Детское волонтерское движение "Сотвори свою судьбу"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Мы часто говорим о том, что дети – это будущее страны. И от того, как мы будем заботиться о детях, какими их воспитаем, зависят в итоге комфорт и благополучие граждан всей страны. Из малолетнего беспризорника наверняка вырастет мститель, а из обогретого заботой ребенка – гражданин, с благодарностью компенсирующий полученное в детстве добро заботой о стране и ее людях.

Сегодня важно обеспечивать формирование новой молодежной культуры, которая должна прийти на смену чуждой субкультуре, ориентированной исключительно на стимулирование низменных чувств и криминальных интересов, связанных, в том числе и с распространением наркотиков.

Многие из факторов, которые сегодня повышают риск наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны учителей. К тому же эффективность страха, который взрослые пытаются вызвать у подростка, пропагандируя запугивающую информацию, кратковременна. Сегодня особенно в селе слаба система социального досуга и удовлетворения продуктивных созидательных интересов подростков. Возрастает роль индивидуализма, подчас уменьшается ценность коллективного взаимодействия.

Запретить или уничтожить наркотики невозможно, но возможно создать модель жизни, способствующую развитию в каждом человеке системы личного противостояния наркотикам.

Волонтерское движение может выступить в качестве ведущего метода профилактики наркозависимости среди детей и молодежи. Это объясняется тем, что подростки больше доверяют сверстникам, информация, идущая от ровесника, легче воспринимается. Назидания взрослого подросток склонен скорее оттолкнуть, чем принять к сведению.
Актуальность создания волонтерского движения «Сотвори свою судьбу» состоит в том, что оно способствует:

  • формированию образа жизни, достойного человека;
  • формированию жизненной позиции подростков;
  • формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  • развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

I. Анализ информации по избранной проблеме

Сегодня можно выделить некоторые группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения подростков и его наркотизации:

  • нарушенная социальная микросреда (неправильные семейные отношения, неконтролируемость и вседозволенность, воспитание родителями, сильная занятость или низкий образовательный уровень родителей и т.д.);
  • нравственная недовоспитанность ребенка: отсутствие интересов, эмоциональная неустойчивость, уход от ответственных решений, отсутствие мотивации в учебе, будущая профессиональная дезориентация; индивидуально-психологические особенности личности.
  • Многие из факторов, которые сегодня повышают риск наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны учителей. К тому же эффективность страха, который взрослые пытаются вызвать у подростка, пропагандируя запугивающую информацию, кратковременна. Сегодня особенно в селе слаба система социального досуга и удовлетворения продуктивных созидательных интересов подростков. Возрастает роль индивидуализма, подчас уменьшается ценность коллективного взаимодействия.
  • Запретить или уничтожить наркотики невозможно, но возможно создать модель жизни, способствующую развитию в каждом человеке системы личного противостояния наркотикам.

Такая система будет включать в себя следующие навыки:

  • навык ответственного принятия решений;
  • навык критического мышления и способности сделать правильный выбор;
  • навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях.
  • Эта система позволит сформировать активную жизненную позицию ребенка и обогатить его ценностный мир посредством эффективного общения и изучения, культурных образцов человечества.
  • Эта модель жизни реализуется в программе детского волонтерского движения «Сотвори свою судьбу». Волонтерская работа предполагает, что дети не принимают готовые установки и утверждения, сами формируют их для себя в процессе своей деятельности. Главной целью нашего движения является активное включение подростков в деятельность по формированию здорового образа жизни, в реальные, социально значимые отношения, создание ситуации успеха для каждого ребенка и развитие детского самоуправления, понимаемого нами как саморазвитие.
  • «Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их принятия лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Ценности нельзя понять, ценностям нельзя научить, их можно только почувствовать, пережить. Только полнота переживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивает стремление размышлять о них, смысле жизни и ее ценности».
  • Из целей и задач волонтерского движения вытекают самые разнообразные методы: тренинги, ролевые игры, дидактические занятия, дискуссии, «круглые столы», соревнования, Дни Здоровья, театральные постановки, создание своей редакции и выпуск газеты и т. д. Работа в волонтерском движении носит клубный характер. Движущей силой является инициатива самих ребят, именно по их проектам и согласно их интересам формируются клубы:
  • клуб-студия театральная «Дети – детям»;
  • клуб-студия «Твоя сила в тебе самом»;
  • клуб-студия «Власть СМИ»;
  • клуб-студия «Искусство общения»;
  • клуб-студия «Познание неотделимо от странствий».

