Урок математики в 3-м классе по теме "Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника».

Цели урока:

  • закрепить умения детей решать  задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;
  • совершенствовать вычислительные навыки, познакомить учащихся со старинными мерами длины;
  • развивать логическое мышление учащихся, их кругозор, речь;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: мультимедийный проектор, информационный экран, презентация к уроку, карточки для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Постановка темы урока

– Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите узнать куда? Вот вам загадка, разгадка да семь верст правды.

Ты же у меня с вершок,
А ума то с горшок,
На сажень сквозь землю видишь,
Не то,  что я на аршин бороды
Да ума на пядь.

– Догадались, куда нам придется сегодня отправиться? (в далекое прошлое, а точнее в Древнюю Русь) (Приложение 1. Слайд 1)

3. Устный счет

– Куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. (Приложение 1. Слайд 2)
– Найдите значение числовых выражений и отгадайте слова. (Приложение 2.)
(Учащиеся отгадывают слова)
– Мы отправляемся в древнерусскую деревню. (Приложение 1. Слайд 3)

4. Работа по теме урока

– Русские умельцы одним топором да нехитрым инструментом могли срубить дома. И в старину говорили не «построить» дом, а «срубить».
– А сейчас я предлагаю узнать, сколько необходимо бревен, чтобы построить избу. (Приложение 1. Слайд 4)
– Решив задачу, вы узнаете площадь такой избы. (Приложение 1. Слайд 5)
Периметр избы равен 18 м, ее ширина равна 4 м. Найдите площадь этой избы. (20 м2)
– Если сейчас войдем в избу, что мы там увидим? (Ответы учащихся)
(Приложение 1. Слайд 6)
– В избах стояли лавки, скамьи, на которых  спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. В каждом доме на самом видном месте висела икона. Когда в дом входил гость, он прежде всего искал глазами икону, крестился, а уж потом здоровался с хозяином.
– Решим следующую задачу.
Если площадь избы 16 м2, 1/4 часть избы занимала печь, то сколько квадратных метров оставалось для размещения людей? (12 м2) (Приложение 1. Слайд 7)
На этой площади в среднем жили пять человек, и никто не жаловался на тесноту. А зимой, в лютые морозы, хозяева брали в избу молодых животных, чтобы те не замерзли. Вот так и жили. Какая пословица подходит к сказанному? (В тесноте, да не в обиде.)

5. Физкультминутка

Как у дедушки Егора
Вот такая голова...
(Дети описывая руками большой круг вокруг головы.)
Как у дедушки Егора
Вот такая борода...
(Действия руками от подбородка до пояса.
)
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки...
(Показывают поочередно ноги.)
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки,
Ну а сам он маленький.
(Дети присели.)

6. Самостоятельная работа

1) А сейчас мы с вами из избы отправимся во двор, и  что же мы с вами там увидим? (хлев, курятник, конюшню, овин, клеть)
Решите самостоятельно по вариантам следующие задачи: (Приложение 1. Слайд 8)

1 вариант                                                                         2 вариант
Площадь хлева 900 дм2, его ширина                        Периметр курятника 100 дм, его длина
равна 30 дм. Найди периметр хлева.                       равна 30 дм. Найди площадь курятника.

2) Что выращивали на огороде в Древней Руси? (Капусту, морковь,  горох,  лук,  репу, редьку,  тыкву, свеклу)
– Что не росло на грядке? (Картофель, помидоры)
– Решите задачу (Приложение 1. Слайд 9)
Длина прямоугольной грядки 100 дм, ширина 30 дм. На 1/5 части всей площади посажен лук, а на остальной площади – горох. Чему равна площадь грядки, засаженная горохом?  (2400 дм2)
– Переведите 2400 дм2  в  м2.
– Какие еще единицы измерения площади вы знаете?

7. Знакомство со старинными мерами длины

– До ближайшего населенного пункта от нашей деревни 1 верста. Кто знает, что это за расстояние? (1067 м)
– Мы на уроке уже встречались с этой мерой длины. Кто помнит где? (В начале урока в стихотворении)
– Пришла пора узнать, что означают слова аршин, вершок, сажень, пядь. (Приложение 1. Слайд 10)

1 верста = 1067 м
1 сажень =  3 аршина = 2,13 метра
1 аршин =  71,12 см
1 пядь = 4 вершка = 17,78 см
1 вершок = 4,44 см

8. Тест (Приложение 3)

9. Подведение итогов урока

– Продолжите фразу:

1. Я знаю, что …
2. Я понял, что …
3. Мне понравилось …
4. Было трудно …

10. Домашнее задание

Составьте задачу на нахождение площади или периметра, используя старинные меры длины.