Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающая не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Я поддерживаю утверждение В.Б. Базарного, что «…здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».
В условиях вариативности дошкольного образования расширился круг программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных методик. Все это можно, безусловно, отнести к числу достижений. Но вместе с тем, акцент на интеллектуальное развитие детей нередко делается без надлежащего учета их физического, эмоционального состояния, что неизменно приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка, а вместе с ней образует зоны риска для их гармоничного развития, создает “задел” для нарушения здоровья.
Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья. Наш город Березники не является исключением. За период 2008-2009 гг. уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети с раннего возраста уже имели нарушения здоровья в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у узких специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости был очень высок.
Кроме того, собеседование с родителями показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Несмотря на то, что приоритетным направлением нашего учреждения в течение нескольких лет является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и, казалось, были созданы хорошие условия для осуществления образовательного процесса, основанного на интеграции «Программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) с региональной программой по физическому воспитанию “Система” (автор Л.М. Пустынникова), все же наблюдалась тенденция снижения всех параметров здоровья.
Деятельность учреждения в этом направлении требует, в первую очередь, совершенствования системы управления. Функция здоровьесбережения – функция командная, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Управление в данном контексте подразумевает координацию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения, направленной на исполнение своих функциональных обязанностей с наибольшей эффективностью.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функции заместителя заведующей по воспитательно-методической работе в сфере здоровьесбережения:
- Участие в мониторинге качества оздоровительной работы в детском саду.
- Наращивание ресурсов, в первую очередь кадровых (управление ростом профессиональной компетентности педагогов учреждения, стимулирование педагогов к инновационной деятельности).
- Определение и максимальное использование оздоровительного потенциала социума.
- Определение перспектив оптимизации системы здоровьесбережения в условиях детского сада (корректировка планов физкультурно-оздоровительной работы, дифференциация их содержания с учетом уровня развития и состояния здоровья воспитанников).
- Координация усилий детского сада и семьи для создания оптимальных условий сохранения и поддержания здоровья длительно и часто болеющих детей.
Одной из важных управленческих проблем в оздоровлении детей является создание материально-технических условий, поэтому важный аспект, над которым работает ДОУ – создание здоровьесберегающей развивающей среды.
Приняв во внимание исследование последних лет по организации биологического и психосоциального пространства, свою работу начали с создания Мира физической культуры и здоровья в детском саду, объединяющего кабинет по физической культуре, спортивный зал, а также «микро-центры» физической культуры и здоровья в группах.
Особое место отводится внутреннему и внешнему дизайну. Учитываем, что интерьер дошкольного учреждения, как ансамбль разумно и эстетично организованной предметно-пространственной среды, создается в результате комплексного использования нами различных выразительных средств. При оформлении интерьеров уделяем внимание следующим элементам: цветовой отделке и освещению, мебели и оборудованию для педагогического процесса, природным компонентам, детским работам и работам родителей как элемент дизайна.
Исходя из специфики дошкольного учреждения, санитарно эпидемических правил и нормативов, рекомендаций программы «Система» Л.Н. Пустынниковой, педагоги оптимизируют здоровьесберегающее предметное пространство. Физкультурный зал оснащен: гимнастической стенкой, спортивным комплексом, нестандартным оборудованием. Приобретены: маты, тоннели, гимнастические палки, мягкие модули, ребристые доски, сухие бассейны и мячи – фитболы. Спортивное оборудование ежегодно обновляется в соответствие с перечнем СанПиН 2.9.1.1249-3.
Обеспечивая условия для самостоятельной двигательной активности детей во всех возрастных группах детского сада оборудованы «микро-центры» детской активности, оснащенные «стержневым» набором игр и спортивным оборудованием, способствующие физическому развитию дошкольников и качественной организации закаливающих мероприятий. Созданы уголки уединения с целью охраны нервной системы детей. В помощь педагогам созданы мини-методические кабинеты в группах, где сосредоточен методический материал (картотеки, методические разработки, дидактические пособия, методическая и художественная литература).
