Программное содержание:
- Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.
- Закрепить знания детей об элементах дороги: проезжая часть, тротуар, поребрик и о правилах перехода проезжей части.
- Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Материал: мольберт; карточки с изображением пассажирского и грузового транспорта; дорожный знак “Пешеходный переход”; автобус; элементы дороги, расположенные на полу – проезжая часть улицы, тротуар, поребрик, пешеходный переход – “зебра”; настольная игра “По земле, по воздуху, по воде” (обучающие пазлы).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта; сюжетно-развивающая игра “Путешествие по городу”; рассматривание картины “Едем в автобусе”; чтение “ Про правила дорожного движения” С. Волкова.
Ход занятия
В гости к детям приходит Незнайка расстроенный, невесёлый.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что у тебя случилось, почему у тебя сегодня плохое настроение?
Незнайка: Здравствуйте! Я сегодня хотел поехать один в цирк. Вышел на дорогу, посмотрел, а машин видимо-невидимо. Одни машины продукты везут, другие кирпичи, третьи – мебель, четвёртые- доски. Я их останавливал, просил, чтобы они меня до цирка довезли, а они мимо проезжают, не останавливаются. Как же мне до цирка доехать, ведь скоро представление начнётся. Что же мне делать?
Воспитатель: Дети, что же делать Незнайке? Как ему доехать до цирка вы не знаете? На чём можно поехать?
Ответы детей: на автобусе, на трамвае, на троллейбусе, на такси…
Воспитатель: Правильно, ребята. Незнайке надо ехать на транспорте, который возит людей. Это пассажирский транспорт.
По асфальту шуршат шины
Едут разные машины.
Есть машины легковые,
По размеру небольшие.
Очень быстро они мчатся-
Даже птице не угнаться!
– А чтобы Незнайка не перепутал пассажирский транспорт с грузовым мы ему его покажем.
(Воспитатель выставляет на мольберт картинки, сопровождая каждую картинку стихотворением, а дети и Незнайка называют их.)
Автобус.
На колёсах едет дом.
Люди могут ездить в нём.
По бокам – большие окна,
Сверху крыша, чтоб не мокнуть.
Дом автобусом зовут,
У него есть свой маршрут.
Троллейбус.
Вот троллейбус, он с усами,
Едет он под проводами.
Если ус вдруг соскользнёт,
То троллейбус вмиг замрёт.Трамвай.
Дзинь-дзинь, дзинь! Что за звон?
По рельсам катится вагон.
Внутри креслица стоят,
Люди в креслицах сидят.
Такой вагон запоминай
Называется трамвай.
Воспитатель: Автобус, трамвай, троллейбус, такси – всё это пассажирский транспорт.
– А ещё есть грузовой транспорт (показывает картинку).
А вот это – грузовик
Он могуч, силён как бык.
У него огромный кузов
Кузов для различных грузов.
Воспитатель: А какие грузы могут перевозить грузовые машины?
Ответы детей: песок, кирпичи, продукты и др.
Воспитатель: Незнайка, ты всё хорошо запомнил?
Незнайка называет транспорт, иногда путается, дети его поправляют.
Незнайка: Да, теперь я знаю, какой транспорт нужно останавливать, чтобы куда-нибудь поехать.
Воспитатель: А чтобы ты опять ничего не перепутал, мы тебя проводим до автобусной остановки. А заодно дети помогут тебе узнать, как переходить дорогу.
Полоса земли такая,
Где движенье не смолкает,
Там где правил строгих много
Называется – дорога.
– Вставайте парами и в путь.
Игра “Мы выходим со двора”
Начинается игра “Мы выходим со двора”.
Ножки топают топ-топ
Но перед дорогой – стоп!
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам.
Ищем где же? Где же?
Вот! “Пешеходный переход!”
Переход нашли мы скоро,
Но здесь нету светофора,
Видим знаки и разметку,
“Зебру” знают наши детки!
Дети встают парами и движутся за воспитателем до пешеходного перехода.
Незнайка: А я не вижу здесь никаких животных, а уж тем более, откуда здесь появиться зебре.
Воспитатель: Зеброй называют пешеходный переход, вот эти белые полоски на проезжей части, потому что он такой же полосатый, как это животное. Он означает, что в этом месте можно переходить проезжую часть. Идём дальше.
На поребрик мы заходим
Нет здесь места пешеходам,
И три раза – раз, два, три:
Влево, вправо посмотри!
Нет автомобилей вроде,
Быстрым шагом – переходим,
Быстрым шагом – не бегом,
Строго под прямым углом.
Воспитатель, а за ним и дети подходят к пешеходному переходу, останавливаются, смотрят влево, вправо, влево – нет ли поблизости машин. Переходят проезжую часть.
Воспитатель: Мы всё правильно с вами сделали. Вот мы и на остановке и автобус подошёл.
Тех, кто сходит, пропустите
И осторожно в автобус проходите.
Назначить водителя, закрепить, что когда мы едем в транспорте – мы пассажиры.
Воспитатель: “Мы с вами пассажиры”.
А для пассажиров тоже
Правил всяких есть не мало
Соблюдать их каждый должен,
А не ездить как попало!
Надо проходить вперед,
Не задерживать народ,
Возле двери не стоять,
Выходящим – не мешать.
И за поручни держаться,
Стоять прямо, не кривляться,
Старшим место уступать –
Старших нужно уважать.
Звучит музыка “Весёлые путешественники” (муз.
М. Старокадомского, сл. С. Михалкова).
Дети сидят в автобусе, водитель крутит руль,
смотрят в окно.
Остановка “Цирк”.
Все выходят из автобуса, останавливаются.
Незнайка: Спасибо, ребята, что вы мне помогли доехать до цирка. Теперь я знаю, на чем можно ездить пассажирам и как правильно переходить дорогу. За это я хочу вас отблагодарить и подарить вам интересную игру “По воде, по воздуху, по земле”.
Показывает детям игру, объясняет, как можно в неё играть.
Незнайка: А теперь я пойду с цирк, а потом вернусь и расскажу вам, что я видел там интересного. До свидания.
Незнайка прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, которую подарил нам Незнайка.
Дети играют в игру, которую подарил Незнайка.