Вся школьная программа рассчитана на всестороннее развитие школьников. Не последнее место в воспитании и развитии личности ребенка занимают внеклассная и кружковая работа, занятия по интересам. Тем более эта работа эффективна, так как в кружках и на внеклассных занятиях работают те дети, которым наиболее интересен этот вид деятельности и эти вопросы, которые рассматриваются в конкретном кружке, на конкретном занятии.
На внеклассном занятии формируются художественно-эстетические интересы, склонности, способности, обогащается и углубляется эстетическое сознание, растет эстетическая культура личности. Многообразнее и активнее в процессе собственной деятельности детей становится эстетическое отношение к миру.
Программа кружка оригами предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста (7 – 11 лет) и рассчитана на 1год.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования , которая заключается в повышении роли эстетического воспитания для формирования социально ценной личности.
- Особенностью современной ситуации , когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа.
- Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации.
В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.
Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.
Цель программы: Развитие эстетических качеств и творческого потенциала средствами искусства оригами.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
- воспитание эстетического вкуса;
- выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
- создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;
- формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
- воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.
Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы стартовые знания и умения, сформированные на уроках технологии.
Для воспитания и развития эстетических качеств младших школьников программой предусмотрены следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания);
- исследовательские (исследование свойств бумаги).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы занятий:
а) экскурсии;
б) занятие – сказка;
в) чаепитие;
г) игра;
д) соревнование.
Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы изделий;
б) иллюстрации изделий;
г) схемы изготовления изделий, технологические
карты.
Учебно-тематический план.
№ |
Тема |
Всего часов |
Практика |
Теория |
1. |
Вводное занятие | 2 |
- |
2 |
2. |
Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами | 7 |
5 |
2 |
3. |
Изготовление плоских фигурок в технике оригами | 18 |
16 |
2 |
4. |
Изготовление объемных фигурок в технике оригами | 16 |
14 |
2 |
5. |
Изготовление модульного оригами | 16 |
14 |
2 |
6. |
Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами | 9 |
7 |
2 |
7. |
Итого | 68 |
56 |
12 |
Теория.
Знакомство с историей возникновения и развития древней японской техники складывания из бумаги – “оригами”, с ее характерными особенностями. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, таких как: кораблик, самолетик, лягушка и многих других изделий)(Приложение 1). Знакомство с терминами и условными обозначениями, базовыми формами(Приложение 2).
Практика.
Демонстрация базовых форм и знакомство с техникой их выполнения. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах. Создание собственных моделей фигурок с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.
К концу учебного года дети должны знать (теория) : художественные и технологические свойства некоторых видов бумаги (цветная, писчая, офисная, оберточная и др.); историю развития оригами; разновидности оригами (простое, модульное); базовые формы оригами; условные обозначения, термины, принятые в оригами; технику складывания в оригами; правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем;
уметь (практика): экономно размечать материал с помощью шаблонов; складывать самостоятельно фигурки в технике оригами по заданным образцам; правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Список использованной литературы:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами.- С Пб: ООО СЗКЭО Кристалл,2004 г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: “Аким”, 1996 г.
- Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:1990 г.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.:Айрис-пресс,2006 г.
- Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль.1996 г.