Семинарское занятие по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Разделы: Математика


Особое место на этом уроке отводится упражнениям, по ходу выполнения которых осуществляется повторение всего ком­плекса знаний и умений, подлежащих систематизации, расшире­ние и углубление знаний, применение обобщенных знаний в конкретных ситуациях. К таким упражнениям относятся, в част­ности, задания на составление схем и таблиц, классификацию по­нятий и составление их «родословной». Можно использовать таб­лицы и схемы, подготовленные в течение урока, предлагая учащимся установить связи между вынесенны­ми в таблицы определениями и понятиями.
Как объем, так и уровень доступности теоретического материала дают возможность организовать работу учащихся дифференцированно с большой долей самостоятельности.

На уроке уделяется внимание названиям прогрессий, которые мотивируются их характеристическими свойствами.
Понятие последовательности находит широкое применение и в дальнейшем, при изучении курса алгебры: при определении степени с действительным пока­зателем, при введении понятия определенного интеграла, формула суммы бесконечно убывающей геометрическо

Цели:

  • систематизация знаний учащихся;
  • обобщение изученного материала;
  • контроль за качеством знаний учащихся.

План проведения занятия:

II. Разгадывание кроссворда по вариантам с последующей проверкой

III. Работа с кодоскопом или интерактивной доской. № 2 (б; в) – из группы заданий

IV. Решение задач (А и Б)

А: (по экзаменационному сборнику)
Б: Обучающая самостоятельная работа. Решение текстовых задач (задание №1,  №2,   №3).

V. Проверка выполнения самостоятельной работы, подведение итогов

ХОД УРОКА

Фронтальное повторение

Материалы для проведения фронтального повторения:

Заполнить таблицу сравнения двух прогрессий (таблица заранее изображена на доске для заполнения);  2 ученика со слабой математической подготовкой у доски.

Карточка «К»

1. Записать первые пять членов арифметической прогрессии, если

= 2  и  d =

Ответ: (2; 2; 3; 3; 4)

2. Записать первые пять членов геометрической прогрессии, если

 = 4  и  q = 3

Ответ:  4, 12, 36, 108, 324

«Группа заданий":

№ 1. Определить вид прогрессии:

№2.  Записать формулу n-го члена прогрессии

№3. Решение задач на использование знаний теорем Т1  и Т2:

Показать через кодоскоп  или интерактивную доску теоремы:

Т1:    Доказать, что ,     если n + m = k + p
Т2:     Доказать, что ,     если n + m = k + p

I. Разгадать кроссворд. (раздаточный материал подготовлен для каждого учащегося).

На доске вопросник по вариантамНа столах у учащихся карточки для заполнения. Учащиеся работают самостоятельно в течение 2-3 минут,  последующая проверка осуществляется  с помощью ответов на  доске.  С обратной стороны доски заранее подготовлены ответы  по вариантам.

Вариант I и II (для сильных учащихся)

По горизонтали:

1) Определить вид прогрессии.
-1; 7; -0,9; -0,1 …
2) Назвать ряд чисел:
1, 2, 3, 4, 5, …, n, n + 1, …
3) Найти знаменатель геометрической прогрессии, если
= 2;   = 162

По вертикали:

1) Способ задания последовательности с помощью формулы, позволяющей вычислить (n + 1)-ый член прогрессии через предыдущие.
2) Определить вид прогрессии  ;3;3 ;…
3) Указать член последовательности, который является причиной того, что данная последовательность не является геометрической прогрессией: 0, 2, 4, 8, 16 …

Вариант III и IV

По горизонтали:

1) Назвать числовую последовательность, для всех натуральных  «n» которой выполняется условие:;
2)  С помощью формулы  n    находится сумма “n” членов прогрессии;
3).  Какому числу не должен быть равен знаменатель (q) геометрической прогрессии?

По вертикали:

1) Из формулы   следует, что частное    не зависит от номера "n” и равно q. Число q называется …
2) Вычислить , если = 6, и q = 2
3) Вычислить , если = 2, d = 4

III. Работа с кодоскопом или интерактивной доской № 2 (б; в) – из «группы заданий»

Учащиеся с хорошей математической подготовкой  выполняют предложенные задания на пленке, последующая проверка осуществляется через кодоскоп.

IV. Решение задач

А: (экзаменационный сборник заданий)

№ 295(а)

№  295 (б)

№ 299 (а)

Б: Обучающая самостоятельная работа

Задача № 1

Бегун за первую минуту бега пробежал 400 м., а в каждую следующую минуту пробегал на 5 м. меньше, чем в предыдущую. Какой путь пробежал он за 1ч.?

Решение:

За первую минуту бегун пробежал 400 м., за вторую 395 м., за третью – 390 м., и т.д. Числа 400, 395, 390, … образуют арифметическую прогрессию, у которой = 400; d = – 5. Путь за 1 ч., т.е. за 60 мин., равен сумме первых 60 членов прогрессии. Получаем:

Ответ: за 1 час бегун пробежит 15 км. 150 м.

Задача № 2

При делении 13-ого члена арифметической прогрессии на её 3-й член, в частном получается 3, а при делении 18-го члена на 7 член,  в частном получается 2 и в остатке 8.
Найти 20-й член прогрессии.

Решение:

Задача № 3

Найти 8-й член геометрической прогрессии, у которой =3; = 96;    = 189.

Решение: