Конспект урока "Правописание ча-ща, чу-щу" 1-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Этапы

Ход урока

Примечание

1. Орг. момент

 

 

 

 

 

2. Повторение пройденного материала

 

 

3. Минутка чистописания

 

 

 

4. Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физкульт. Минутка

 

 

6. Сообщение темы урока

 

 

 

 

 

7. Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

8. Физкульт. минутка

 

 

 

 

9. Закрепление

 

 

 

10. Итог урока

- Вот и прозвенел звонок. Начинается урок.

Поздоровайтесь с нашими гостями. На парте лежит дневник, учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, цветные карандаши. Так же проверим, не потерялись ли на перемене наши руки, уши, глаза, голова. Все на месте. Урок начинается. Сели.

- С какими тремя буквами мы познакомились на предыдущих уроках? (Ж, ш, ц)

- Что особенного в этих буквах? (Они обозначают один согласный твёрдый звук)

- Какой звук обозначает буква ж? ш? ц? ([ж], [ш], [ц])

- С каким правилом написания этих букв мы познакомились? (Под ударением жи-ши пиши с и, же-ше пиши с е, це с е,ци с и; кроме: цыц, цыган, цыкнул, цыплёнок )

- Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

- На минутке чистописания я проверю как вы выучили правила о правописании жи-ши, же-ше, ци, це.

- Вставьте букву гласного так, чтобы она соответствовала изображённому звуку и правописанию.

- Вспомним правописание словарных слов. Записываем.

Москва, город, улица, столица, магазин, завод, народ, Родина.

- Сейчас я вас познакомлю с новым словом, написание которого нужно запомнить. Этому слову в художественной литературе посвящено много стихов, загадок, пословиц, фразеологических оборотов. (Осина)

- Осина – это природа или изделие человека? (Природа)

- Природа живая или неживая? (Живая)

- Живая природа - это растения, животные, человек. Осина к какой группе относится? (Растения)

- Растения делятся на деревья, кустарники, травянистые растения. К какому виду относится осина? (Дерево)

- Отложите тетрадь в сторону. Сейчас мы отправимся в волшебный лес. Нам нужны силы.

Встаньте, выйдите из-за парт.

раз – подняться, потянуться

два – согнуться, разогнуться

три – в ладоши три хлопка, головою три кивка

на четыре – руки шире

пять – руками помахать

шесть – за парту тихо сесть

- На предыдущих уроках мы с Машей и Мишей познакомились с тремя буквами, которые обозначают только 1 звук – согласный, твёрдый.

Сегодня волшебница Анишит Йокоп со своими помощниками приготовила нам новое задание. Мы должны будем раскрыть тайну букв, которые обозначают только 1 звук – согласный, мягкий.

- Открываем учебник на стр. 18 (читаем, обсуждаем).

ч [ч`]

щ [щ`]

й [й`]

- Какое правило мы узнали от летучей мыши, не смотря на каверзные вопросы волшебницы? (Под ударением ча- ща пиши с а, чу – щу пиши с у)

- Запишем правило в тетрадь и выучим наизусть.

ча – ща, чу – щу

- В нашем волшебном лесу живет еще один зверёк: хомячок. Встали.

Хома, хома, хомячок,
Хома толстенький бочок.
Хома рано встаёт,
Глазки моет, щёчки трёт,
Подметает хома хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет хома сильным стать.

- На доске записано стихотворение.

Ч..сто в ч.. ще я ищ..
Ягодку малинку.
Я молч.., молч.., молч..,
Всё кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я ищ.., ищ.., ищ…
Покаж..сь, малинка!

- Выпишите слова, вставив в них пропущенные буквы. Пользуйтесь правилом! Одинаковые слова писать несколько раз не надо.

- Проверяем какие слова вы выписали и какие буквы вставили. Почему? (Часто, в чаще, ищу, молчу, покажись)

- Закрыли тетради. Отложили на край стола.

- Покидая волшебный лес и его жителей, какие знания мы должны взять с собой домой? Вспомните о чем мы говорили во время нашего путешествия?

- Урок окончен.

 

 

 

 

вывешиваю плакат с правилами на доску

 

 

 

 

 

 

написано на доске перед уроком

 

показываю презентацию с сайта www.viki.rdf.ru

 

показываю презентацию с сайта www.viki.rdf.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

запись в тетради после 4 абзаца

после прочитанной главы вывешиваю плакат на доску

 

 

написано на крыле доски перед уроком

первый раз читает учитель, второй раз – дети.

 

 

поменяться тетрадями с соседом по парте

В рамках предметной недели “Технологии” представляю вашему вниманию конкурс “А, ну-ка, девочки!” для учащихся 6-го класса.

Конкурс “А, ну-ка, девочки!”

