Цели урока:
- формирование умения определять жанр и тему произведения, учить краткому и подробному пересказу;
- знакомить с творчеством К.И.Чуковского, воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом, дать понятие о диалоге на основе произведений автора, работать над выразительностью речи детей, интонацией, обучать умению выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое, продолжить работу над рифмой стихотворной, развивать фонематический слух, продолжить работу над пополнением словарного запаса учащегося.
Оборудование: – портрет автора, иллюстрации к произведениям, карточки для игры “Весёлые рифмы”, карточка для словарной работы, раздаточный материл для учащегося – цветные наклейки с изображением главных героев сказок К.И.Чуковского, выставка книг “АЙБОЛИТ”, “ФЕДОРИНО ГОРЕ”, “ТАРАКАНИЩЕ”, “ПУТАНИЦА”, “ТЕЛЕФОН” и другие.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
III.Изучение нового материала.
IV.Закрепление знаний.
V.Подведение итога урока.
VI.Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Урок начинается с рассматривания раздаточного материала – иллюстраций сказочных персонажей из произведений автора.
Учитель: Ребята, рассмотрите картинки. (Приложение 1,слайд №1,2) Из каких произведений эти сказочные герои? Кто автор этих произведений? (Учащиеся отвечают) – Правильно ребята. Как вы догадались – темой нашего урока является творчество К.И.Чуковского. Сегодня мы повторим известные всем нам его сказки, вспомним виды сказок. Чтобы перейти к следующему этапу урока, давайте проведем артикуляционную разминку.
1.Упражнение “Губы”. а) Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение. б) Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. Повторить упражнение 2-3 раза.
2.Далее учащиеся работают над дикцией. а) Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд. б) Скороговорка: – Белые бараны били в барабаны. Произнесите быстро. (Приложение 1,слайд №3)
3.Учитель: Давайте проверим, какие сказки К.И.Чуковского вы знаете. Учащиеся разгадывают произведения, отрывки из которых читает учитель. Правильность ответов проверяется на экране проектора. (Приложение 1)
“Пришла Муха на базар И купила самовар .” |
“Муха-цокотуха” (слайд № 4) |
“Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд.” |
“Тараканище” (слайд №5) |
“Ох, не легкая это работа – Из болота тащить бегемота!” |
“Телефон” (слайд № 6) |
“Мыши кошку изловили В мышеловку посадили.” |
“Путаница” (слайд № 7) |
“Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой.” |
“Мойдодыр” (слайд № 8) |
“И кастрюля на бегу Закричала утюгу: “Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу.” |
“Федорино горе” (слайд №9) |
III. Изучение нового материала
.(Сопровождается презентацией).
1.Учитель: Корней Иванович Чуковский сочинил много весёлых сказок, стихотворений для детей. (Приложение 1,слайд № 10)
– Что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (дети рассматривают портрет)
– Высокий рост, крупные черты лица, добрые глаза. Он родился 1 апреля 1880года. Все мы любим его “Айболита”, “Мойдодыра”, “Телефон” и другие произведения. Сказки у К.И.Чуковского родились не случайно. Первой была написана сказка “Крокодил”, когда заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вёз его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:
ЖИЛ ДА БЫЛ КРОКОДИЛ
ОН ПО УЛИЦАМ ХОДИЛ
ПАПИРОСЫ КУРИЛ,
ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛ-
КРОКОДИЛ, КРОКОДИЛ КРОКОДИЛОВИЧ…
А знаменитый “Мойдодыр” начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. Давайте сейчас подробнее остановимся на его произведении “Путаница”.
2. Учащиеся читают стихотворение “Путаница”. После прочтения учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Какое чувство вызывают эти строки?
3.Физкультминутка.
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
4. Выразительное чтение проводится с учащимися, которые хорошо читают.
IV. Закрепление знаний.
1. Игра “Веселые рифмы” (учащиеся вспоминают понятие “рифма” и соединяют слова в рифму).
ПОРОСЯТА, БЕГЕМОТИКИ, СТРАУСЯТА, ЖИВОТИКИ,ЁЛКИ, ДОКТОР, ВОЛКИ.
2.Учащиеся выполняют творческое задание: по заданным рифмующимся словам составить свою “путаницу”.
1 вариант | 2 вариант |
Нора-конура | Корка – норка |
зайчатки – перчатки – ребятки | Лягушка-подушка-кадушка |
Затем прослушиваются сочиненные учащимися “путаницы” и определяются лучшие.
V. Подведение итога урока.
Учащиеся совместно с учителем отвечают на вопрос: – Что хотел автор донести до читателя? и делают вывод: “Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!”
VI. Задание на дом.
Выучить отрывок из “Путаницы”; сделать иллюстрации для обложки сказки К.И.Чуковского “Путаница”.