Педагогический проект "Ребенок и произведения С.Я. Маршака"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции:

  • заметное снижение интереса к чтению у младших дошкольников;
  • резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
  • подмена подлинной детской художественной  литературы суррогатами  массовой культуры.

Актуальность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения русской художественной литературы, классиков культурного наследия.
Одним из любимых авторов дошкольного детства является С.Я.Маршак. Понимая, что программа поддержки развития, желания к чтению предполагает долгосрочную перспективу, мы решили внести посильный вклад в приобщение детей к книге, формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Цель: повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству С.Я.Маршака/

Задачи:

  • Способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе
  • Пропагандировать ценность книг, формировать информационную культуру личности.
  • Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться  на прочитанное.
  • Посредством произведений С.Я.Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия героям, попавшим в беду.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Гипотеза – эффективность педагогической деятельности по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей.

Длительность в течение года.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса к художественной литературе;
  • Разработка системы работы по произведениям С.Я.Маршака;
  • Возрождение домашнего чтения;
  • Повышение культуры речи педагогов, родителей и детей.

Мероприятия проекта

п/п

Содержание работы

Сроки

Результаты

I. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2008)

1 Методическая работа с педагогами:

Консультации:

– «Методика организации детского чтения»
– «Жизнь и творчество С.Я.Маршака»;

– подбор детской  художественной литературы писателя.

 

сентябрь
октябрь

 

октябрь

 

Мастер-класс;
аннотация биографии и творчества С.Я.Маршака;

 

картотека произведений.

2 Работа с детьми:

– диагностика знаний о творчестве писателя;
– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

 

сентябрь
октябрь

 

подбор пакета диагностического материала;
аннотация произведений.

3 Работа с родителями:

– анкетирование родителей;
– консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

сентябрь
октябрь
 

пакет анкет (тестов);
информационный стенд (список литературы по возрасту).

II. Формирующий этап (ноябрь 2008 –апрель 2009)

1 Работа с педагогами:

– открытые занятия по ознакомлению с творчеством писателя;
– д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений С.Я.Маршака;
– разработка сценариев по его произведениям.

 

ноябрь, апрель
в течение года
февраль

 

конспекты занятий;
картотека игр;
список постановок к произведениям писателя;

2 Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
– экскурсии в библиотеку;
– изготовление «Книжки-малышки» (творчество детей);
– инсценировка по произведениям;
– вечер, посвященный творчеству писателя;
– семинар «Ребенок и творчество писателя».

 


в течении года




март
декабрь–февраль
март
апрель

 







оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;
подарки малышам;
театрализованное представление для малышей;
конспект развлечения;

3 Работа с родителями:

– выпуск семейной газеты;
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;
– посещение магазина «Книги» и приобретение литературы.

 

январь–февраль

в течение года




создание  фото-  и видеотеки;

III. Итоговый этап (2009)

1 Работа с педагогами:

– выступление на педсовете по итогам работы;
– мастер-класс.

 

май
май

 

отчет (тезисы) о проделанной работе;
участие коллег МДОУ и города, конспект;

2 Работа с детьми:

рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я.Маршака.

 

май

 

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;

3 Работа с родителями:

Летопись семьи «От А до Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях С.Я.Маршака).

 

май
май

 

выступление на родительском собрании.