Гидросфера
Урок 31
Тема: “Воды суши. Подземные воды.”
Цели:
- Сформировать представления о видах подземных вод суши.
- Развивать логическое мышление, умения добывать информацию и работать с информацией.
- Воспитывать бережное отношение к подземным водам.
Оборудование: демонстрационная таблица “Подземные воды”, оборудование и материалы для опытов, компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Тип урока: “открытие” нового знания
Формы работы на уроке:
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
- фронтальные
- устные
- письменные
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: настроить учащихся на активное и сознательное усвоение материала, включить в целевой ритм работы.
Сообщение задач урока:
– Сегодня на уроке вы узнаете об одном из видов внутренних вод – вод суши.
Перед вами стоит задача – научиться различать и обосновывать подземные воды суши и их происхождение
2. Актуализация знаний учащихся
1. Фронтальная беседа с учащимися:
Вас не удивляет тот факт, что в земной коре есть воды? Какой возникает первый вопрос? (Как она туда попала?)
Предположение учащихся:
– Атмосферные осадки просочились в недра земли.
Проверим ваши предположения
2. Опыт.
– Посмотрим, как это происходит в действительности. Проделаем опыт №1. Перед вами два стакана, две воронки. В воронке №1 – песок, в воронке №2 – глина. Нальём в обе воронки воду. Наблюдаем. Песок воду пропустил, а глина – нет.
Вывод: есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают, вода могла просочиться в недра земли
3. Работа с учебником.
– Найдите в учебниках названия таких пород, составьте в тетради схему.
Горные породы
Водопроницаемые | Водонепроницаемые |
Песок Гравий Галька Щебень |
Кварцит Глина Мрамор Базальт Гранит |
Сравните скорость просачивания в двух водопроницаемых пород: песок и гравий (наблюдения учащимися опыта №2)
Какой можно сделать вывод? (Чем крупнее поры, тем быстрее скорость просачивания воды.)
Ознакомимся с типами горных пород по степени насыщения воды: водоносные слои и водоупорные. подпишите к схеме, где они находятся. С какими слоями совпадают водопроницаемый – водоносный, водонепроницаемый – водоупорный.
Есть межпластовые, грунтовые воды.
Вывод: вода с атмосферными осадками просачивается через водопроницаемые породы и накапливается на водоупорных породах
3. Первичное закрепление
1. Отчёт о работе Сергеевой Елизаветы: Приложение 1
Цель: закрепить и углубить полученные на уроке знания
Вывод: Подземные воды образовались в результате просачивания, охлаждения водяных паров, поднимающихся из земных глубин. Воды глубоких зон—это остатки морей, неоднократно затоплявших Русскую равнину в далекие времена.
2. Самостоятельная работа. Работа по вариантам:
1 вариант – прочитает в учебнике и подпишет, где на рисунке находятся межпластовые, а где – грунтовые воды.
2 вариант – записывает в тетрадь определение, как понимают грунтовые и межпластовые воды.
3. Самопроверка выполненной работы на компьютере (Слайд №1, слайд №2), самооценка.
4.Сообщение заранее подготовленным учеником о необходимости охраны подземных вод.
4. Приложение 2
Цель: проверить усвоение изученного материала, умение применить полученные знания на практике
5. Рефлексия деятельности (итог урока)
Какие виды подземных вод знаете?
Назовите основные причины образования подземных вод.
6. Домашнее задание
$52, географические задачи
Борисова Елизавета готовит Приложение 3 “ПОИСК ВОДЫ НА ПРИУСАДЕБНОМ УЧАСТКЕ”, защита которой состоится через 2 недели во время предметной недели географии
Самоанализ урока (полный комплексный)
В 6-м “Б” классе 17 учащихся. Не обучаемых учащихся в классе нет. 4 ученика имеют средние способности, нередко требуют помощи и контроля со стороны учителя, 8 учащихся высокие способности и проявляют огромное желание и интерес к предмету, 5 учащихся ответственно относятся к уроку, систематически готовятся, понимают материал.
Тип урока: открытие нового знания.
Основная дидактическая задача урока: сформировать представления о видах подземных вод суши.
Урок в теме “Воды суши” № 8
Структура моего урока состоит из 6 основных этапов, которые позволили решить на уроке обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. Во временные рамки урока я уложилась.
Центральное место в уроке было отведено изучению нового материала. Все требования программы по данному вопросу получили отражение в уроке. Дети при восприятии нового материала были активны. Считаю, что новый материал поняли, полученные знания пробудили их познавательный интерес, что выразилось в активном массовом желании работать с дополнительными источниками по данному вопросу. Учитывая индивидуальные особенности данного класса, сложность изучаемого вопроса, новый материал я дала наглядно – практическим методом с элементами поиска с целью развития познавательных умений и навыков учащихся.
На этапе первичного, сопутствующего закрепления слово было предоставлено Борисовой Елизавете (одной из сильных учащихся), которая самостоятельно добывала знания по теме урока. Презентацию считаю удачной, девочка прекрасно справились с заданием. В её презентации не только прозвучал программный материал, но информация вышла за рамки урока, что способствовало углублению знаний по теме урока. Закрепление нового материала прошло успешно: учащиеся ответили на контрольные вопросы, повторили выводы.
На следующем этапе урока ученики готовились к контролю ЗУН по новой теме – самостоятельно работали с учебником. Проверка выполнения самостоятельной работы проведена на компьютере. Учащиеся сами проверяли свои работы и оценивали знания – готовы ли к выполнению теста. Неуверенным в своих знаниях учащимся была дана возможность повторить материал по учебнику.
На этапе проверки полученных по данной теме знаний был проведён тест, охвачены 100% учащихся.
Результаты теста следующие:
По списку – 17
Выполняли – 17 учащихся
Справились – 17–100%
Без ошибочных работ – 12–70%
1–2 ошибки – 4–24%
3 ошибки 1–6 %
Оценки:
“5”– 12–70%
“4” – 4–24%
“3” – 1–6%
Качество знаний по данному уроку составило 94%.
На уроке учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, что способствовало развитию детей.
Материал урока способствовал формированию мировоззрения учащихся, бережному отношению к природным ресурсам. Урок носил практическую направленность (презентация Борисовой Елизаветы №2). На уроке я формировала умения самопроверки и самооценки знаний, использовала воспитательные возможности оценивания учащихся.
Основные дидактические принципы соблюдены. Новые знания ученикам объяснены доступно, научно, с использованием наглядности, последовательно, прослеживается связь теории с практикой, знания учениками усвоены сознательно и активно, о чём свидетельствует результативность урока (качество -94%)
Мне удалось достигнуть контакт с классом, на уроке царила спокойная рабочая атмосфера, учащимся на моём уроке было комфортно.
Недостатком данного урока считаю то, что неудачно составлено расписание, урок был шестым, и под конец урока трудно было добиваться от ослабленных физически учеников высокой работоспособности.
На уроке я использовала разнообразные формы и методы обучения. Считаю их применение эффективными, т.к. мой урок поставленных целей и задач достиг, результативность урока высокая.