Цель: раскрыть деятельность людей по охране природы нашей планеты, развивать экологическое мышление учащихся.
Задачи: помочь учащимся определить свою позицию и роль в жизни планеты; учить принимать самостоятельные решения; учить связывать формальные знания с реальными ситуациями; развивать коммуникативные умения учащихся, умение презентовать свою работу, отвечать на незапланированные вопросы.
Оборудование: ватман, альбомные листы, маркеры, шаблоны материков, картинки с изображением растений и животных, плакат “Береги природу”, аудиокассета “Звуки природы”, клей, Красная книга России, конституция РФ.
Предметные области: математика, развитие речи, окружающий мир.
Модель: “3 учителя в классе”.
Урок построен в форме учебно-познавательной игры “Карусель”.
Ход урока
1. Организационный моментСлово основного учителя.
– Этот урок окружающего мира пройдёт в форме игры “Карусель”. Правила игры следующие:
Класс делится на три группы.
У каждой группы будет свой организатор, который
отвечает за определённый этап урока: Разумова
О.В. – экология, Алексеева И.В. – развитие речи,
Овсянникова Н.В. – окружающий мир.
В течение урока каждая группа решит задания каждого предмета.
2. Актуализация знаний– Какой формы наша Земля?
– Почему из космоса она кажется голубой?
– Сколько океанов? Назовите их.
– Сколько материков? Назовите их.
Учитель. Мы живём на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом.
3. Работа по теме урокаУчитель. Наша задача на уроке ответить на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы сохранить планету для будущих поколений человечества”. Начинаем работу по группам.
Овсянникова Н.В.
Практическая работа.
Задание 1.
Собрать карту полушарий из предложенных
шаблонов – материков. Дать характеристику
каждому материку.
1 группа – Евразия, Африка.
2 группа – Северная Америка, Южная Америка.
3 группа – Австралия, Антарктида.
Задание 2.
Выбрать из предложенного набора карточек
растений и животных тех, которые характерны для
данного континента.
Задание 3.
Обсуждение вопроса “Почему мы считаем
планету нашим домом?”
Фото 1
Разумова О.В.
Решение экологических задач.
Каждой группе предложено решить экологические задачи.
1-я группа.
Много тепла Антарктида и Северный Ледовитый
океан отнимают у Земли, но этим они спасают Землю
от перегрева. Благодаря их ледниковому щиту,
климат нашей планеты отличается друг от друга, а
это условие для более полного расцвета жизни, её
многообразия. Но в последнее время учёные
заметили быстрое таяние ледников. Это происходит
из-за выброса в атмосферу газов, вызывающих
“парниковый эффект”. Чем опасен “парниковый
эффект” для нашей планеты?
2-я группа.
На заре развития земледелия и скотоводства
площадь лесов на Земле составляла 62 млн. км?.
Сейчас лесами покрыто 36 млн. км?. На какой площади
уничтожены леса за это время? Чем опасно для
Земли уничтожение лесов?
3-я группа.
Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве
России используется до 100 тыс. тонн ядохимикатов.
Установлено, что около половины этого количества
смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов
попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы
думаете, какое воздействие это оказывает на
природное сообщество водоёмов? Сказывается ли
это на здоровье людей?
Фото 2
Алексеева И.В.
Создание проекта указа о защите природы нашей планеты.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено ответить на вопросы.
- Какие объекты природы вы защитите в первую очередь? Что для этого нужно сделать?
- Какое количество средств вы считаете нужно выделить на защиту природы?
- Какое наказание понесут те, кто нарушает принятые правила?
1-я группа.
Человеку и другим живым существам нужен
чистый воздух для дыхания. Но дым из труб заводов
и фабрик, отходы промышленных предприятий
отравляют воздух, которым дышат все. Что же
делать?
Давайте издадим указ о защите воздуха.
2-я группа.
Вы знаете, что леса – лёгкие нашей планеты. А
земля – наша кормилица. Но люди наносят вред
почве – вырубают леса, неправильно вспахивают
почву, нарушая жизнь животным в почве. Вырубка
леса может привести к изменению климата,
нехватке продовольствия. Указ о лесе.
3-я группа.
Ежегодно в океан попадает огромное количество
нефти, бытовые отходы, содержащие ядовитые
вещества. От этого гибнут птицы, нарушается
газообмен. Известно, что 80 % загрязнения океана –
результат деятельности человека на суше.
Особенно тяжёлая обстановка в Средиземноморье и
на побережье Северного океана. Какие меры
предпринять по охране океанов?
Фото 3
4. Подведение итогов
По окончанию работы каждой группы результаты вывешиваются на доску. Выбранные ученики объясняют свои решения.
1-й учитель. Рассмотрите нашу планету. Что вы о ней можете сказать? Почему мы считаем нашу планету нашим домом?
2-й учитель. Вы знаете, что “экология” в переводе с греческого языка означает “изучение дома”.Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете?
3-й учитель. Мы с вами создали свод указов по сохранению природы нашей планеты. Наша конституция даёт нам право на благоприятную окружающую среду и одновременно требует от каждого не наносить вред природе. Исчезающие растения и животные записаны в Красной книге. Какие международные организации участвуют в борьбе за сохранение жизни на нашей планете?
Читает ученик.
У нас над головой есть общая крыша – голубое небо,
У нас под ногами общий пол – земная поверхность,
У нас одна на всех печка и лампа – солнышко.
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
И вентилятор у нас тоже один – ветер.
В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом!
Фото 4