В кабинете инструктора по физической культуре сосредоточен методический и дидактический материал по всем разделам физвоспитания: развитие движений, валеология, ОБЖ. Имеется дидактический материал «Познай себя», таблицы, схемы, плакаты по развитию движений, пособия для решения проблемных ситуаций; приборы для измерения пульса, секундомер; оформлены фоторепортажи праздников, развлечений, дней здоровья. Для педагогов собран банк педагогических информаций, который включает образовательные программы, технологии методики информационно-педагогический модуль по опыту работы педагогов детских садов по теме «Развитие физической культуры дошкольников».
Каждое дошкольное учреждение имеет свое лицо, следовательно, в каждом учреждении своя система методической работы.
Для того чтобы выстроить эффективную систему методической работы по проблеме здоровьесбережения, необходимо было проанализировать уровень знаний, умений и практических навыков педагогов. С этой целью проведено: тестирование «Здоровьесберегающие аспекты дошкольного образования», анализ занятий и режимных моментов с позиции здоровьесбережения. Анализ полученных данных показал, что педагоги имеют поверхностные знания о современных здоровьесберегающих программах и технологиях, используют в педагогической практике традиционные оздоровительные моменты: физминутки, динамические паузы, упражнения на дыхание, закаливающие мероприятия, а так же отмечено преобладание низкого уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья детей в организованных формах работы.
Учитывая приоритетное направление нашей работы «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей», ежегодно в плане работы ДОУ ставим задачи оздоровительного характера:
- 2007-2008г. – создавать в ДОУ условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников средствами физической культуры, организации полноценного питания;
- 2008-2009г. – обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасности жизнедеятельности и создание оптимальных условий для работы по данному направлению;
- 2009-2010г. – интегрировать деятельность всех служб учреждения в вопросах организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с воспитанниками.
Важным звеном в целостной системе повышения
профессионального мастерства является
организация методической работы, которая
направлена на достижение цели поставленной ДОУ в
учебном году.
Так, например, для решения данных задач были
запланированы и проведены педагогические
советы:
- «Организация работы ДОУ в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики»;
- «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»;
- «Формирование здорового образа жизни дошкольников, через валеологические подходы к организации детской деятельности».
Чтобы забота о здоровье ребенка являлась одним из приоритетов всего педагогического коллектива и проходила на профессиональной основе, я четко продумала взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это будет возможно в том случае, если комплексное планирование подчинено здоровьесберегающему аспекту, а действие воспитателей, узких специалистов, медицинского персонала интегрально.
Повышая свой профессиональный уровень в городской лаборатории «Внедрение здоровьесберегающих программ в образовательный процесс», я параллельно организовала в нашем дошкольном учреждении работу проблемной группы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ». В рамках работы проблемной группы были разработаны: методические рекомендации «Рациональная организация занятия с позиции здоровьесбережения», карты контроля за деятельностью педагога с позиции здоровьесберегающих технологий в организованных формах обучения, педагогические проекты и др.
Итогом работы проблемной группы стало участие в городском смотре-конкурсе «Сто друзей» с проектом месячника здоровья «Будь здоров, малыш!».
С целью знакомства и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ мною и специалистами были организованы следующие мероприятия:
- Семинары-практикумы – «Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного воспитания»; «Технология проведения традиционных и инновационных форм организации занятий с учетом здоровьесбережения».
- Круглый стол – «Психологическое здоровье педагога» с участием специалистов городского психологического центра.
- Научно-познавательная конференция «Безопасность и здоровье детей».
- Деловая игра «Педагогические качели» (Пути оптимизации двигательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья).
- Ярмарка-презентация пособий «Использование нестандартного оборудования в процессе укрепления здоровья часто болеющих детей».
- Мастер-класс «Технологии оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования».
- Оформлена тематическая выставка в методическом кабинете «Здоровый образ жизни дошкольника в условиях детского сада и семьи».
- Хорошей традицией стало поведение в ДОУ «Дней здоровья» для детей и сотрудников (апрель, октябрь) и многое другое.
Я хочу, чтобы наши педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность. Постоянно познавая новое, педагоги учат этому детей. В этом случае мы практически отказались от пассивного слушанья. Поскольку решающую роль в обучении играет опыт, то в рамках педсовета я использовала новую форму работы – игровой тренинг «Обучение педагогов с помощью интерактивных методов». Показателями эффективности проведения педсовета стала практическая деятельность каждого педагога в рамках здоровьесберегающего образования, а также пополнился банк здоровьесберегающих технологий и методик.