- Здравствуйте, мы рады вас приветствовать на конкурсе “А, ну-ка, девочки!”. Сегодня в нашем конкурсе принимают участие две команды – это учащиеся 6 “А” и 6 “Б” классов. Давайте поприветствуем команды. (Команды выходят на сцену)

Я хочу представить вам членов жюри, которые помогут нам определить сильнейшего в нашем конкурсе. (Представление жюри)

Итак, мы начинаем наш конкурс.

1 задание.

- Командам было дано домашнее задание: придумать название команды и придумать сценку на тему “Как я отношусь к урокам технологии”. Давайте посмотрим, что у них получилось. Но для этого надо определить какая команда первая покажет домашнее задание. (Жеребьёвка. Выступление команд)

- А теперь мы попросим жюри поставить оценку за 1 конкурс “Домашнее задание”.

- Каша – одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе. “Щи да каша – пища наша”,- говорится в русской народной пословице.

Крупы – универсальные продукты. Они поставляют организму от 65 до 77% углеводов; 7 – 12% растительных белков; до 6% жиров; минеральные вещества, среди которых фосфор, железо, калий, магний, кальций. И вдобавок целый витаминный набор.

2 задание

Для второго конкурса мы приглашаем по одному участнику от команды. Вам предоставлены в блюдцах крупы. Вы должны с закрытыми глазами (глаза завязываются), на ощупь ,определить и назвать крупу. (Играет музыка, и представители команд не слышат ответы друг друга. Представлены: рис, гречка, манка, горох, овсянка)

- Жюри оценивает второй конкурс.

- Мода – это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Знание и правильное использование зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а так же придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект.

- А теперь я прошу выйти на сцену по 3 человека от команды, (капитаны команд в этом конкурсе участия не принимают, так как параллельно проходит “Конкурс капитанов”).

3 задание

- Вы получили по 3 метра ткани, булавки, ножницы. С помощью этих предметов вы должны создать и представить нам свой наряд. (Участникам даётся 10 минут, и, не видев друг друга, они выполняют задание)

4 задание

- Пока наши участники создают свои наряды, мы проводим конкурс “Капитанов”. (На сцену выходят капитаны). Задание заключается в следующем: отгадать кроссворд. (Кроссворд написан на листах ватмана и прикреплен к доске, подставке или мольберту). Приложение 1

- Капитаны готовы, и мы проверяем ответы. (Жюри оценивает конкурс капитанов)

- Наши модницы тоже готовы и ждут, когда мы их пригласим на сцену. Пожалуйста, представитель команды . . . (Представляют свою модель и дают пояснение). Команда . . . класса (Представляют свою модель)

- Наряды получились великолепные и совсем не похожие, давайте попросим членов жюри оценить наши наряды. (Жюри выставляет оценки)

5 задание

В 5 конкурсе принимают участие все члены команды. Ваша задача угадать блюдо, продукты которого, входят в состав. Я называю ингредиенты, вы внимательно слушаете. Кто первый назовет правильно блюдо, та команда выиграла.

1. Сельдь, вареные свекла, картофель, морковь, яйца, майонез. (Сельдь под шубой)

2. Макароны, вода, соль, масло сливочное, сыр. (Макароны с сыром)

3. Свекла, картофель, морковь, огурцы соленые, квашеная капуста, лук, подсолнечное масло. (Винегрет)

4. Свежие огурцы, помидоры, подсолнечное масло. (Салат из свежих помидоров и огурцов)

5. Яйца, молоко, сливочное масло. (Омлет)

(Жюри подводит итоги конкурса)

6 задание

- Мы переходим к 6 заданию. На столах вы видите очищенные продукты: вареная свекла, сырая морковь, дольки чеснока, майонез. Можно ли из этих продуктов приготовить несколько блюд? Приготовьте, пожалуйста, используя инвентарь: терки, тарелки, салатницы, разделочные доски, чеснокодавилки. (Выходят по 2 человека от команды в фартуках, косынках, предварительно помыв руки)

(Закончив приготовления, команды представляют блюда членам жюри)

7 задание

- И последний конкурс. Команды должны по очереди назвать пословицы, имеющие отношение к труду. Начинает команда . . .

“Работа не волк, в лес не убежит”.

“Кто ленив с сохой, тому все год плохой”.

“Глядя на чужую работу, сыт не будешь”.

“Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь”.

“Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь”.

“Где шьют, там и порют”.

- У команд закончились пословицы. Мы попросим жюри оценить последний конкурс и подвести итоги конкурса “А, ну-ка, девочки!” (Предоставляется слово членам жюри. Награждение команд)

- Я поздравляю наших прекрасных победительниц. Секрет их победы прост: надо любить всякое дело, которым занимаешься, и оно принесет радость, успех и признание. А впереди еще целая жизнь. Надо все успеть, все узнать и всему научиться! До свидания!

(Под музыку и аплодисменты зрителей команды покидают сцену)