Авторская программа индивидуального развития ученика "От здорового образа жизни – к рекордам"

Разделы: Классное руководство


От ребёнка можно требовать лишь то, чему ты его научил.

А.С.Макаренко

Пояснительная записка

Первые и последние школьные годы – самые ответственные и самые запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периоде в  юность –прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным, особенно духовно вступит подросток в эту пору в жизни, во многом зависит от учителя, в первую очередь от классного руководителя.

Хотелось бы видеть выпускника состоявшимся, для своего возраста,  личностью. Применяя понятие «личность «к 16–17-летнему нужно иметь виду высокий и интеллектуальный уровень развития. выпускника, духовное богатство и красоту внутреннего мира,  способность принятия обдуманного решения, которая к моменту выхода из школы  уже должен проявиться при профессиональном ориентировании учащегося и выборе дальнейшего пути с целью получения образования. отвечающего требованиям современной жизни.
В глазах выпускника хотелось бы видеть, прежде всего,  заинтересованность судьбах своих детей,  близких, в окружающем мире, в благополучии  своей Родины. Страшнее всего безразличие к происходящему, замыкание на своей персоне. Если выйдя из школы,  выпускник сможет отличить белое от черного, золото  от мишуры, добро от зла,  да просто настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания  жизни,  значит, я смогла дать им то, что и дает право мне называться педагогом.

Поиск себя лучшие люди земли всегда начинали с решения главных вопросов: сначала – каким быть,   а потом  уж кем быть.

«От здорового образа жизни – к рекордам» – означает суметь самому себе воспитать, сформировать свою готовность к реальной послешкольной жизни, свой характер, и устремления, чтобы ваша жизнь после школы была счастливой,  полезной для общества и себя, полнокровной и обеспеченной.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

В очередном послании Главы РМ Меркушкина Н.И. Государственному собранию было сказано, что проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.

В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на:

  • конвенции ООН о Правах Ребенка;
  • конституции Российской Федерации;
  • законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • Национальной Доктрине образования Российской Федерации;
  • законе РМ «Об образовании».

Легкомысленное отношение к своему будущему, нежелание считаться с реалиями послешкольной жизни, расчет на русское «авось» безжалостно  отплатят каждому. Чтобы плата была как можно меньше, ещё на школьной скамье необходимо выпускника готовить к реальной жизни.

Умение разумно распоряжаться своим временем, разобрать для себя разумный план деятельности, реализовать этот план на основе честности  и добропорядочности в отношениях с окружающими людьми, особенно если вы лидер,  ярко проявляется самостоятельность, зрелость и ценность человека. Вот почему каждому выпускнику надо хотеть, надо сметь, надо брать на себя груз ответственности за своё будущее.

Современному человеку надо много знать, понимать. Видеть, уметь – это приглашение к действию, к применению творческого мышления, чтобы их собственная активность стала  для него настоящим наглядным пособием. что дает ему возможность готовить себя во взрослую жизнь.
В моем распоряжении всего 2 года, этого достаточно,  чтобы посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Шаг за шагом я буду идти к своей цели по созданию ученика, который не затеряется в огромном мире,  и я буду делать все от меня зависящее на пути ее осуществления.

Ожидаемые результаты

Ученик будет я уверена:

– порядочным и своими поступками не запятнает право называться  человеком;
– сильным и преодолеет все невзгоды и трудности, какими они небыли;
– мудрым и не наделает ошибок, о которых придется пожалеть на склоне лет;
– образованным,  интеллектуально и культурно развитым, политически грамотным  и активным, внесет свой вклад в развитие общества;
– гордиться своей Родиной во имя предков и будущего своих детей;
– тянуться к прекрасному, ибо недаром сказано, что «…красота спасет мир»;
– добрым,  гуманным, милосердным, что поможет ему никогда не быть одиноким и может гарантировать плечо верного друга в трудную минуту;
– здоровым духовно и физически, будет занимать призовые места на районных и республиканских соревнованиях в своем любимом виде спорта;
– счастливым!!!

Цели:

  • Всестороннее развитие личности,  охватывающий  интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический   и спортивный рост.
  • Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное  отношение к самому к себе.
  • Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие,  гигиеническая культура, соблюдение элементарных правил человеческого общежития.

Задачи:

  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью, профилактика вредных привычек
  • Самоактуализация, саморазвитие и созидательной деятельности,  совершенствование личностного потенциала
  • Обучение здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков

Общая характеристика школьника

Ученик 10 класса воспитывается в интеллигентной семье. Отец – глава Пикшикского поселения, мать – преподаватель в школе искусств. В семье 2 детей, он – младший.  Семья благополучная, хорошо обеспеченная, проживает в хороших жилищно-бытовых условиях. Ученик  имеет   для выполнения домашних заданий  свою комнату. Взаимоотношения членов семьи доброжелательные, он сам ладит с родителями, конфликтов не бывает, друг друга хорошо поддерживают. Семья спортивная,  активно участвуют в спортивных соревнованиях и побеждают. Дети  с малых лет воспитываются на  личных примерах  родителей. Дома помогает родителям по хозяйству.
В свободное время любит играть в футбол, баскетбол,  занимается бегом. Трудолюбивый.
В школе ученик является хорошистом. Уровень внимания  высокий, учебный материал запоминает на уроке же. Уровень мышления высокий, может быстро придумывать любые интересные темы для общения со сверстниками. Но не всегда организован и аккуратен  в учебе.
Режим дня старается соблюдать, но слаба способность  к самоконтролю и самоанализу. Особый интерес проявляет к физической культуре.
Он – победитель школьных, районных и республиканских  легкоатлетических соревнований. За спортивные успехи удостоен «Президентской стипендии» президента Чувашской Республики Н.В.Федорова за 2008 г.
В классе он является ответственным за центр «Я славлю свое Отечество». Поручение свое выполняет ответственно.  Ученик умеет слушать других и высказывать свое мнение, он старается быть целеустремленным. В коллективе  друзей у неё много, его  любят и уважают,  на неё нельзя сердиться, ни  с кем не поссориться. Но иногда может замкнуться в себе.
Учителей и старших товарищей он уважает. Всегда может обращаться к ним за помощью.
Темперамент – сангвинико-флегматический. Он жизнерадостный, спокойный, речь понятный и отчетливый. 
Он сделал выбор своей будущей профессии – со спортом.
За 2 года учебы мне нужно научит его анализировать свои возможности, способности, свои внутренние стремления, строить прогноз своего будущего. Ученик  понимает, что умение разрешать свои проблемы, осознанность принимаемого решения, сделанный им выбор во многом определяет его дальнейшую жизнь. Реальным средством такой помощи будет обучение знаниям о способах самоанализа и отработка навыков  и умений, повышать свой уровень физического развития и спортивного мастерства.