Каждый из ребят может найти себе дело в волонтерском движении по способностям, возможностям и интересам.

II. Программа детского волонтерского движения «Сотвори свою судьбу»

Смысловые идеи программы:

Увеличение объема знаний о наркотиках в принципе недостаточного для изменения социальных установок подростков: в то же время оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к психоактивным веществам. Следовательно, вместо стремления достичь полного отказа от употребления наркотиков необходимо сформировать здоровый образ жизни.

Актуальность программы:

Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Каждый третий старшеклассник в России уже успел попробовать на себе действие наркотических средств.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует:

  • формированию образа жизни, достойного человека;
  • формированию жизненной позиции подростка;
  • формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  • развитию способности и индивидуальному выбору жизненного пути.

Цель программы:

Формирование определенного типа поведения молодежи в масштабах всего общества и создание условий для здорового образа жизни.

Задачи:

  • обучение навыкам ответственного принятия решений;
  • обучение навыкам критического мышления и способности сделать правильный выбор;
  • развитие социальной и личной компетентности;
  • формирование активной жизненной позиции ребенка;
  • обогащение ценностного мира ребенка посредством изучения культурных образцов человечества.

В основе программы лежит ситуация выбора на индивидуальном или групповом уровне деятельности, позиции, отношения к предложенному. А возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения. Ценно то, что ребенок сам творит свою судьбу.

Принципы деятельности:

  • Целостность, универсальность и последовательность содержания.
  • Активное включение подростка в деятельность.
  • Включение подростка в реальные социально-значимые отношения.
  • Создание ситуации успеха для каждого подростка.
  • Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности.

Критерии оценки результатов программы:

  • поведение подростков;
  • умение взаимодействовать с другими членами детского коллектива;
  • активное участие подростка в общественной жизни класса и школы;
  • эмоциональное состояние подростка;
  • представление подростка о ценностях человеческой жизни.

Социальный эффект программы: формирование у подростка отношения к ценностям: совокупность личностей – это и есть общество. Чем больше будет у нас нравственно – здоровых и физически здоровых личностей, тем лучше будет у нас общество и жизнь, достойная человека.

Модель работы волонтерского движения

Участником волонтерского движения может стать любой подросток независимо от социального статуса и предшествующего опыта. Основные условия для подростка: поддерживать и развивать основную идею движения волонтеров и принимать активное участие в работе этого движения.
Движущей силой волонтерского движения является инициатива самих подростков. Каждый из подростков может найти себе дело в волонтерском движении по способностям, возможностям и интересам. Формы работы включают «круглые столы», занятия в клубах, тренинги, ролевые игры, тематические дни, родительские собрания и т.д.
Работа в волонтерском движении носит клубный характер.

III. Клуб-студия «Твоя сила – в тебе самом»

Деятельность клуба основывается на идеи о том, что в каждом из нас кроются великие силы, которые помогают жить в гармонии с собственным «я», добиваться успехов в разных сферах общественной жизни. Это делает человека здоровым и благополучным, учит разбираться в себе, ребенок овладевает приемами самореабилитации. Эти умения особенно актуальны в наше время. Возможная деятельность клуба:

1. Занятия «Активизация резервных возможностей» (суггестивное самосовершенствование).

Упражнения, основанные на системе психотренинга, методике биоэнергетического воздействия и приемах актерского мастерства:

  • биоэнергетика;
  • «нет порокам»;
  • «вы – таланты»;
  • искусство перевоплощения и т.д.

Основные упражнения даются в стиле самоучителя. Инструкции даны в форме устной речи. Учитывая, что основные упражнения выполняются индивидуально, предусматривается обратная связь и обмен информацией между занимающимся по этой системе – анкета, информацией из которой обмениваются участники занятий. Можно сравнить текущую систему баллов.

2. Ролевая игра «Суд над наркоманией»

Участники ролевой игры имитируют судебное заседание и выносят приговор наркоманам.

3. Дидактическая игра для родителей «Почему дети становятся трудными»:

Родители сообща обсуждают проблемы наркомании среди подростков, ищут способы диалога и убеждают молодых в преимуществах здорового образа жизни.

4. Круглый стол «Молодежь в борьбе с наркоманией»

Заседание круглого стола позволяет не привести всех к одному мнению, а дать возможность всем желающим аргументировать свою точку зрения, услышать и понять другого, найти единомышленников, пройти путь поиска ответа на трудный вопрос.

