Цель урока: с помощью приёма плоскостной лепки изготовить на бумаге из пластилина птиц: снегиря и синицу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
- образовательная – показать приемы работы с пластилином при выполнении плоскостной лепки;
- валеологическая – формировать навыки здорового образа жизни;
- развивающая – развивать познавательный интерес, творческое воображение;
- воспитательная – воспитывать усидчивость, трудолюбие, внимание, аккуратность.
Методы обучения: наглядный, деятельный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальный опрос;
- индивидуальная работа.
Средства обучения: трафареты, картинки с изображением птиц, магнитофонная запись со звуками птиц, макеты зимних деревьев, телеграммы, ПК, мультимедиапроектор.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
Учитель проверяет все ли у учащихся подготовлено к уроку:
а) дощечки для работы с пластилином (прикоснулись)
б) пластилин
в) салфетка для рук
г) трафарет
Все готовы! Молодцы!
2. Актуализация знаний
- Ребята, а какое время года сейчас? (Весна)
- Да, по календарю весна. Но зима не хочет пока с нами расставаться.
- И зимующие птички не желают улетать.
- Отгадайте загадки, о каких птичках в них говорится?
Загадка 1
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Загадка 2
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Молодцы! Умеете отгадывать загадки!
- Назовите общий признак этих птичек? (Зимующие)
- Ребята, а почему их так называют? (Они живут зимой рядом с нами, в парках, скверах)
- Вот мы и будем на уроке изготавливать этих птичек.
3. Анализ образца
- Ребята, обратите ваше внимание (указывает на изготовленные образцы).
- Какие материалы необходимы для выполнения этих птичек? (Пластилин)
- Какие необходимы инструменты?
- Нашими помощниками в работе будут ловкие и умелые наши пальчики.
Физминутка с пальчиками
Птички весело летают
И щебечут на лету
В небо взмыли, попорхали,
Опустились, приближают к нам весну.
4. Знакомство с инструкционной картой
- А теперь давайте рассмотрим шаг за шагом выполнение работы.
|
Изготовление снегиря |
|
Изготовление синицы |
1 шаг |
________________ |
рудка |
___________________________ |
2 шаг |
_______________ |
пинка |
____________________________ |
3 шаг |
______________ |
рылья, шапочка |
___________________________ |
|
|
на голове и хвостик |
|
5. Практическая работа. Беседа о свойствах пластилина
- Итак, для работы нужен пластилин и наши ручки.
Учитель разламывает кусочек пластилина, сминает, разогревает руками. - Какое свойство у пластилина? (Мягкий)
- Но ведь он бывает разного цвета. Почему? (В него добавляют красители)
- Да, он состоит из глины с добавлением красителей и жиров.
- Но чтобы руки не окрасились и лучше отмылись, мы смажем их кремом.
Физминутка
- Возьмите немного крема на ладошки и начинаем его втирать.
Индивидуальная работа по этапам:
1 шаг: у кого трафареты снегирей, возьмем кусочек пластилина красного цвета, у кого синичек – желтого, греем его в ладошках, делаем «колбаску» и наносим тонким слоем на грудку (Слайд 1).
Слайд 1. Грудка.
2 шаг: берем кусочек пластилина серого цвета для спинки снегиря и зеленого – для спинки синички. Размять, сделать колбаску, размазать пластилин аккуратно, не заводя за контур спинки (Слайд 2).
Слайд 2. Спинка.
3 шаг: наконец, нужно взять кусочек пластилина черного цвета, разогреваем его в ладошках, скатываем «колбаску» и размазываем по крылышкам, по шапочке на голове и по хвостику (Слайд 3).
Слайд 3. Крылья, шапочка на голове и хвостик.
Шаг 4. - И вот у нас получились красивые, яркие птички!
Слайд 4. Готовые птички
6. Анализ выполненных работ
Изготовленных птичек учащиеся прикрепляют на макеты – деревья.
- Ребята, вот и собрались наши птички стайками и скоро нас покинут. Грустно с ними расставаться.
Физминутка для глаз
- Ребята, а давайте на минутку закроем глаза. (Раздаются звуки птиц). Представьте, что вы в парке. На ветках щебечут птицы, пахнет свежестью и прохладой. Откроем глазки, встанем, посмотрим вправо, затем влево (несколько раз).
- Вдохнем чистый, свежий воздух правой ноздрей, закрыв пальчиком левую ноздрю, выдохнем через рот, затем вдохнем левой ноздрей, закрыв пальчиком правую. Повторить несколько раз.
- А чьи же это звуки? Ведь мы только расстались с нашими друзьями.
Да вот же телеграммы. Давайте прочтем от кого они, и мы узнаем, о каких птицах идет речь?
Ученики читают тексты телеграмм.
Ученик 1 – телеграмма 1
Появились проталинки? Да! Встречайте. (Грач)
Ученик 2 – телеграмма 2
Приготовили скворечники? Скоро буду! (Скворец)
Ученик 3 – телеграмма 3
Сочинили музыку? Тороплюсь. Ваш маленький друг. (Жаворонок)
- Ребята, как мы готовимся к их встрече?
а) Развешиваем скворечники.
б) Перевязываем кусты для гнезд.
в) Устраиваем бесплатные столовые для гнезд.
7. Рефлексия деятельности
- Какая птичка самая аккуратная?
- Какая птичка вам понравилась больше всего?
- Какова цель нашего урока?
- Встаньте, кто достиг цели урока.
- Закончи предложения:
Я - знаю…
Я - умею…
Я - могу…
- Где это пригодится?
- По какому материалу захотелось поработать ещё?
- С прилетом этих птиц и весна наступает. Это наши первые весенние гости. Берегите их! Помогайте им! Птицы – наши друзья!