Этапы реализации:

2008-09 учебный год – аналитико-диагностическая деятельность; мониторинг
2009-10 учебный год – работа по совершенствованию содержания, форм и методов воспитательной работы, качественная и количественная достигнутых результатов, повышение  личностного роста ученика.

Принципы воспитания

Функции

Основные принципы

Оздоровительная Делается акцент на достижении надежности здоровья в процессе физической активности в дополнение к обучению двигательным умениям, осваиваемым по традиционной программе
Образовательная Ученик понимает, что физическая активность ему нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо делать, но не объясняет «почему»
Доставляющая удовольствие Осознание пользы физической активности за счет получения удовольствия от занятий и выбора вида физических упражнений. Традиционная система физического воспитания использует обучение и игры без учета интересов учащихся и возможности выбора
Реалистичная Ученик изучает разнообразные возможности, чтобы стать физически активными и улучшить оздоровительную физическую подготовленность таким образом, чтобы перенести их в реальную жизнедеятельность. Традиционная система дает идею жесткой программы, часто повторяя ту же активность в различных классах без достижения требуемого мастерства в целях достижения базового уровня двигательных умений
Индивидуализированная Ученик не развлекается, а помогает себе в достижении адекватного уровня оздоровления таким способом, на который они способны. В традиционной системе рекомендации даются всем одновременно
Благоприятная Учащихся оценивают на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм; стандартные тесты физической подготовленности используются для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования. Традиционная система использует тесты для выставления оценки и определения уровня подготовленности

Методы изучения

Для изучения индивидуальным развитием ученика  необходимо пользоваться следующими методами:

1. Наблюдение за поведением учащегося, как на уроке, так и во внеурочное время, за жизненными проявлениями его основных свойств нервной деятельности.

2. Эксперимент

– опыты по изучению свойств внимания;
– опыты по выявлению видов и типов памяти;
– опыты по выявлению особенностей мышления.

3. Беседа с учеником о его интересах, отношениях к родителям, учителям, товарищам, выявление его рефлекторной группы и т.д.

4. Обобщение независимых характеристик – беседа о данном ученике с его родителями, учителями, товарищами.

5.  Анкеты

А) по изучению учебных интересов школьника;
Б) по изучению мотивов деятельности (учебной) школьника;
В) по исследованию самооценки ученика.

6. Анализ продуктов деятельности

7. Автобиографический метод (изучение личного дела ученика).

Направления работы

Направление

Тема занятий

Определение

Задачи, стоящие перед занятием

«Учение» «Крестики-нолики» – интеллектуальная игра Ориентировано на создание условий для получения учеником качественного образования, на эрудиции,  формирование потребности в самообразовании. Итогом работы должен стать развитие способности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное и критическое мышление, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие. Формирование ценностей и научно обоснованной картины мира
«Образ жизни» «Взаимодействие» Ориентировано на обучение ученика умению общаться, корректировке своих взаимоотношений с одноклассниками, работе в команде, умению руководить при организации различных мероприятий. Работав данном направлении  предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципов самоуправления Выявление и развитие коммуникативных и творческих способностей; предоставление ученика возможности самореализоваться в соответствии со своими склонностям и интересами через досуговую и самоуправленческую деятельность
 «Ценности» «Каким видят меня другие» Ориентировано на диагностику, анализ и формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции, разбор различных жизненных ситуаций в нравственном аспекте. Работа предполагает формирование сознательного соблюдения учеником эстетических  форм, ориентирование ученика на ответственность перед обществом, государством, семьей. Дальнейшее развитие этической культуры, воспитание патриотических, гражданских, нравственных качеств; формирование гуманистических отношений к людям и природе
«Здоровье» «Испытай себя» На сохранение и укрепление нравственного, психологического и физического   здоровья ученика, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием Формирование стремления к здоровому образу жизни; осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей
«Самопознание» «Я-концепция» Ориентировано на совместную работу классного руководителя, родителей и психолога по различным вопросам диагностики и коррекции личностных качеств; оно направлено на формирование самопознания, становление активной жизненной позиции ученика, развитие их потребности в самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Выявление, коррекция и развитие личностных качеств; познание и формирование своего «Я», изучение мотивов своих поступков. Развитие умения понимать и применять себя и других для выстраивания конструктивной линии поведения

Литература:

1.  Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство  классного руководителя. М., 2007.
2.  Границкая А.С. Научись думать и действовать. М.,  «Просвещение», 1999 г.
3.  Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М: «Роспедагентство», 1995 г.
4.  Степанов  Е.Н. Личностно-ориентированный  подход в  педагогической  деятельности: М., 2003 г.
5. «Классный руководитель»  №1, 1999 г;   №4, 2008 г.