5. Занятия по системе веревочного и инициативного курса

Это курс создан для облегчения роста и развития личных качеств личности и социального взаимодействия. Этот курс предназначен для того, чтобы помочь личности расти как индивидуальности в ходе обучения взаимодействию в группе. Опыт веревочного курса поможет в информировании самооценки, самоуважения и доверия. Появляется чувство уважения к себе. В ходе выполнения порой достаточно сложных видов деятельности веревочного курса участники подвергают испытанию ум и тело, способствуют воспитанию в себе стремление к успеху. Занятия помогают преодолевать свои страхи и развивают воображение и способность решать разные проблемы. Опыт участия укрепляет знания и учит подростка как надо воспринимать реальность. Деятельность в группе поможет личности стать частью команды, не теряя самого себя. Работа в команде демонстрирует необходимость взаимной поддержки и взаимопомощи, сотрудничества для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных задач.

6. Спортивные соревнования

Кроссы, эстафеты, дни здоровья, спортивные праздники.
Участники спортивных мероприятий укрепляют свое физическое здоровье, осознают важность и необходимость занятий физической культуры и спортом, необходимость нахождения на свежем воздухе в любое время года. В ходе проведения спортивных мероприятий у участников закрепляются знания по формированию здорового образа жизни, а также развивается чувство товарищества и взаимопомощи, ловкость и физическая выносливость.

7. Подиум – дискуссия «Я выбираю жизнь!»

В ходе дискуссии участники обсуждают проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни и находят пути решения проблем (слабое здоровье, вредные привычки, малоподвижный образ жизни, отсутствие примеров для подражания, легкомысленное отношение к здоровью).

Клуб-студия театральная «Дети для детей»

Цель данного клуба – активизация жизненной позиции ребёнка по отношению к самому себе и окружающей его действительности; максимальное раскрытие и реализация потенциала подростка через включение его в театральную деятельность.
Работа этой студии осуществляется следующим образом: группа сценарско- режиссерского мастерства придумывает и пишет сценарий сказки или постановки для учащихся начальных классов (например, новогоднего утренника), группа декоративно-художественного оформления оформляет постановку, а группа актёрского мастерства исполняет задуманное.

Клуб-студия «Власть СМИ»

В ходе работы клуба реализуются следующие задачи:

  • научиться работать с материалом и оформлять свою газету;
  • учиться формулировать свои мысли и логично их излагать;
  • учиться анализировать свою деятельность.

Занятия проводятся по следующим этапам:

  • Диагностика способностей подростков; проведение экспресс-интервью;
  • Обучение целям, средствам работы, работе над ошибками;
  • Оформление газеты, знакомство с различными жанрами журналистики;
  • Выпуск газет;
  • Анализ собственной активности, полученных знаний, организация работы редакции.

Клуб-студия «Искусство общения»

Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как негативное. Эмоциональное отвержение подростка, склонного испытать на себе действие наркотических средств, приводит к тому, что подросток оказывается на краю общества, загнанный туда сверстниками, родителями и учителями.
Единственная среда, где наркомана примут без упрёков – среда, где господствует своего рода «наркоманская субкультура». Создание предпосылок для ликвидации социально-психологической предрасположенности к наркотикам – задача клуба общения. Сложнейшим средством коммуникации является человек. Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, легче устанавливает контакт и находит взаимопонимание со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми. Это очень важно в любом деле.

Клуб-студия «Познание неотделимо от странствий»

Работа в клубе проходит в 2-х направлениях:

  • Разработка собственных дел (игр) интеллектуального направления;
  • Расширение познавательных интересов и общей эрудиции путём организации многочисленных поездок, экскурсий, походов и т.д.

Работа в этом клубе позволяет расширить культурный потенциал ребёнка. Ребёнок «входит» в культуру и воспроизводит достижения культуры, открывает её значительность лично для себя. Подросток учится познавать себя и окружающих, стремится жить в гармонии с миром, умеет осмысливать происходящее, анализирует его и прогнозирует будущее. Обогащается ценностный мир подростка по средством изучения культурных образцов человечества.

Вывод:

Следует отметить, что в волонтёрском движении формируются органы детского самоуправления и создаются условия для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности. Высокий уровень жизненной компетентности, психологическое и физическое здоровье, активная жизненная позиция позволяет противостоять жизненным трудностям и сумеет сделать жизнь каждого наполненной и интересной.

Список литературы:

  • Лизинский Е.М. Формы и методы в воспитании. М., Педагогический поиск, 2005.
  • Пятьдесят сценариев классных часов. М., 2004.
  • Журналы « Наркомат», 2008.
  • Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. М., 2006.