Тема урока: Развитие навыков связной речи и написание слов с мягким знаком и краткой и в середине слов.
Цель урока:
- развитие фонематического слуха;
- развитие умения строить предложения и устанавливать между ними связь в тексте;
- закрепление умения переносить слова с буквами краткой и и мягким знаком в середине слов.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, картина с изображением воробьёв, снегиря, картина с изображением кормушки для птиц.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке русского языка мы готовимся к контрольной работе. Мы будем закреплять умения переносить слова с буквами краткая и и мягким знаком в середине слов. Повторим написание изученных словарных слов. Будем работать над предложениями.
2. Каллиграфическая работа
а) Ученица читает стихи:
Воробей, мой, воробышка!
Серый, юркий, словно мышка,
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлебца накрошил. (С.Чёрный)
Дети в воздухе ручкой прописывают
"полёт" воробья.
Ученик прописывает на доске.
Дети прописывают в тетрадях.
б) Загадка:
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя?.. (Снегирь)
Дети в воздухе прописывают "полёт"
снегиря.
Ученик прописывает на доске.
Дети записывают в тетрадях.
3. Словарная работа
а) – Какие слова получаются, если к данным слогам добавить слоги, указанные в скобках.
во-ро-... (та, на, бей)
Дети составляют слова: ворота, ворона, воробей.
– Запишите названия птиц.
У доски ученик записывает с комментированием.
б) – К какой словарной группе относятся эти
слова? (Птицы)
– Какое слово из этой группы слов мы ещё изучили? (Сорока)
– Запишите его самостоятельно.
– Какие словарные слова по теме "Зима"
изучили? (Мороз, коньки)
– Произносите слова так, как пишем.
– Какие словарные слова по теме "Работа"
знаете? (Машина, работа, рабочий, лопата, завод)
в) Самостоятельная работа по карточкам № I
Учитель читает вслух слова, записанные на карточках по вариантам, затем дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы.
4. Работа над предложением
1) На доске текст:
Зима. Стоят м .р .зные ( … ) дни.
– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Словарное слово «мороз» вписываем в скобки на доске.
– Сколько предложений записано? (Два)
– Это текст? (Это текст.. Предложения
связаны пo смыслу).
– Спишите текст в тетради, в скобках пишите
словарное слово.
2) Физминутка: «Игра в снежки»
3) Ученики читают стихотворение:
Замело дороги снегом
И мороз февральский лют
Глянь, на грядке под рябиной
Маки красные цветут!
Залился веселым смехом
И сказал мне брат Андрей:
– То не маки под рябиной,
Это стайка снегирей.
(В. Скомаровский)
4) На доске:
Тишину леса нарушили снегири
птицы шумно сели на рябину
– Прочитайте.
– Сколько записано предложений (Два).
– О ком говорится в первом предложении?
– Что говорится?
– Прочитайте вслух первое предложение (К концу
предложения голос понижается)
– Как на письме отделить это предложение? (В
конце предложения поставим точку.)
Аналогичная работа проводится по второму
предложению.
Списывание текста самостоятельно.
б) У. Хорошо снегирям. На рябине много ягод. Птицы сыты. В нашем крае не растут рябины. Бедные наши воробушки... Чем же они питаются зимой? (Выслушиваются ответы детей)
На доске картина с изображением воробьев, записано слово «летят», картина с изображением кормушки для птиц.
– Рассмотрите картинки, прочитайте. Составьте предложение.
Выставляется карточка бьи, учитель поясняет, что так пишется конец слова «воробьи».
– Почему кормушка называется кормушкой? (Выслушиваются ответы детей).
Запись предложения: Воробьи летят к кормушке на доске и в тетрадях с комментированием.
– Назовите главное слово в предложении.
в) Самостоятельная работа по карточкам № 2
Определите начало и конец предложения
5. Работа над звуко-буквенным анализом слов
а) – В каком слове этого предложения звуков
меньше, чем букв. (Воробьи летят к кормушке)
– Объясните, почему?
б) Самостоятельная работа по карточкам № 3 с последующей проверкой.
– Подчеркните слова, в которых звуков меньше,
чем букв.
– Какое слово осталось не подчеркнутым? (I в –
снежок, II в – тучка).
6. Физминутка
Спала тучка и вдруг проснулась,
Не захотела больше спать,
Шевельнулась, потянулась
И стала снегом засыпать.
Сыплет на Танюшку,
Сыплет на Ванюшку
На Иришку, на Маришку,
На Сережку, на Антошку,
Дети рады, рады снегу,
Рады дети снегу.
7. Правила переноса слов с мягким знаком и краткой и в середине слова с одной строки на другую
а) Работа по учебнику
– Рады дети зиме. Катаются на санках с горки, на коньках по льду, лепят снеговиков. Только одной маленькой девочке не до веселья. У нее горе.
Читает текст упражнения ученик.
Ответы на вопросы:
– У кого пропал щенок?
Слово «Оленька» записано на доске, дети записывают его в тетрадь.
– Какой был щенок?
Слово «беленький» записано на доске, дети записывают его в тетрадь.
– Чем кормила девочка щенка? (Молоком)
– Как закончилась эта история? Кто помог Оле? (Мама
нашла щенка под крыльцом.)
– Разделите записанные слова черточкой для
переноса.
У доски ученики рассказывает правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.
– Не слушался щенок свою хозяйку, вот и потерялся. Разделите черточкой для переноса слово «слушайся».
Ученик рассказывает правило переноса слов с краткой и в середине слова с одной строки на другую.
– Пришлось ли вам во время письма в тетради другие слова переносить с одной строки на другую? Как переносили?
8. Письмо по памяти
– Холодно зимой. Трещат деревья на морозе. Прячутся звери от стужи.
(Текст открывается на 10-15 секунд, затем закрывается, дети записывают по памяти)
9. Итог урока
– Что сегодня на уроке мы закрепляли?
– На следующем уроке русского языка будем
выполнять контрольную работу.
10. Домашнее задание
– Повторить изученные правила, словарные
слова.
– Урок окончен.