Урок музыки по теме "Встреча с народными героями через произведения русских композиторов"

Разделы: Музыка


Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания на примерах произведения русских классиков, познакомить детей с возникновением зимних праздников.

Задачи:

Обучающая:

  1. Закрепить и обобщить полученные знания о творчестве русских композиторов П.И. Чайковского, Г.Свиридова, С.С. Прокофьева, Н.А. Римского– Корсакова, произведениях (балет “Золушка”, опера “Снегурочка”).
  2. Закрепить средства музыкальной выразительности (лад, динамика, ритм, темп).
  3. Закрепить музыкальные термины (опера, балет, вариации).

Развивающая:

азвитие эмоционального восприятия музыки, художественного мышления, памяти, речи, музыкального вкуса.

Воспитывающая:

  1. Привить интерес к русской музыке, творчеству русских композиторов, к родной земле.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, народной песне.
  3. Воспитывать добрые чувства и эмоции к музыке и к друг другу.

Оборудование: магнитофон, диски с записью музыкальных произведений, иллюстраций с изображением Мороза, Снегурочки, карточки с музыкальными терминами (опера, балет, вариации, лад, темп, регистр, динамика). Портреты композиторов (П.И. Чайковского, Н.А. Римского– Корсакова, С.С.Прокофьева).

Ход урока

Организационный момент:

1.Вход детей в класс под музыку П.И.Чайковского “На тройке”.

2. Музыкальное приветствие

Основная часть.

У. На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами побываем в гостях у народных героев Мороза и Снегурочки. И я уже слышу, что они спешат к нам (звучит муз. произведение П.И.Чайковского “На тройке”)

У. Хороша русская зима! Сквозь ночную мглу пробивается зимний рассвет.

1-й ученик. Затянутое черной пеленой небо постепенно светлеет, и вот из-за края земли появляется солнце. Вспыхивают и сверкают присыпанные снегом леса, нежный румянец оживляет стволы сосен и берез.

2-й ученик. Слух ловит слабый звон бубенцов, вот он уже совсем близко и кажется, что за следующем поворотом мы увидим русскую тройку и широкие розвальни – сани, на которых восседает зимний волшебник, Мороз– воевода со Снегурочкой объезжают свое ледяное царство, спешат в гости к нам.

У. Какое знакомое произведение вы услышали?

– Какого композитора?

– Чей композитор И.П.Чайковский?

У. А какие средства музыкальной выразительности использует композитор иллюстрируя русскую тройку (лад, динамика, темп, регистр)

– В каком регистре вы услышали звучание бубенцов?

– А что такое лад, динамика, темп?(Обратимся к музыкальному словарю).

– Произведение какого композитора вам знакомо с таким же названием? ( Г.Свиридова “Тройка”)

– Что объединяет этих композиторов? (большая любовь к родной земле, природе).

3-й ученик. Наш мороз – персонаж славянского фольклора. Известный фольклорист (тот, кто изучает фольклор)

А.Н. Афанасьев отмечал, что русские народные сказки, народные песни – это переработанные поверья, где главные персонажи сохранили связь с различными явлениями природы. Великаны и богатыри народных песен даже свои имена меняли. Это Вихрь, Гром, Мороз и др. У восточных славян есть образ мороза – богатыря– кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”.Сами Морозы часто отождествлялись с буйным зимними ветрами. Был такой славянский бог бурь и непогод– Позвизд. Стоило ему тряхнуть головой– на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с одежды падал снег. В славянских сказках рассказывается, что был такой волшебный прутик, которым отпирались кладовые земли с ее несметными богатствами. Вот откуда появился у Мороза волшебный посох.

У. Да, Мороз своеобразный мифологический персонаж, которому присущи все достоинства русского народа. И я предлагаю подарить нашему герою новогоднюю песню “Тик– так” (исполнение с ритмическими движениями)

У. Ребята, что за гостья спешит к нам? (звучат “Вариации феи Зимы” из балета “Золушка” С.С.Прокофьева)

Д. Зима

У. Почему вы так решили.

Д. Звучат вариации феи Зимы.

