Классный час: "Есть такая профессия — ученик"

Разделы: Классное руководство


Цель: воспитание осознанного отношения к учебному труду.

Оборудование и дидактический материал: медиапроектор, экран, компьютер; презентация (Приложение 1), памятки ученику (Приложение 2).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Ведущий 1: «Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для человека – насущное» (Б. Паскаль).

Ведущий 2: из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительное явление – это способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.

Ведущий 3: Способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми.

Ведущий 4: Талант всегда притягателен. Быть талантливым – значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности.

Ведущий 5: Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряженная деятельность может развить обычные способности до уровня таланта.

Ведущий 1: Человечество развивается благодаря тому, что новое поколение, приходя на смену старшим, принимает, осваивает все, что было достигнуто предыдущим поколением, и на этой базе создает новые ценности, обогащает культурное наследие.

Ведущий 2: Перед каждым из школьников стоят общие задачи: обогатить себя знаниями и своим трудом, творчеством внести свой вклад в развитие общества. Во многом наш успех в жизни зависит от того, как успешно мы учимся и что мы делаем в настоящем для своего будущего.

Ведущий 3: Есть много известных людей, которые своим талантом, своим трудом добились успеха в своей жизни. Кто из нас не знает имя А.В. Суворова, А. Эйнштейна и оратора Демосфена, который мог перекрикивать шум прибоя.

Ученик 1: «Как шел к цели А.В. Суворов».

Суворовская Наука побеждать – величайший памятник русского военного гения – остается удивительно актуальным и поныне. Но не все знают, что науку побеждать Суворов осваивал с детства – побеждать слабость, болезни.
Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. Раннее детство Суворов провел дома, где и получил домашнее воспитание и образование. Он изучал необходимые предметы, а также иностранные языки: французский, немецкий и итальянский. Учеником он оказался отменным. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии.
Юноша учился очень прилежно, но мечтал лишь о военной карьере, серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Однако отец считал, что Александр к этому не годился, ибо был маленький ростом, слабый и тщедушный.
Старый приятель отца Саши А.П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь отцу, он сказал: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен» и дал наказ Василию Ивановичу о том, чтобы он не артачился и отдавал сына в гвардию. Так будущее Суворова было решено.
Одиннадцатилетний мальчик был записан в Семеновский полк рядовым. Еще три года Суворов жил дома. Он читал Плутарха, ознакомился с деятельностью Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала и других знаменитых полководцев.
В 15 лет Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, Александр ничем не отличался от простых солдат: ходил в караулы, стоял на часах в любую погоду, ел солдатскую пищу. В свободные минуты он продолжал пополнять свои знания, много читал.
Вместе с тренировкой ума Суворов не забывал и о тренировке тела, стремясь всеми способами укреплять и закалять его. Так шел к цели Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Ученик 2: «Жизнь великого ученого А. Эйнштейна».

Человечество знает большое число примеров, когда люди, занимаясь самообразованием, делали большие научные открытия в различных областях знаний, изменяли свою жизнь.
В старших классах вы будете изучать теорию относительности А. Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна история этого человека, которого знает весь мир.
Маленький Альберт не был вундеркиндом. Многие, напротив, сомневались в его полноценности. Трехлетний Альберт не мог произнести ни слова, и родители уже смирились с тем, что их сын отстает в развитии. Каково же было их изумление, когда в один прекрасный день мальчик заговорил, демонстрируя словарный запас взрослого человека!
В школе Альберта считали ленивым, медлительным и малоспособным. Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». И действительно, преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Но далее Эйнштейн продолжает: «Только по физике и математике я шел благодаря самостоятельным занятиям далеко впереди школьной программы». Эйнштейн любил читать научно-популярные книги и занимался самообразованием.
Однажды в начале учебного года ему попался в руки учебник евклидовой геометрии, который настолько его захватил, что Эйнштейн в один присест самостоятельно изучил школьный курс.
Из этого ясно, что ключ к пониманию его развития в словах «самостоятельные занятия», которые были решающим образом связаны с его необычайной любознательностью и способностью удивляться.
Жизнь Альберта Эйнштейна – один из ярких примеров, когда самостоятельные занятия помогли человеку не только развиться, но и подарить миру свои открытия.

Ученик 3: «Демосфен».

Афинский государственный деятель и великий оратор древности Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. Когда мальчику было семь лет, умер его отец.
Воспитание ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны, однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей и воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.
Уже с юных лет Демосфен мечтал о славе оратора. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти недостатки.
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо.
Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление, однако, было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он учился актерской игре; читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами.
Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.
Труд Демосфена увенчался успехом – он завоевал славу лучшего оратора.

Ведущий 4: И таких примеров, когда самообразование, упорный труд над собой изменяли жизнь людей, можно найти в истории много. Это М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Т.Г. Шевченко, Т.Г. Мальцев, С.Ковалевская и многие другие.

Ведущий 5: Рассмотрев судьбы великих людей, мы с вами увидели, что залогом их жизненного успеха и развития таланта был нелегкий ежедневный труд над собой. Путь их не был легким, но они нашли в себе силы, чтобы преодолеть трудности. Если великие люди смогли достичь успеха, то почему не может сделать это и каждый из нас?

Ведущий 1: За время работы нашей школы из ее стен вышло_______________ золотых и серебряных медалистов. У нас есть Книга почета, в которой записаны имена этих выпускников. Есть ли среди них ваши знакомые, родители?

Ведущий 2: А вы знаете, что за время учебы в средней школе ученик решает около 30000 задач, прочитывает 800 000 страниц текста, из-под его пера выходят 500 сочинений и изложений, он получает около 2000 отметок?

Ведущий 3: Учение есть деятельность, связанная с производством духовных ценностей. В процессе учения создается самая главная ценность – духовный мир, духовное богатство человека. В учении есть цель, содержание, методы и средства, результат, а осуществляет его ученик. Таким образом, ученик – это особого рода профессия.

Ведущий 4:

Много дел у нас на пути
Будет больших и малых,
Но только всему, что ждёт впереди,
Школа стала началом.

Ведущий 5: Один из известных российских педагогов В.А. Сухомлинский сказал: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить. Обычно мы не задумываемся, сколько экономит тот, кто быстро читает...». Как вы думаете, что хотел сказать этим Василий Александрович?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Ведущий 1: Частенько вы тратите много времени на выполнение домашних заданий. Отчего? Мы медленно читаем, медленно считаем, порой не знаем таблицы умножения, формул и правил, поэтому нам приходится каждый раз искать ответ в книгах и учебниках. Подумайте, какую роль играет скорость выполнения учебных действий в учении?

Ведущий 2: Не один раз учителя и у вас проверяли технику чтения. Вспомните, сколько слов в минуту читаете Вы? сравните свои данные с теми нормами, которые предлагаются учеными, и сделайте для себя вывод.

Ведущий 3: Вы увидели, что каждый из вас может легко проверить себя и выявить те пробелы, над которыми надо работать, чтобы более успешно учиться.

Ведущий 4:Итак, для того, чтобы достичь успеха, необходимо работать над собой, над своими недостатками и для этого нужен ежедневный труд, труд систематический. И закончить наш разговор нам хотелось бы стихами Н.Заболоцкого.

Чтец 1:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Чтец 2:

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Чтец 3:

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды.
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Чтец 1:

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

Чтец 2:

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Чтец 3:

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь.

Учащимся раздается «Памятка ученику».