Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Развитие навыков связной речи и написание слов с мягким знаком и краткой и  в середине слов.

Цель урока:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие умения строить предложения и устанавливать между ними связь в тексте;
  • закрепление умения переносить слова с буквами краткой и и мягким знаком в середине слов.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, картина с изображением воробьёв, снегиря, картина с изображением кормушки для птиц.

ХОД УРОКА

1.  Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке русского языка мы готовимся к контрольной работе. Мы будем закреплять умения переносить слова с буквами краткая и и мягким знаком  в середине слов. Повторим написание изученных словарных слов. Будем работать над предложениями.

2. Каллиграфическая работа

а) Ученица читает стихи:

Воробей, мой, воробышка!
Серый, юркий, словно мышка,
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлебца накрошил. (С.Чёрный)

Дети в воздухе ручкой прописывают "полёт" воробья.
Ученик прописывает на доске.
Дети прописывают в тетрадях.

б) Загадка:

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя?.. (Снегирь)

Дети в воздухе прописывают "полёт" снегиря.
Ученик прописывает на доске.
Дети записывают в тетрадях.

3. Словарная работа

а) – Какие слова получаются, если к данным слогам добавить слоги, указанные в скобках.

во-ро-...  (та, на, бей)

Дети составляют слова: ворота, ворона, воробей.

– Запишите названия птиц.

У доски  ученик записывает с комментированием.

б) – К какой словарной группе относятся эти слова? (Птицы)
– Какое слово из этой группы слов мы ещё изучили? (Сорока)
– Запишите его самостоятельно.
– Какие словарные слова по теме "Зима" изучили? (Мороз, коньки)
– Произносите слова так, как пишем.
– Какие словарные слова по теме "Работа" знаете? (Машина, работа, рабочий, лопата, завод)

в) Самостоятельная работа по карточкам № I

Учитель читает вслух слова, записанные на карточках по вариантам, затем дети самостоятельно вставляют пропущенные буквы.

4. Работа над предложением

1) На доске текст:

Зима. Стоят м .р .зные ( … ) дни.

– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Словарное слово «мороз» вписываем в скобки на доске.

– Сколько предложений записано?   (Два)
– Это текст?   (Это текст.. Предложения связаны пo смыслу).
– Спишите текст в тетради, в скобках пишите словарное слово.

2) Физминутка: «Игра в снежки»

3) Ученики читают стихотворение:

 Замело дороги снегом
И мороз февральский лют
Глянь, на грядке под рябиной
Маки красные цветут!
Залился веселым смехом
И сказал мне брат Андрей:
– То не маки под рябиной,
Это стайка снегирей.

(В. Скомаровский)

4) На доске: 

Тишину леса нарушили снегири
птицы шумно сели на рябину

– Прочитайте.
– Сколько записано предложений (Два).
– О ком говорится в первом предложении?
– Что говорится?
– Прочитайте вслух первое предложение (К концу предложения голос понижается)
– Как на письме отделить это предложение? (В конце предложения поставим точку.)

Аналогичная работа проводится по второму предложению.
Списывание текста самостоятельно.

б) У. Хорошо снегирям. На рябине много ягод. Птицы сыты. В нашем крае не растут рябины. Бедные наши воробушки... Чем же они питаются зимой? (Выслушиваются ответы детей)

На доске картина с изображением воробьев, записано слово «летят», картина с изображением кормушки для птиц.

– Рассмотрите картинки, прочитайте. Составьте предложение.

Выставляется карточка бьи, учитель поясняет, что так пишется конец слова «воробьи».

– Почему кормушка называется кормушкой? (Выслушиваются ответы детей).

Запись предложения: Воробьи летят к кормушке на доске и в тетрадях с комментированием.

– Назовите главное слово в предложении.

в) Самостоятельная работа по карточкам № 2

Определите начало и конец предложения

5. Работа над звуко-буквенным анализом слов

а) – В каком слове этого предложения звуков меньше, чем букв.  (Воробьи летят к кормушке)
– Объясните, почему?

б) Самостоятельная работа по карточкам № 3 с последующей проверкой.

– Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.
– Какое слово осталось не подчеркнутым? (I в – снежок, II в – тучка).

6. Физминутка

Спала тучка и вдруг проснулась,
Не захотела больше спать,
Шевельнулась, потянулась
И стала снегом засыпать.
Сыплет на Танюшку,
Сыплет на Ванюшку
На Иришку, на Маришку,
На Сережку, на Антошку,
Дети рады, рады снегу,
Рады дети снегу.

7. Правила  переноса слов с  мягким  знаком  и краткой и  в середине слова с одной строки на другую

а) Работа по учебнику

 – Рады дети зиме. Катаются на санках с горки, на коньках по льду, лепят снеговиков. Только одной маленькой девочке не до веселья. У нее горе.

Читает текст упражнения ученик.

Ответы на вопросы:

– У кого пропал щенок?

Слово «Оленька» записано на доске, дети записывают  его в тетрадь.

– Какой был щенок?

Слово «беленький» записано на доске, дети записывают  его в тетрадь.

– Чем кормила девочка щенка? (Молоком)
– Как закончилась эта история? Кто помог Оле? (Мама нашла щенка под крыльцом.)
– Разделите записанные слова черточкой для переноса.

У доски ученики рассказывает правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.

– Не слушался щенок свою хозяйку, вот и потерялся. Разделите черточкой для переноса слово «слушайся».

Ученик  рассказывает правило переноса слов с краткой и в середине слова с одной строки на другую.

– Пришлось ли вам во время письма в тетради другие слова переносить с одной строки на другую? Как переносили?

8. Письмо по памяти

– Холодно зимой. Трещат деревья на морозе. Прячутся звери от стужи.

(Текст открывается на 10-15 секунд, затем закрывается, дети записывают по памяти)

9. Итог урока

– Что сегодня на уроке мы закрепляли?
– На следующем уроке русского языка будем выполнять контрольную работу.

10. Домашнее задание

– Повторить изученные правила, словарные слова.
– Урок окончен.