Изучение русского языка в начальной школе с родным нерусским языком обучение направлено в первую очередь на развитие речевых способностей учащихся, их готовность к обучению на русском языке, развитие монологической и диалогической речи. Реализация задачи владения умения слушания, говорения, чтения и письма во многом зависит от умения учителя использовать в процессе обучения игры.
Предлагаю несколько игр творческого характера, которые можно использовать в первом классе начальной школы. Эти игры помогут учителю в процессе формирования у первоклассников умение слушать, понимать русскую речь. Игры способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса.
Игра “Что в мешке?”
Учитель принес в класс яркий мешок и с загадочным видом сказал:
- Я был в магазине. Угадайте, что я купил?
Дети называют разные предметы, пытаются угадать что в мешке?
- В мешочке лежит ручка.
- Здесь лежит пенал и т.д.
Если названные предметы есть в мешочке, учитель достает их и говорит:
- Да, я купил пенал, ручку и т.д.
Таким образом, в процессе игры дети повторяют и закрепляют слова по теме “Учебные принадлежности”.
За каждый указанный предмет дети получают по звездочке.
Игра “Что у тебя?”
Дети делятся на две команды и становятся друг против друга. Каждая команда получает 2 разных предмета, например, мишку и мячик… “Спрячьте свои игрушки за спину” - говорит учитель. Ребята убирают руки за спину и начинают передавать игрушку друг другу, “Стоп!” - командует учитель. Ученик первой команды задает вопрос игроку второй команды.
- Карим, у тебя есть мишка?
- Нет, у меня нет мишки - отвечает тот.
Этот же вопрос задается другому игроку, пока не угадают, у кого находится искомая игрушка.
Дальше команды меняются ролями. В результате закрепляются навыки употребления в речи предложений типа “У меня есть… У меня нет ….”.
Игра “Делай как я”
Учитель разучивает с учениками простейшие команды. “Садитесь”- говорит учитель, садится и тем самым подает пример ребятам. “Встаньте” говорит учитель, встает и ученики поднимаются вслед за учителем. Постепенно ученики учатся понимать и выполнять команды без зрительной опоры. Позже, когда дети усвоили команды, игру можно видоизменить. Команда сопровождается не соответствующими ей действием. Например, учитель говорит: “Возьмите карандаши”, а сам берет в руки ручку.
Игра “Обед”
У учителя на стол хлеб, сыр, конфета. Учитель входит в класс и говорит “Я хочу есть” и съедает сначала хлеб, сыр, конфету. Потом говорит “Я хочу съесть ручку” и изображает как он ест ручку. Кто-то из учеников скажет: “Ручку нельзя есть”. “А что можно есть?” - спрашивает учитель. Дети вспоминают названия разных продуктов. Учитель раздает детям фишки и называет поочередно названия съедобных и несъедобных предметов. Дети, услышав названия съедобных предметов, поднимают фишки. А тот, кто по ошибке поднимает фишку, когда учитель называет несъедобный предмет, отдает фишку учителю, значит выбывает из игры. Эту же игру можно использовать в период обучения грамоте, когда проверяется умение читать. Учитель показывает карточки со словами. Ученики поднимают фишки, когда увидят карточку со словом – названием съедобных предметов.
Игра “Артисты”
Ученик выходит на “сцену” и изображает какое-то действие, например, умывается, читает книгу, моет посуду.
Зрители должны угадать действие “артиста” и составить предложение об этом:
- Марат читает газету.
- Марат играет в шахматы и т.д.
Игра “Художник”
Дети приготовили альбом для рисования и цветные карандаши. Учитель просит нарисовать домик. Затем говорит :
- Закрасьте крышу дома в зеленый цвет.
- Нарисуй два окна.
- Слева от дома нарисуйте дерево.
- Это яблоня. Нарисуйте на нем яблоки. Яблоки красные и т.д.
Игра “Найди ошибку”
На аудиокассету записано несколько предложений о профессиях.
Например:
Врач лечит больных.
Строитель строит дом.
Учитель учит детей.
Но среди предложений есть одно неверное. Например “Повар доит коров”. Ученики должны внимательно прослушать запись, найти ошибку и исправить ее. В заключении можно провести беседу о профессиях родителей.
Игра “Отгадай!”
Учитель всем ученикам раздает по одной картинке с изображением какого-либо предмета, например картинки с изображением животных, цветов, учебных принадлежностей, одежды и т.д.
Содержание каждой картинки знает только тот ученик, кто получил эту картинку. Остальные дети должны угадать название картинки, задав несколько вопросов его “хозяину”.
Например, у Артура – рисунок дома. Одноклассники задают вопросы Артуру:
- Артур, у тебя на картинке игрушка?
- Его можно съесть?
- Его носят в школу? и т.д.
Выигрывает тот, кто правильно составляет вопросительные предложения и быстрее всех отгадает предмет.
Игра “Запомни!”
Игра направлена на развитие внимания и слуховой памяти.
Сначала учитель выбирает круг лексики для игры, например “Названия животных” и сам называет первое слово “медведь”. Первый ученик повторяет это слово и добавляет свое, например “лиса”. Третий ученик называет первые два слова и добавляет третье слово и т.д. Если кто-то забыл или перепутал слово, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.