Цели урока.
- Помочь детям ознакомиться с одним из шедевров русской лирики.
- Способствовать работе над выразительностью чтения, развитию речи учащихся.
- Содействовать воспитанию любви к книге, к чтению, чуткого отношения к природе.
Оборудование.
- Интерактивная доска.
- Портрет автора.
- Рисунки детей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сегодня у нас очень интересный урок. Мы продолжаем работать с произведениями великого русского писателя А.С. Пушкина. Презентация
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
А сегодня мы с Вами познакомимся с ещё одним стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер».
3. Чтение учителем.
- Сравните эти два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? (Нет, по настроению они не одинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно всегда грустное на всём протяжении.)
Чем вызвано это чувство?
Послушайте, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу правительство и горячо верил в то, что свобода придёт, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далёкое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И всё же ему было грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали друзей. Рядом с ним была только одна бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал её песни и сказки.
Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении «Зимний вечер», которое было написано в 1825 году.
4.Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
5. Словарная работа.
Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, сумерек, тьмы).
Вихрь – порывистое, круглое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба.
Веретено – приспособление для прядения.
Буран – снежная буря, буран в степи, метель.
Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
Вьюга - снежная буря.
6. Чтение стихотворения учащихся.
- С кем и с чем сравнивает поэт бурю? (Он сравнивает её со зверем и с ребёнком)
- Какими словами поэт создаёт картину одиночества, описывая своё жилище? (Ветхое, печальное, тёмное)
К кому обращается поэт в стихотворении? (Он обращается к няне)
- Как он относится к своей няне: с нежностью, любовью.
Скажите, как надо читать стихотворение Пушкина? (Спокойно, напевно, окрашенным грустью, чтобы люди прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта.)
7. Чтение детьми.
8. Итог урока. Итак, мы познакомились с произведением. Скажите где Пушкин написал это стихотворение. Кому посвятил он строчки в этом произведении.
9. Домашнее задание: выразительное чтение, отрывок наизусть (по желанию).