В труде, в учении, в игре, во всякой творческой
деятельности нужны человеку сообразительность,
находчивость, догадка, умение рассуждать — всё
то, что наш народ метко определяет одним словом
«смекалка». Смекалку можно воспитать и развить
систематическими и постепенными упражнениями, в
частности решением математических задач как
школьного курса, так и задач, возникающих из
практики, связанных с наблюдением окружающего
нас мира вещей и событий.
«Математика, – сказал Калинин, обращаясь к
ученикам средней школы, – дисциплинирует ум,
приучает к логическому мышлению. Недаром
говорят, что математика — это гимнастика ума».
Каждая семья, в которой родители озабочены
организацией умственного развития детей и
подростков, ощущает потребность в подобранном
материале для заполнения досуга полезными,
разумными и нескучными математическими
упражнениями.
Вот для такого рода внепрограммных занятий,
бесед и развлечений в свободный вечер в семейном
кругу и с друзьями или в школе на внеклассных
встречах предназначаются задания игры
«Математический путешествие».
Эту игру можно провести среди учеников
среднего звена. Предварительно участники игры
делятся на шесть команд. Парты в классе
расставлены по кругу для шести команд,
переход осуществляется по часовой стрелке.
На каждом столе закреплено название станции:
«Умение везде найдёт применение», «Игровая»,
«Логическая», «Сказочная», «Смекалистая»,
«Геометрия на спичках».
Каждая команда садится за отдельный стол. Около
каждого стола стоит проводник, в качестве
которого может выступать старшеклассник (всего 6
проводников).
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте!
Ведущий: Вы любите путешествовать?
Ученики: Да.
Ведущий: На чём вы любите
путешествовать?
Ученики: На машине, на велосипеде, на
поезде, на самолёте, пешком...
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в
необычное путешествие по стране
«Математика». Путешествие наше будет
математическим. Если у вас по математике не очень
хорошая оценка, не расстраивайтесь. Вам не
потребуется выполнять какие-то сложные
математические действия. Главное — хорошая
смекалка и сообразительность. Прежде, чем вы
начнёте своё путешествие, я раздам каждой
команде путёвку.
Путёвка № __________ | |
Название станции | Отметка |
Умение везде найдёт применение | |
Игровая | |
Логическая | |
Сказочная | |
Смекалистая | |
Геометрия на спичках |
Ведущий: В путёвке написано, какие
станции вы должны посетить. На каждой станции
есть проводник, он объяснит вам, что нужно делать
и поставит отметку в путёвке за выполнение
задания. Будут оцениваться: дисциплина,
организованность, качество выполнения, скорость
выполнения. (Чтобы дети не знали заренее свои
отметки, предлагается ввести следующие
обозначения: красный круг – «5», синий круг – «4»,
зелёный круг – «3», чёрный круг – «2»).
После того, как вы выполнили задание на
какой-нибудь станции, необходимо подождать,
когда можно будет по направлению часовой
стрелки перейти на следующую станцию.
Станция №1 «Умение везде найдёт применение»
Необходимо заранее подготовить 16 квадратов
одного размера, но четырёх различных окрасок,
например, белой, чёрной, красной и зелёной — по 4
квадрата каждой окраски. У вас образуется 4
комплекта разноцветных квадратов. На каждом
квадрате первого комплекта написать цифру «1», на
каждом квадрате второго комплекта – «2», на
квадратах третьего комплекта – «3», на квадратах
червёртого – «4».
Задача участников: расположить эти 16
разноцветных квадратов также в виде квадрата,
причём так, чтобы в каждом горизонтальном ряду, в
каждом вертикальном ряду и в каждой из двух
диагоналей находились в каком-нибудь
произвольном порядке квадраты с числами 1, 2, 3, 4 и
притом непременно разных окрасок.
Станция №2 «Игровая»
На этой станции участникам предлагается
сыграть в игру «Танграм». Эта игра возникла 4000
лет назад в Китае. Квадрат разрезается на семь
частей так, как показано на рисунке.
Задача участников: собрать из всех семи
танграмов предложенную фигуру. Например, фигуру
страуса. Но участники должны видеть только
очертания фигуры (можно нарисовать её на
отдельном листе).
Станция №3 «Логическая»
Здесь участникам предлагается разгадать числовой ребус. Цифры заменены буквами. Одинаковыми буквами заменены одинаковые цифры. Ребус может быть расшифрован путём точных последовательных рассуждений.
М — 3, У — 1, Х — 2, А — 5, К — 6, Р — 0.
Станция №4 «Сказочная»
Проводник: Ребята, сейчас я прочту отрывок из одной очень известной сказки. Вам надо отгадать название этой сказки и её автора.
«... Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами...»
Ответ: П. Ершов «Конёк-Горбунок»
Проводник: В предложенном отрывке используются старинные русские меры длины: вершок – 4,5 см и аршин – 67 см. Ваша задача: нарисовать Конька-Горбунка в натуральную величину.
(Проводник даёт детям лист и цветные карандаши).
Станция №5 «Смекалистая»
Царская задача
У одного царя родился сын. Обрадовался царь,
вызвал к себе Главного Министра и приказал: «Все
сроки заключённых в тюрьму уменьшить
наполовину!» – «Слушаюсь и повинуюсь», – ответил
Главный Министр, а сам задумался: «Легко
сократить срок наполовину тем, кто приговорён к
какому-то определённому сроку заключения. А как
быть с теми, кто осуждён пожизненно?» Вызвал он к
себе Главного Советника, стали они думать вдвоём
— ничего придумать не могут: ведь неизвестно, кто
из приговорённых к пожизненному заключению
сколько проживёт. И так решали, и эдак
прикидывали: ничего не получается. Отправились
они тогда к Главному Математику. Выслушал он
Советника с Министром и рассмеялся: «Да ведь эта
задачка для первоклассников! Правда догадливых.
Царский приказ будет исполнен в точности, если...»
Что посоветовал Министру и Советнику Главный
Математик?
Ответ: Преступники, приговорённые к пожизненному заключению, один день сидели в тюрьме, а следующий день находились на свободе.
Если участники быстро справятся с Царской задачей, можно предложить им ещё одну задачу.
Корзина яиц
Женщина несла на рынок корзину яиц. Прохожий
нечаяно толкнул женщину, корзина упала, яйца
разбились. Виновник несчастья, желая возместить
потерю, спросил:
– Сколько яиц было в корзине?
– Точно не помню, – ответила женщина, – но знаю,
что когда я вынимала из корзины по 2, по 3, по 4,
по 5 или по 6 яиц, в корзине оставалось одно яйцо, а
когда я вынимала по 7 яиц, то в корзине ничего не
оставалось.
Сколько яиц было в корзине?
Ответ: 301 яйцо.
Станция №6 «Геометрия на спичках»
Семь треугольников
Скрепляя концы трёх спичек шариками из пластилина, легко составить один равносторонний треугольник.
Возьмите 9 спичек и, так же скрепляя их концы, составьте 7 равносторонних треугольников.
Ответ:
Задача-шутка
Каждая спичка имеет длину 4,5см. Как из 13 спичек сложить метр?
Ответ:
После того, как все команды прошли все станции, ведущий собирает путёвки и вместе с проводниками подводит итоги. Можно отдельно выделить команды, которые лучше других справились с заданием на какой-то отдельной станции, каждая команда может выбрать самого активного игрока.
Список литературы:
1. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка
— М., Государственное издательство
технико-теоретической литературы, 1957.
2. Предметные недели в школе. Математика./Сост. Л.В.
Гончарова. – Волгоград:Учитель, 2004.