Цели:
- расширение и обогащение активного словаря детей;
- формирование у младших школьников умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы языка;
- повышение речевой культуры младших школьников.
4 КЛАСС
Оборудование: учебники “Русский язык.4 класс”. Авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., М., Просвещение, 2008 г.
Дидактический материал к учебнику “Русский язык.4 класс”. Авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., М., Просвещение, 2008 г.
Словарь синонимов русского языка. Автор Александрова З.Е., М., Русский язык Медиа, 2007 г.
Школьный фразеологический словарь русского языка. Автор Жуков В.П., Жуков А.В., М., Просвещение, 2007 г.
5 КЛАСС
Оборудование: учебник “Русский язык.5 класс”. Авторы Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т., М., Просвещение, 2009 г.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы.
На предыдущих уроках мы говорили об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении глаголов, об омонимах.
Сегодня мы поговорим о словах, которые помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность чётко и ясно выразить мысль: омофонах, синонимах, антонимах, фразеологизмах.
III. Актуализация имеющихся знаний.
Компьютерная презентация по теме “Глагол. Лексика и фразеология”.
1-й слайд – название презентации.
2-й слайд – эпиграф “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.
3-й слайд – омофоны ( по значению – различные, по звучанию – одинаковые).
4 – й слайд – примеры: посидеть на стуле – поседеть от старости; запевать песню – запивать лекарство
5-й слайд – синонимы ( по значению – сходные, по звучанию – различные).
6-й слайд – примеры: бежать – мчаться
смотреть – глядеть
7-й слайд – антонимы (по значению – противоположные, по звучанию – различные).
8-й слайд – примеры: бежать – стоять;
говорить – молчать.
9-й слайд – фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.
10-й слайд – примеры: бить баклуши –
бездельничать;
держать ухо востро – быть внимательным;
водить за нос – обманывать.
IV. Закрепление изученного.
1) самостоятельная работа по карточкам в группах ( вставить пропущенную букву)
1 группа
Шарик рану зал…зал,
С костью в будку зал…зал.
Он от холода др…жал,
Маму лаем раздр…жал.
2 группа
Я ружьишко зар…дил
И морковку прор…дил,
В огороде ув…дал,
Как кустарник ув…дал
3 группа
Мы на солнышке с…дели,
Вы от горя пос…дели.
А Евсеич – ст…рожил
Сад ночами ст…рожил.
4 группа
Я др…вишки расп…лил,
Осв…житель расп…лил,
И купил с…стрёнке сок,
И заштопал ей н…сок,
И у кассы цирковой
Час стоял, как часовой.
5 группа
Угодил Андрюшке в рот
Очень вкусный бутерброд,
А за ним – молочный мусс,
Спелый сахарный арбуз.
Мальчик пищу прож…вал
Там, где с детства прож…вал.
2) фронтальная проверка работы с помощью мультимедийного учебника “ Страна Лингвия”.
-Как называются слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию? (омофоны).
3) работа по группам:
1 группа:
Найти в словаре синонимы к слову “разговаривать”. Записать синонимический ряд в тетрадь.
Составить и записать предложения с этими словами.
2 группа:
Выполнить упражнение №24 на стр.62 учебника.
3 группа:
Выполнить упражнение №18 на стр.60 учебника.
4 группа:
Дополни каждое предложение:
Мы долго спорили, доказывали друг другу и,
наконец, …
Ручеёк высох, деревья засохли, и люди …
Мне было очень стыдно за тебя, я …
Для справок:
Не знал, куда глаза девать.
Бить тревогу.
Находить общий язык.
4) проверка выполнения заданий:
1группа – прочесть синонимический ряд, записать на доске составленные предложения (остальные записывают предложения в тетрадь).
Петя и Толя разговаривали о спорте.
Дети беседовали о прочитанных книгах.
Мы говорили о погоде.
Ученики толковали о том, как провести праздник в классе.
– Полностью ли одинаковы по значению записанные синонимы? (нет).
– Какой синоним является главным? (разговаривать).
– Какой из синонимов имеет неодобрительный оттенок? (болтать).
Вывод: чтобы наша речь была правильной, нужно стараться точно употреблять синонимы. Целенаправленный отбор синонимов помогает избегать повторения одних и тех же слов и усиливает выразительность высказываний, делает нашу речь яркой.
2 группа – прочесть составленные пары синонимов (остальные записывают эти пары в тетрадь).
3 группа – прочесть составленные пары антонимов (остальные записывают эти пары в тетрадь).
4 группа – прочесть составленные предложения, объяснить значение фразеологизмов. Записать на доске фразеологические обороты с объяснением их значений (остальные записывают эти фразеологизмы в тетрадь).
5) расширение знаний о фразеологизмах.
Каждой группе самостоятельно угадать фразеологизм по предложенному рисунку (“Кот наплакал”, “Купить кота в мешке”, “Как кошка с собакой”, “Тянуть кота за хвост”). Затем назвать фразеологизм всему классу и составить с ним предложение.
6) творческая работа: придумать продолжение рассказа “Подружились”.