Урок русского языка по теме: "Правописание глаголов с частицей НЕ"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание глаголов с частицей НЕ.

Цели:

  • Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами;
  • Развивать умения наблюдать и сравнивать, работать над развитием речи детей и  орфографической зоркости.
  • Воспитывать терпение, умение слушать других, аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Оборудование: картина «Птицы леса», таблицы, грамзапись «Голоса птиц».

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

– 3-й ряд работает по карточкам, 1-й и 2-й ряд повторяем правила – поиграем в игру «Пересадки» (Одно место свободное, тот кто ответил садится на свободное место и т.д.)
– Что называется глаголом?
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени и как они изменяются?
– Какое время глагола изменяется также?
– В чём отличие глаголов настоящего и будущего времени?
– Какое слово лишнее и почему?
Играю, читаем, бегать, пишут.
– Расскажите всё о глаголах неопределённой формы?
– Какое слово лишнее и почему?
Существительное, сказуемое, дополнение, определение.

Вывод: Молодцы! Хорошо выучили правила.

– Кто пересел 3 раза оценка – 5, два раза – 4.
– Перед работой в тетради сделаем зарядку для глаз.

II. Зарядка для глаз

Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок. (Проводим глазами по периметру класса)

III. Открываем тетради

а) Записываем число, классная работа.

б) Минутка чистописания (и, а, но)

– Пока пишите, думайте что это? (Союзы)
– Для чего служат союзы в предложении?

в) Прочитайте пословицы:

  • За работой не видишь, как время летит.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Под лежачий камень и вода не течёт.

– О чём эти пословицы? (Одним словом – о труде.)
– На какое качество человека они указывают? (На трудолюбие.)

Вывод: Каждый из вас на уроке покажет, какой вы человек, трудолюбивый, старательный или наоборот.

– Выпишите самостоятельно из этих пословиц глаголы с частицей не и без частицы не в два столбика. Проверьте:

Не видишь – видишь.
Не спеши – спеши.
Не течёт – течёт

– Сравните по смыслу глаголы с частицей не и без частицы не.
– Что выражают глаголы с частицей не: отрицание или утверждение? (Отрицание)
– Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно)
– Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока - «Правописание частицы не с глаголами».

IV.  Работа по учебнику

– Откройте учебники страница 52.
– Прочитайте правило в рамочке.
– Скажите, пожалуйста: «К какой части речи относятся союзы, предлоги, частицы?»
– Давайте, порассуждаем, можно ли к ним задать вопрос, или могут ли они что-то обозначать, как и другие части речи: предметы, признаки предмета, действия. Значит, почему они относятся к служебной части речи?
– Давайте, прочитаем в учебнике сведения о языке.
– Значит, почему они относятся к служебной части речи?
– Найдите упражнение 123.
– Прочитайте задание. Что надо сделать? (Выписать глаголы с частицей не)
– Как будем писать частицу не с глаголами? (Раздельно.)
– Запишите в тетради - упражнение 123.
- С красной строки начинаете выполнять. Один человек работает за доской.
Не дёргать, не драться, не говорить, не рисовать, не танцевать.
– Проверьте. У кого также?
– Чем похожи эти глаголы? (Они стоят в неопределённой форме.)
– Почему? (Так как отвечают на вопрос что делать)
– Какой глагол лишний? (Не драться)
– Почему?
– Разберём его по составу.

V. Откройте дневники

– Запишите домашнее задание:  №125, страница 53, правила, словарные слова.

VI. Творческая работа

– А сейчас у нас самая интересная работа – творческая.
– Закрыли глаза – звучит магнитофонная запись «Голоса птиц».
– Что вы представили себе, что почувствовали?
– Летом очень много людей отправляются отдыхать на природу. Как их называют? (Туристы, путешественники, отдыхающие.)
– Какие советы вы могли бы дать туристам?
– Как они должны относиться к природе?
– Запишите посередине тетради заголовок «Советы туристам» (4-5 советов.)

а)  Не ломайте деревья и кустарники.
б)  Не разрушайте птичьи гнёзда.
в)  Не разрушайте муравейники.
г)  Не оставляйте горящий (непотушенный) костёр.
д)  Не засоряйте реки.
е)  Не мойте машины возле рек.
ж)  Не пейте грязную воду.
з)  Не оставляйте мусор в лесу.
и)  Не раскидывайте мусор в лесу.

– Какие советы вы записали? Прочитайте. Назовите глаголы с частицей не. Молодцы! Хорошие советы.
– А теперь посмотрите на экран и прочитайте, какие советы можно было бы дать ещё.
– Послушайте стихотворение Мустая Карима.

Есть просто храм, Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй её святынь.

VI. Подведём итог

– Как пишется частица не с глаголами?
– К какой части речи относятся частицы?
– А сейчас посмотрите внимательно на экран.
– Прочитайте. Подумайте, что здесь пропущено?

… выучил … делай,                Не выучил не делай,
… знаешь … сп .. ши               Не знаешь не спеши
С глаголами   ... –                     С глаголами отдельно –
Частицу не п .. ши.                  Частицу не пиши. 

– Кто догадался, что нужно вставить?
– Запишите с новой строки к себе в тетрадь: Спеши, но не спиши! Без ошибок напиши.
– Проверяем. Какие слова и пропущенные буквы вы вставили?
– Это стихотворение – правило, запомните его.

Вывод:

– Молодцы! Хорошо поработали на уроке.

Оценки.

– Спасибо за урок.

Приложение