леса может привести к изменению климата, нехватке продовольствия. Указ о лесе.

3-я группа.
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. От этого гибнут птицы, нарушается газообмен. Известно, что 80 % загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. Особенно тяжёлая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного океана. Какие меры предпринять по охране океанов?

Фото 3

4. Подведение итогов

По окончанию работы каждой группы результаты вывешиваются на доску. Выбранные ученики объясняют свои решения.

1-й учитель. Рассмотрите нашу планету. Что вы о ней можете сказать? Почему мы считаем нашу планету нашим домом?

2-й учитель. Вы знаете, что “экология” в переводе с греческого языка означает “изучение дома”.Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете?

3-й учитель. Мы с вами создали свод указов по сохранению природы нашей планеты. Наша конституция даёт нам право на благоприятную окружающую среду и одновременно требует от каждого не наносить вред природе. Исчезающие растения и животные записаны в Красной книге. Какие международные организации участвуют в борьбе за сохранение жизни на нашей планете?

Читает ученик.

У нас над головой есть общая крыша – голубое небо,
У нас под ногами общий пол – земная поверхность,
У нас одна на всех печка и лампа – солнышко.
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
И вентилятор у нас тоже один – ветер.
В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом!

Фото 4