У. А что такое вариации? С какими вариациями вы еще встречались на уроках? Постройте форму вариаций из предложенных фигур.

– По предложенным иллюстрациям дети узнают название балета. А что такое балет? Вариации из балета? А какие балеты вы еще знаете?

4-й ученик. В праздник Ведения (21 ноября) народ верил, что по горам и по долам едет красавица зима, одетая в белоснежную шубу, и дышит леденящем дыханием, что вся нечисть торопится укрыться куда– нибудь подальше.

У. Да. Зима несет людям веселье и светлые праздники. Какие?

5-й ученик. Пословицы говорят: “Братья Морозы Морозовичи, рукавицы на мужика надели, стужу уставили, зиму на улицу наставили”.А какие еще вы знаете пословицы о зиме?

С 25 декабря начинается период зимних святок, который сопровождался гаданием, пением колядок с пожеланием богатства, здоровья, с песнями и плясками. Праздник Рождества Христова приходился как раз на те дни, когда славяне устраивали празднества в честь Коляды. После Крещения начинались жестокие морозы. Не смотря на стужу, с древних времен есть обычай: в Крещение (19 января) люди купаются в проруби и не болеют. Зима заканчивается проводами Масленицы после 11 февраля.

У. – А кто знает, ребята, сколько лет нашему Морозу?

Точного ответа никто не даст. По мнению многих биографов прадедом деда Мороза был Святой Николай. Многие считают что само имя “Санта– Клаус” это искажение “святой Николай”.

6-й ученик. Давным-давно, в Шв. Родился мальчик. Назвали его Николаем, который вырос и стал епископом. Он всегда старался помочь бедным и несчастным. Однажды он прослышал о трех славных девушках, которые не могли выйти замуж из-за того, что у родителей не было денег на приданное. И тогда Николай тайно, под покровом ночи, пробрался к дому сестер, поднялся на крышу и бросил через трубу очага три кошелька с золотом. Кошельки попали в развешанные у огня чулки девочек. Проснувшись утром, они не могли поверить своему счастью. Когда же Николай умер, в память о нем была построена церковь. Слава о добром и щедром Николае– епископе разнеслась по многим городам и странам. В его честь стали сооружать новые храмы. И даже праздник особый придумали – День Святого Николая. Этот день 6, с полным правом можно назвать Днем Веселья и Подарков. Вот и получается, что святой Николай или “Санта– Клауса” в подарок исполнить новогоднюю песню “Бубенцы” Исполнение песни “Бубенцы” с ритмическими движениями.

У. Ребята, что за гостья спешит к нам на урок?

Звучит ария Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А. Римского – Корсакова (портрет).

У. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под красной горкой – скованная льдом река. За рекой– Берендеев пасад. Вспомнили?

У. Ребята, а какая она Снегурочка Н.А.Римского– Корсакова в начале оперы?

Д. Любят песни людей, хочет уйти к людям. Холодная без чувств.

У. Что же, с ней происходит в конце оперы?

– Что еще вы помните об опере? (В опере царят добро и справедливость, все сказочные персонажи наделены человеческими чертами, композитор пишет оперу за 2,5 месяца).

У. чему нас учит опера “Снегурочка” (любоваться красотой природы, песен и беречь природу, добрые чувства).

У. Почему Римского – Корсакова называют композитором-сказочником?

Д. Им написано 15 опер, многие из них сюжеты сказок и былин и т.д.

У. Мы с вами говорили, что музыка Римского –Корсакова очень изобразительна, а какие русские народные инструменты использует композитор для этого? (свирель, рожок, арфа).

Обратимся к музыкальному словарю.

Работа в рабочей тетради (заготовленные шаблоны русских народных инструментов обвести в тетради и подписать).

Вывод:

Через произведения русских композиторов (перечислить). Мы сегодня побывали в гостях у народных героев. Русская музыка необыкновенно живописно рисует нам людей, природу, сказочных персонажей.

И именно музыка может при помощи своих выразительных средств настолько реально изобразить сказочных героев, что мы с вами начинаем верить в их существование.