Среди разнообразия форм работы с педагогами по данному направлению, наиболее эффективным, считаю, проведение конкурса проектов «Здоровый ребенок – это здорово!» среди всех возрастных групп. Проведение конкурсов в ДОУ дает возможность отработать систему взаимодействия всех служб педагогического коллектива, а также на практике реализовать функцию распространения и обобщения педагогического опыта.
Подводя итоги организационного блока в управленческой деятельности заместителя заведующей, с удовлетворением отмечаю, что все формы методической работы нашли отклик у педагогов и способствовали повышению их профессионального мастерства, а значит, совершенствованию качества образовательного процесса.
Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству. Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья; организация пребывания детей в учреждении очень продумана и насыщена: утренняя гимнастика, прогулки в любую погоду, закаливающие мероприятия, «минутки здоровья», «Часы безопасности», занятия с психологом и пр.
Работая по комплексной программе «Радуга», коллектив детского сада большое внимание уделяет охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни (одна из задач программы).
Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.
Во время пребывания детей в детском саду, педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения.
Уже начиная с младшего возраста, на всех занятиях, воспитатели используют рекомендации к технологии В.Ф. Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:
- располагают учебно-наглядный материал в разных частях группы, который дети находят и используют в своей работе;
- проводят занятия в режиме смен динамических пауз у стола, у мольберта, на индивидуальных подушках;
- используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации или кризиса (с помощью этого решается еще одна задача программы «Радуга»: «способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей»).
В группе среднего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А. Уманская, К. Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к. утомляемость детей данного возраста еще очень велика.
В комплексе утренней гимнастики и как часть занятия по ФИЗО воспитатели включают комплексы «гимнастики маленьких волшебников» автор Т.В. Нестерюк.
В старшей и подготовительной к школе группе, учитывая длительность, количество занятий, а также повышенную умственную активность детей, педагоги используют упражнения помогающие снять напряжения во время занятий (технологии В.Ф. Базарного). На занятиях ФИЗО и утренней гимнастике выполняют дыхательную гимнастику, элементы массажа (автор А. Уманской, К. Динейки). На занятиях по ФЭМП (работа с тетрадью, ИЗО, лепке, конструированию педагоги включают гимнастику для глаз с использованием тренажера со зрительными метками (автор В.Ф. Базарный).
В музыкальные занятия и театральную деятельность включаются упражнения на релаксацию и психгимнастика (автор Н.И. Чистякова). Во время прогулки воспитатели напоминают о дыхании носом, особенно поздней осенью и зимой. Большое место в режиме дня всех возрастных групп отводится подвижным, дидактическим и словесным играм с элементами здоровьесбережения, а также включение специальных занятий по ЗОЖ в разделе «Познаю мир», в дополнительную образовательную услугу «Здоровейка».
Согласно закону «Об образовании» – раздел 2, статья «Дошкольное образование» – «…родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Педагогический коллектив эффективно сотрудничает с родителями воспитанников, работа строится на принципах преемственности семьи и учреждения. Я уверена, что из всех прививок, которые получает человек в жизни, самая сильная – это «семейный иммунитет» – прививка против болезни души тела.
В нашем дошкольном учреждении разработана и адаптируется система взаимодействия с семьей:
- пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории «Здоровье детей в наших руках»;
- в группах оформлены папки – передвижки с целью нормативно-правового просвещения родителей;
- проводятся Дни открытых дверей, Декадники, семейные вечера отдыха;
- регулярно проводим анкетирование, например, «Изучение социального здоровья семьи», «Что вы знаете о рациональном питании?»;
- в течение года на вопросы заинтересованных родителей отвечают специалисты консультативно-справочного бюро, где родители получают первичные медицинские знания, приобщаются к здоровому образу жизни;
- с большим успехом проходят оздоровительно-спортивные праздники, досуги, походы: «Мама, папа я – спортивная семья!», «Праздник печеной картошки», «Малые олимпийские игры», «Фестивали здоровья» и др.
Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы позволила мне поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми основных движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.
Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления сохранения здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ОУ на длительный период.