Педагог Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти).
Первые три года жизни являются временем наиболее быстрого развития не только организма ребенка, но и его нервно-психической деятельности. Каждый месяц жизни ребенка – это значительный этап в формировании его физических и психических возможностей.
Известный физиолог и педагог профессор Н.М.Щелованов, обосновывая необходимость воспитания детей с первых месяцев жизни, обращал внимание на то, что недостаточное развитие движений у детей есть результат неправильного воспитания. «Дефицит воспитания» неизбежно приводит к так называемому госпитализму, замедляющему не только развитие движений, но и всех других нервно-психических функций ребенка.
В данной статье мы остановимся на детях, которые воспитываются в домах ребенка. Контингент домов ребенка – это сложная и разнообразная группа детей, в которую попадают дети и с нормальным развитием, и с тяжелыми вариантами различной патологии. Это и недоношенные дети, и дети с неблагополучным течением внутриутробного периода, и дети с родовыми травмами, с заболеваниями в период новорожденности, алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями родителей, т.е. дети, имеющие отставание в психофизическом развитии. Специфичны и условия пребывания детей в стенах этого учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.
Все сказанное свидетельствует о необходимости специальных и постоянных занятий с детьми для общего развития и, в частности, для развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Развитие ребенка, особенно нервно-психическое, не идет само собой, не определяется только наследственностью. С первых дней жизни огромное, определяющее влияние оказывает окружающая младенца среда, и особенно непосредственные воспитательные воздействия со стороны близких ему людей.
Воспитание детей раннего возраста должно быть направлено на решение нескольких задач, одна из которых: создать все необходимые условия для своевременного нормального нервно-психического развития ребенка, для развития всех жизненно необходимых движений. Особенно серьезное внимание следует обратить на своевременное и правильное развитие речи.
Большую часть времени новорожденный ребенок проводит лежа на спине. Его органы равновесия, кожа и мышцы посылают в мозг одну и ту же повторяющуюся информацию: «лежу на спине». Но мышцы младенца к концу месяца несколько окрепли, они нуждаются в дополнительной нагрузке, а мозг требует новых впечатлений. Пришло время поворачивать ребенка на живот. Возможно, что вначале эта поза покажется ему не совсем удобной. Кряхтя, хныкая и зарываясь лицом в пеленку, ребенок будет стремиться поднять голову. Но нелегко, прожив на свете всего один месяц, держать голову так высоко, чтоб можно было свободно дышать и смотреть вперед. Однако этому обязательно нужно научиться.
В первые месяцы жизни у ребенка отсутствуют координированные, целенаправленные действия. В новорожденный период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно. Целенаправленные действия формируются у ребенка в процессе воспитания и обучения.
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди.
Большое внимание необходимо уделять развитию движений рук ребенка: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его. Уже с двух с половиной — трех месяцев, еще не умея взять в руку погремушку, ребенок может подолгу заниматься игрушками, подвешенными у него над грудью. Это очень полезно для малыша, так как содействует развитию движений рук и познанию некоторых свойств предметов, доставляет ему большое удовольствие и, что особенно важно, приучает ребенка к самостоятельной игре, поддерживает у него радостное состояние, развивает настойчивость и упорство. Ребенок, который много занимается игрушками, обычно не сосет пальцы.
До двух с половиной – трех месяцев самостоятельная «игра» ребенка состояла лишь в том, что он смотрел на игрушки и радовался им. Но с трех до шести месяцев он может научиться подолгу сосредоточенно заниматься игрушками. К двум с половиной – трем месяцам движения ребенка становятся плавными, свободными. Он часто выпрямляет руки над грудью. С этого же возраста у него развивается осязание: он начинает ощупывать одной рукой другую; ощупывать и захватывать все попадающиеся под руку предметы - пеленку, одеяло, угол подушки и пр. Зрение его настолько развилось, что он без труда рассматривает предметы, находящиеся на расстоянии его выпрямленных рук. Поэтому теперь игрушку можно уже подвешивать не высоко, как это нужно было делать раньше, а на такое расстояние, чтобы ребенок мог ее достать.
Сперва ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки, так как, радуясь, он двигает выпрямленными руками. Но поскольку получаемые им от соприкосновения с игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, он старается повторить движение, и в результате ему удается ее достать. Трех – четырехмесячный ребенок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их. С четырех – пяти месяцев ребенку следует подвешивать игрушки, захватывание которых требует более точных движений: погремушку, человечка из деревянных бус и т. п.
Для развития у ребенка умения направить руки к поднесенной ему погремушке, взять и удержать ее недостаточно лишь предоставлять ему для самостоятельной игры подвешенные игрушки. С трех с половиной – четырех месяцев надо проводить с ним и специальные занятия: подносить к нему погремушку, предлагая взять ее. До трех месяцев ребенок не умеет еще направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с трех с половиной – четырех с половиной месяцев; к четырем с половиной – пяти месяцам он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, следует начать развивать у него умение брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом.
Очень полезно подвешивать над коляской, кроваткой ребенка игрушки на уровне груди, так, чтобы он легко мог дотянуться до них руками, ощупывать их и зажимать в ладошке. Кроме того, нужно как можно чаще протягивать ребенку различные предметы. К пяти месяцам малыш научится брать и удерживать игрушки, и тогда следует начинать учить его совершать более сложные движения.
В возрасте от четырех с половиной до шести месяцев ребенок учится точно направлять руку к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе; к шести месяцам брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.
Ребенок размахивает игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую, рассматривает, берет в рот, а лежа на животе и постукивает ею. Выронив игрушку, он иногда старается ее найти: двигает рукой из стороны в сторону, ищет взглядом. Если игрушка попадется ему под руку или он увидит, где она лежит, он берет ее и продолжает ею заниматься.
В пять – шесть месяцев ребенок проявляет недовольство, когда ему не удается взять игрушку, и успокаивается, когда достает ее. Если у ребенка отобрать игрушку, он может расплакаться, вернуть – он успокоится.
С того времени (с четырех-пяти месяцев), когда ребенок научится брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность – достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Когда он не может сразу ее взять, так как она далеко или ускользает из рук, он проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые выполняет новые.
Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы.
При педагогической работе необходимо учитывать этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей.
Все движения тренируются сначала пассивно (взрослым), затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводятся в активную форму на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании.
Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. При этом ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности; также легче производится отведение большого пальца.
Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко ртy. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, весу, фактуре, температуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. Они должны быть удобны для захвата и удержания. Затем ребенка поощряют тянуться к лицу и висящим в кроватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребенок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на разной высоте. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего пальцев.
Важно обучать ребенка не только захвату предмета, но и его высвобождению (отпусканию). Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребенка побуждают брать (хватать) игрушки из разных положений - снизу, сверху, сбоку от него. Взрослый помогает рассмотреть ее, ощупать, погладить, переложить из руки в руку, взять в рот. Вслед за этим (с одного года) развивают простые предметные действия, при необходимости выполняемые пассивно или пассивно-активно.
Можно предложить выполнение следующих действий:
- произвольное отпускание игрушки из руки (в руку взрослого или в ведро, коробку);
- вынимание и перекладывание игрушек из одного места в другое;
- открывание и закрывание коробки;
- снимание и надевание колец пирамиды;
- постройка башни из кубиков;
- хватание больших предметов всей кистью (одной и двумя руками);
- собирание мелких предметов двумя и тремя пальцами.
Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти надо рассматривать в комплексе с развитием всего организма ребенка. Физическое и психическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «Руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти.
Подводя итог, можно сказать, что перед педагогами стоит задача помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее развивается мелкая моторика ребенка, тем больше вероятности добиться успеха в его развитии.