Урок-игра "Цирковое шоу" по теме "Буквы -И, -Ы после -Ц"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • совершенствование орфографических навыков в написании слов с буквой И/Ы после Ц;
  • развитие интеллектуальной сферы учащихся;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • повышение общей эрудиции, способности самостоятельно делать выводы, формулировать правило.

Оборудование: учебник русского языка для 5 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской; мультипроектор, мультимедийный экран, мяч, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Звучит весёлая мелодия.

Слово учителя:  Ребята, сегодня мы отправляемся в цирк! За что люди любят цирк? За то, что цирк – это праздник. Здесь играет музыка, сверкают огни, здесь артисты делают то, что редко или вообще никогда не увидишь в жизни. Откуда к нам пришло слово ЦИРК? Что оно означает? Спросим об этом у дежурного по словарю.

II. Сообщение учащегося

ЦИРК (лат. circus — круг). В современном языке термин имеет два значения.
1. Здание (стационарное или передвижное), предназначенное для цирковых представлений. Первые стационарные цирки появились в Древнем Риме, и представляли собой эллипсовидную арену огромного размера с трибунами, располагавшимися по трем сторонам овала. В современном цирке основную часть помещения составляет круглая площадка (т.н. "арена", она же на профессиональном языке — "манеж"),
2. Развлекательное представление, происходящее на манеже, а также сам вид искусства, по законам которого выстроено это зрелищное действо.

Слово учителя:  Какой чертёжный инструмент произошёл от слова circus — круг? (Циркуль)
Сцена в цирке круглая, и это очень здорово, ведь здесь видно всех артистов, которые выступают на арене. А каких артистов цирка вы знаете? (Приложение 1. Слайд 1)
АКРОБАТ (франц. acrobate, от греч. akrobatēs< – поднимающийся вверх, идущий на цыпочках) — цирковой и эстрадный актер, исполняющий номера акробатики, искусства, демонстрирующего мастерство физического владения собственным телом, гибкости…
(Приложение 1. Слайд 2)
ЭКВИЛИБРИСТ (франц. Aequilibris – находящийся в равновесии) – гимнаст, цирковой артист, занимающийся эквилибристикой. (Приложение 1. Слайд 1)
ЖОНГЛЁР (франц. Jongleur) – цирковой артист, занимающийся жонглированием. (Приложение 1. Слайд 4)
ИЛЛЮЗИОНИСТ, ФОКУСНИК (франц. Illusion – заблуждение) – артист, творящий чудеса. (Приложение 1. Слайд 5)
ДРЕССИРОВЩИК (франц. Dresser – обучать лошадь) – человек, воздействующий на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов. (Приложение 1. Слайд 6)
КЛОУН – едва ли не самый главный артист в цирке. Очень часто люди идут на представление, чтобы посмотреть именно на него. Во время выступления клоуна раздаются бурные аплодисменты. Как они называются? (Овации).

III. Объяснение новой темы

Слово учителя:  Этот клоун знает секрет нашего урока, значит, он знает, какую орфограмму мы будем изучать. Но сказать пока не может, потому что случилось непредвиденное. Посмотрите на  экран. (Приложение 1. Слайд 7)

Овации в цирке такие бурные, что слышны на улице Курицына.
С одним из жителей улицы Курицына случилось происшествие: цыган на цыпочках подкрался к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!».

Слово учителя:  Теперь мы и без подсказки клоуна можем догадаться, как звучит наша тема. (Буквы И, Ы после Ц). А сейчас мы можем её записать.

Работа в тетрадях

Задание 1. Запишите текст и попробуйте объяснить, когда после Ц пишется буква – И.

(В корнях  слов после Ц пишется И, кроме слов-исключений:цыган,цыплёнок,цыпочки, цыкнуть.  Если слово оканчивается на –ЦИЯ, пишется – И. В суффиксах и  окончаниях пишется – Ы)

Задание 2. Подчеркните букву Ы в словах-исключениях.

Работа с учебным материалом

А теперь проверим наши выводы по учебнику. Стр.180.

IV Закрепление материала

Слово учителя: Предлагаю вам самим ненадолго стать артистами цирка. Для начала сделаем разминку.

Физминутка

Укрепляем мышцы, (потягиваемся)
Разминаем пальцы,
Прыгаем на цыпочках.
Упражненье «Ножницы».
Ах, какие молодцы!

Слово учителя: Какие слова в разминке относятся к нашей теме? Запишите их. (Мышцы, пальцы, цыпочки, ножницы, молодцы).
– Представьте себе, что вы дрессировщики-укротители. А укрощать мы будем змею-перфокарту. Против строчек с буквами –И ,-Ы , под соответствующим номером  поставьте значок-звёздочку. После проверки каждый из вас оценит свои способности к дрессировке. Если ваша змея-перфокарта изогнётся так, как задумано, то вы хорошие дрессировщики.

Работа с перфокартой

1 цыган, 2 циркуль, 3 милиция, 4 циклоп, 5 цыпочки, 6 синицын, 7 цирк, 8 акация, 9 нотация, 10 огурцы.

1       2       3       4       5      6      7      8      9     10
И               *       *       *                       *      *      *
Ы      *                                 *       *                             *

Слово учителя: А теперь впервые на манеже ученики-жонглёры! Чтобы стать жонглёром, нужна тренировка. Начнём с простых приёмов. Я буду бросать вам мяч со словом, в котором спрятана орфограмма И, Ы после Ц. Вы должны бросить мяч обратно и назвать букву после Ц.

Игра с мячом «Жонглёры»

Слова для игры:  ситуация, рация, куцый, овцы, цыплята, секция, цыган, у гостиницы, нарцисс, ящерицы, дикция, лекция, цифра, цитрус, овации, ресницы, сестрицы, проказницы, цинга, ученицы, красавицы, умницы, курицы, работницы.

Игра «Угадай и напиши»

Слово учителя: Подберите нужное слово к определению, запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму.

  1. Основной закон государства. (Конституция)
  2. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть)
  3. Систематическое собрание каких-нибудь предметов. (Коллекция)
  4. Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины. (Цитрусовые)
  5. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками. (Циклон)
  6. Домик черепахи. (Панцирь)
  7. Птенец курицы. (Цыплёнок)
  8. Инструмент для вычерчивания окружностей. (Циркуль)
  9. Звуковая установка для защиты автомобиля от угонщиков. (Сигнализация)

V. Итог урока

Слово учителя: Вот и подошло к концу наше приключение. Надеюсь, вам понравилось в цирке. Не правда ли, с пользой мы там побывали? Что полезного вы взяли для себя? Что нового узнали?
– Когда после Ц в словах пишется – Ы? Назовите слова-исключения.

VI. Домашнее задание

Придумайте рассказ, используя слова с буквами И, Ы после Ц.
Составьте кроссворд  из слов на –ЦИЯ.

Используемая литература:

1. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
2. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебник для 5 кл. – М.: 2005;
3. Об изучении орфограмм в ассоциативных рисунках. Пособие для учителей русского языка. – Барнаул: АКИПКРО, 1993.
4. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/d/d8/1010457.htm