Цели урока:
- продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;
- повторить основные речеведческие понятия;
- подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
- формировать коммуникативные навыки и умения;
- способствовать экологическому воспитанию учащихся.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, образцы сочинений, аудиозапись пения птиц, звуков весеннего леса, фотографии с изображением экологических катастроф.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
– Посмотрите в окно: какой замечательный весенний день! Слышите, сколько звуков раздается за окном? Что услышали?
(Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).
– А что можно услышать ранним утром, войдя в весенний лес?
– Конечно, пение птиц встретит нас в лесу. Послушаем, как поют они.
(Прослушивание аудиозаписи)
– Но всего этого человечество может лишиться. Мы можем больше не услышать пения птиц, не увидеть цветов, не дышать чистым воздухом. Деятельность человека, к сожалению, сегодня представляет реальную угрозу нашей планете. Я предлагаю сегодня на уроке прочитать и обсудить текст известного писателя-публициста В.Солоухина.
2. Индивидуальное сообщение ученика – небольшая справка о писателе В.Солоухине
3. Чтение текста вслух
(1)3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
(З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизне– обеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В. Солоухину)
4. Обсуждение текста:
– О чем вас заставил задуматься этот отрывок? О чем рассказывается здесь?
– Найдите основную мысль (тезис) текста. Докажите, что вы не ошиблись. В какой части текста представлена основная мысль?
– Придумайте заглавие к тексту.
– Какие доводы помогают автору раскрыть основную мысль. Обоснуйте свои выводы.
– К какому стилю мы отнесем этот отрывок. Докажите.
– А к какому типу речи отнесем текст?
– Какие изобразительно-выразительные средства языка делают этот текст эмоциональным, оказывающим сильное воздействие на читателя?
– С чем сравнивает автор деятельность человека? (с прогрессирующей болезнью)
5. А теперь выполним тестовые задания к данному тексту
А29. Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?
1)Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.
- Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.
- Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.
- Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.
АЗО. Определите тип речи текста.
- описание и повествование
- описание
- рассуждение
- повествование и рассуждение
А31. В каком предложении текста слово КОРАБЛЬ употреблено в переносном значении?
1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6.
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.
В1. Из предложений 6—8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложения 2 выпишите предлог(-и).
ВЗ. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 1—5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
В5. Найдите среди предложений 1—5 предложение с тремя обособленными определениями. Напишите помер этого предложения.
В6. В третьем и четвёртом абзацах найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 5—12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов М 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. “В первых двух предложениях текста
использована ____. Этот образ “космического тела”
и “космонавтов” является ключевым к пониманию
авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт
себя человечество по отношению к своему дому, В.
Солоухин прихо-
дит к выводу, что “человечество — это болезнь
планеты”.
______(“снуют, размножаются, делают свое дело,
выедая нед-
ра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми
отправления
ми своими реки к океаны, саму атмосферу Земли”)
передают нега-
тивные деяния человека. ____, употреблённые в
тексте (предложения 8, 13, 14), подчёркивают, что всё
сказанное автору далеко не безразлично.
Употреблённый в 15-м предложении
_____“оригинальная” придаёт рассуждению
печальный финал, который заканчивается
вопросом”.
Список терминов:
- сравнительный оборот;
- литота;
- вводные слова и вставные конструкции;
- ирония;
- развёрнутая метафора;
- парцелляция;
- вопросно-ответная форма изложения;
- экспрессивный повтор;
- однородные члены предложения;
- эпитет.
6.
А теперь попробуем написать сочинение рассуждение по прочитанному тексту.
– Сформулируйте основные проблемы текста (“человек и экология”, “природа – источник духовных сил человека”).
– Скажите, почему эта проблема становится очень актуальной сегодня?
(с опорой на просмотр слайдов с изображением современных экологических катастроф)
– В любом публицистическом тексте мы можем увидеть четкую позицию автора. Попробуем сформулировать ее. Автор считает, что:
- Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека
- Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу нашей планете
- Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.
– А ваша позиция совпадает с авторской или противоречит ей? Сформулируйте свое мнение.
– Какими аргументами можно подкрепить свое мнение? Постарайтесь опираться не только на жизненный, но и на читательский опыт.
7. Домашнее задание.
– Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь к звукам в природе, постарайтесь ощутить, как прекрасен наш мир, наша земля. Только ощутив ее, вы поймете, что этот хрупкий мир нам нужно сберечь. А дома выразите свои мысли в сочинении.