Плоскостная лепка "Птички-невелички"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: с помощью приёма плоскостной лепки изготовить на бумаге из пластилина птиц: снегиря и синицу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

  • образовательная – показать приемы работы с пластилином при выполнении плоскостной лепки;
  • валеологическая – формировать навыки здорового образа жизни;
  • развивающая – развивать  познавательный интерес, творческое воображение;
  • воспитательная – воспитывать усидчивость, трудолюбие, внимание, аккуратность.

Методы обучения: наглядный, деятельный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальная работа.

Средства обучения: трафареты, картинки с изображением птиц, магнитофонная запись со звуками птиц, макеты зимних деревьев, телеграммы, ПК, мультимедиапроектор.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Учитель проверяет все ли у учащихся подготовлено к уроку:

а) дощечки для работы с пластилином (прикоснулись)

б) пластилин

в) салфетка для рук

г) трафарет

Все готовы! Молодцы!

2. Актуализация знаний

- Ребята, а какое время года сейчас? (Весна)

- Да, по календарю весна.  Но  зима не хочет пока с нами расставаться.

- И зимующие птички не желают улетать.

- Отгадайте загадки, о каких птичках в них говорится?

Загадка 1

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой  найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Загадка 2

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

- Молодцы! Умеете отгадывать загадки!

- Назовите общий признак этих птичек? (Зимующие)

- Ребята, а почему их так называют? (Они живут зимой рядом с  нами, в парках, скверах)

- Вот мы и будем на уроке изготавливать этих птичек.

3. Анализ образца

- Ребята, обратите ваше внимание (указывает на изготовленные образцы).

- Какие материалы необходимы для выполнения этих птичек? (Пластилин)

- Какие необходимы инструменты?

- Нашими помощниками в работе будут ловкие и умелые наши пальчики.

Физминутка с пальчиками

Птички весело летают
И щебечут на лету
В небо взмыли, попорхали,
Опустились, приближают к нам весну.

4. Знакомство с инструкционной картой

- А теперь давайте рассмотрим шаг за шагом выполнение работы.

 

Изготовление снегиря

 

Изготовление синицы

1 шаг

________________

рудка

___________________________

2 шаг

_______________

пинка

____________________________

3 шаг

______________

рылья, шапочка

___________________________

 

 

на голове и хвостик

 

5. Практическая  работа. Беседа о свойствах пластилина

- Итак, для работы нужен пластилин и наши ручки.

Учитель разламывает кусочек пластилина, сминает, разогревает руками.  - Какое свойство у пластилина? (Мягкий)

- Но ведь он бывает разного цвета. Почему? (В него добавляют красители)

- Да, он состоит из глины с добавлением красителей и жиров.

- Но чтобы руки не окрасились и лучше отмылись, мы смажем их кремом.

Физминутка

- Возьмите немного крема на ладошки и начинаем его втирать.

Индивидуальная работа по этапам:

1 шаг: у кого трафареты снегирей, возьмем кусочек пластилина красного цвета,  у кого синичек – желтого, греем его в ладошках, делаем «колбаску» и наносим тонким слоем на грудку (Слайд 1).

Слайд 1. Грудка.

2 шаг: берем кусочек пластилина серого цвета для спинки снегиря и зеленого – для спинки синички. Размять, сделать колбаску, размазать пластилин аккуратно, не заводя за контур спинки (Слайд 2).

Слайд 2. Спинка.

3 шаг: наконец, нужно взять кусочек пластилина черного цвета, разогреваем его в ладошках, скатываем  «колбаску» и размазываем по крылышкам, по  шапочке на голове и по хвостику (Слайд 3).

Слайд 3. Крылья, шапочка на голове и хвостик.

Шаг 4. - И вот у нас получились красивые, яркие птички!

Слайд 4. Готовые птички

6. Анализ выполненных работ

Изготовленных птичек учащиеся прикрепляют на макеты – деревья.

- Ребята, вот и собрались наши птички стайками и скоро нас покинут. Грустно с ними расставаться.

Физминутка для глаз

- Ребята, а давайте на минутку закроем глаза. (Раздаются звуки птиц). Представьте, что вы в парке. На ветках щебечут птицы, пахнет свежестью и прохладой. Откроем глазки, встанем, посмотрим вправо, затем влево (несколько раз).

- Вдохнем чистый, свежий воздух правой ноздрей, закрыв пальчиком левую ноздрю, выдохнем через рот, затем вдохнем левой ноздрей, закрыв пальчиком правую. Повторить несколько раз.

- А чьи же это звуки? Ведь мы только расстались с нашими друзьями.

Да вот же телеграммы. Давайте прочтем от кого они, и мы узнаем, о каких птицах идет речь?

Ученики читают тексты телеграмм.

Ученик 1 – телеграмма 1

Появились проталинки? Да! Встречайте. (Грач)

Ученик 2 – телеграмма 2

Приготовили скворечники? Скоро буду! (Скворец)

Ученик 3 – телеграмма 3

Сочинили музыку? Тороплюсь. Ваш маленький друг. (Жаворонок)

- Ребята, как мы готовимся к их встрече?

а) Развешиваем скворечники.

б) Перевязываем кусты для гнезд.

в) Устраиваем бесплатные столовые для гнезд.

7. Рефлексия деятельности

- Какая птичка самая аккуратная?

- Какая птичка вам понравилась больше всего?

- Какова цель нашего урока?

- Встаньте, кто достиг цели урока.

- Закончи предложения:

Я - знаю…

Я - умею…

Я - могу…

- Где это пригодится?

- По какому материалу захотелось поработать ещё?

- С  прилетом этих птиц и весна наступает. Это наши первые весенние гости. Берегите их! Помогайте им! Птицы – наши друзья!