С 2006 года ГОУ СОШ №139 входит в состав городской экспериментальной площадки по теме “Мониторинг качества образования” под научным руководством к.п.н., профессором МИОО Чекмаревой Т.К. и к.п.н., директора ОУМЦ СВАО Аврутиной Е.Ф.
Средством управления мониторингом качества образования является комплексно-целевая программа, разработанная по этой проблеме (см. Приложение 1).
Для анализа системы управления мониторингом рассмотрим функции управления и продемонстрируем, каким образом они реализуются в комплексно-целевой программе.
Информационно-аналитическая функция реализуется в блоке “Педагогические советы, семинары, лабораторно-практические занятия” комплексно-целевой программы.
В августе-сентябре проводится установочная лекция по организации работы школы по мониторингу качества образования. Её целью является:
- вычленение противоречия между отметками, получаемыми учащимися, и реальной динамикой их развития;
- дается определение мониторинга, определяются его цели и назначение;
- вносятся коррективы в планирование и структуру деятельности учителя.
Три раза в год на педагогических советах (ноябрь, декабрь, март) на обсуждение выносятся результаты мониторинга, проводится их анализ, разрабатываются и принимаются решения по преодалению выявленных проблем.
В течении года в школе действует теоретический семинар, проводятся лабораторно-практические занятия и осуществляется индивидуальное консультирование учителей по темам:
– Урок как система. Построение уроков разных
типов.
– Система формирования специальных знаний,
умений и навыков. Построение уроков в
соответствии с циклом познания.
– Система формирования общеучебных умений и
навыков.
Целью этих мероприятий является повышение профессионального уровня учителя, создание благоприятных кадровых условий для наиболее эффективного проведения мониторинга и регулирования.
В течение года научным руководителем проводятся собеседования по промежуточным результатам мониторинга с целью регулирования работы школы в рамках мониторинга качества образования.
Мотивационно-целевая функция находит своё воплощение в трех блоках КЦП “Организационные мероприятия”, “Педагогические советы, семинары, ЛПЗ” и “Работа методических объединений”. Эта функция включает:
– Конкретизацию и формулировка целей
мониторинга под проблемы школы (осуществляется
на педагогическом совете).
– Формулировка целей деятельности по
осуществлению мониторинга качества образования
на уровне методических объединений и отдельных
учителей (осуществляется на первом заседании
методического объединения).
– Вычленение преимуществ системы мониторинга
для каждого учащегося (повышение качества
формируемых знаний умений и навыков, реализация
индивидуального подхода при регулировании ЗУН) и
учителя (повышение показателей эффективности
работы, учет роли участия в экспериментальной
работе при аттестации и выдвижение на различные
премии и гранды и другие виды моральной
мотивации). Эта деятельность осуществляется на
педсоветах, совещаниях, в индивидуальных
беседах.
– Разработку системы финансового
вознаграждения (отражается в приказах и
финансовых документах).
Планово-прогностическая функция представлена следующими действиями:
– уточнение плана мониторинга за уровнем
сформированности специальных и общеучебных
знаний, умений и навыков учащихся. За основу
берется планирование представленное в книге
“Мониторинг качества образования”;
– составление планирования мониторинга уровня
развития личностных качеств учащихся (памяти,
внимания, мышления, профессиональной ориентации,
познавательного интереса, уровня
самостоятельности);
– составление планирования контроля за
качеством процесса формирования специальных и
общеучебных знаний, умений и навыков на уроках
(т.е. составление графика посещения уроков и
разработка технологических карт для сбора
информации – см. Приложение 2,
Приложение 3);
– определение исполнителей намеченных
мероприятий и сроки их проведения;
– определение формы отчета и анализа
результатов проведенных мероприятий, сроки их
сдачи, ответственных по сбору и анализу всех
материалов (анализ результатов контрольных
срезов по рубежным модулям сдается и обобщается
председателем методического объединения, анализ
результатов контрольных срезов по ведущим
модулям сдается и обобщается завучем).
С этой целью разрабатывается почетвертной план работы школы по проблеме, где деятельность по осуществлению мониторинга детализирована, для каждого мероприятия указаны цели, сроки и ответственные исполнители.
Организационно-исполнительская функция находит своё отражение в двух блоках КЦП “Организационные мероприятия” и “Работа методических объединений”. Она представляет собой непосредственно осуществление самого процесса мониторинга по плану. Связи между участниками процесса отражены в структуре управления.
Контрольно-диагностическая функция представлена:
– проведением срезов по определению уровня
сформированности специальных и общеучебных
знаний, умений и навыков по плану и изучение его
динамики;
– проведением исследования по определению
уровня личностного развития учащихся и изучение
его динамики;
– сбором информации, характеризующей процесс
формирования специальных и общеучебных знаний,
умений и навыков, при посещении уроков;
– изучением образовательных потребностей
родителей через анкетирование и беседы.
Эти мероприятия отражены в блоках КЦП “Организационные мероприятия”, “Работа с ученическим коллективом” и “Работа с родителями”.
Регулятивно-коррекционная функция является подфункцией всех функций. В нашем случае она широко представлена в блоке “Работа методических объединений” и включает в себя деятельность учителей по составлению плана регулирования уровня сформированности специальных и общеучебных умений и навыков для каждого учащегося, а также деятельность администрации по организации необходимых семинаров и консультаций для учителей по выявленным проблемам.
Список используемой литературы
1. Диагностика успешности учителя. – М., 1998;
2. Конаржевский Ю.А. Урок. Система. Анализ. –
Псков: 1996;
3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.,
2005;
4. Мониторинг качества образования. Ч.1:
Математика. Биология. Психология. – М., 2004;
5. Мониторинг качества образования. Ч.2: Физика.
Русский язык. История. – М., 2005;
6. Мониторинг качества образования. Ч.3: География.
Воспитание. – М., 2008;
7. Мониторинг качества образования. Ч.4: Начальная
школа. – М., 2008;
8. Третьяков П.И. Школа: управление по
результатам.