Как помочь детям запомнить таблицу умножения и деления?

Разделы: Начальная школа


Я хочу познакомить коллег-учителей начальной школы с последовательностью работы по теме «Табличное умножение и деление», используемое мной на практике. (Приложение 1. Календарно-тематическое планирование).
Думаю, что таблица умножения не будет пугать в очередной раз учителя, знающего, что её заучивание – это не простое дело для учащихся, ни учеников, которым предстоит её запомнить. Наверняка, вы откроете для себя что-то новое, и она станет вам интересной, а, значит, интересной и нетрудной для детей.
Я не хочу заявить о том, что надо в корне поменять методику преподавания по этой теме, но некоторые моменты хочу озвучить, потому что они сделают уроки по этой теме яркими, эмоциональными и легко запоминающимися.

1. Очень важный момент, который заключается в том, чтобы дети поняли смысл умножения – замену суммы одинаковых слагаемых соответствующей записью и наоборот: что означает запись вида – 125 х 6! (по…. взять …… раз(а)).
В тренировочных упражнениях я не ограничиваюсь только «маленькими» числами. Ведь на этом этапе важно не вычислить результат , а освоить сам способ действия. Но, с другой стороны, это время можно использовать для запоминания табличных случаев умножения числа 2. Числа маленькие и многократное повторение позволит непроизвольно запомнить эти случаи.

2. Создать мотивационную основу для дальнейшего изучения табличных случаев: для чего нам нужна таблица умножения?

На одном их первых уроков по данной теме возможно предложить детям такую задачу:
(такого типа задачи можно встретить в учебниках математики по системе Д. Эльконина-В. Давыдова)
127 мальчиков пришли в школу учиться. Каждый из них принёс в кармане 6 полезных вещей (камешки, жёлуди, и т.п.). Сколько полезных вещей в школу принесли мальчики?
Рассуждая над задачей, дети приходят к выводу, что решить её возможно, если к 6 + 6 + 6 + 6 … и так далее 127 раз.
Выясняем:
– Удобно ли решать задачу таким способом? (Нет, потому что можно ошибиться в вычислениях).
– Можно ли её решить проще, более умно? (Наверное, можно)
– Нам нужно учиться решать УМНО – это позволит ЖИТЬ умно. Получается слово, обозначающее действие, с помощью которого можно решить эту задачу. (нужно умножить, то есть выполнить умножение).
– Сможем ли мы умножить 6 на 127? (Сами, без помощи калькулятора, нет. Мы этому ещё не учились, этого мы не знаем.) Если в классе есть дети, которые уже знакомы с некоторыми случаями из таблицы, то они тоже затруднятся, потому что 127 – число «большое».
– Чему же нам надо научиться сначала? (Умножать маленькие числа)

Примечание: А учитель может добавить: и не только умножать, но и запоминать результат, чтобы дальше считать быстро!
В этом и есть смысл изучения умножения – учиться считать быстро!

3. Формировать обобщённые способы умственной деятельности

Для этого перед изучением табличного умножения детям демонстрируется в классе и служит большим наглядным пособием и ещё каждому «дарится» на память вся таблица умножения уменьшенного размера. Привычная для нас с вами, которую мы видим на последней странице обложки обычной ученической тетрадки по математике, но …. без ответов! Для них специально оставлено место.
Вся таблица умножения перед глазами позволяет увидеть, с одной стороны, объём предстоящей работы, с другой стороны, когда она начнёт заполняться, дети увидят и общие закономерности, по которым она построена.
На практике, применяя традиционную методику (например, учебники Моро, Степановой) через каждый второй урок под руководством учителя составляются таблицы умножения, опираясь на результаты последующего и предыдущего случаев, а потом дети должны механически заучивая каждый случай, запомнить результаты. Считаю, что эта работа не совсем эффективна. Она занимает слишком много времени, а результата практического не даёт, поскольку однообразна, длинна и неинтересна, а для кого-то и трудна, если дети не овладели на уровне навыка сложением и вычитанием с переходом через разряд в пределах 100.
Об анализе таблицы будем говорить ниже, но я считаю, что это только один из возможных приёмов работы с табличными случаями (так я и использую его в своей практике), а не основной.
Вот как будет выглядеть таблица умножения: (Приложение 2)

4. Изучение так называемых «частных случаев» умножения вида: b х 0, b х 1, b х 10 с одновременным заполнением таблицы

Психологически этот шаг имеет большое значение: дети с радостью отметят, увидят, как значительно уменьшилось количество случаев, которые надо запоминать, а, значит, изучить остальные тоже будет не трудно, только для этого надо узнать другие «секреты».

5. Изучение табличных случаев умножения

Этот этап предполагает изучение собственно табличных случаев. И начинать будем с умножения числа 9. Не с начала, а с конца таблицы (Так, как предлагает Н.Б. Истомина).
Это будет интересным и неожиданным для детей, если учатся они по традиционным учебникам математики. «Почему?» – наверное, спросят Вас Ваши ученики. А ведь если они сами зададут себе этот вопрос, то мысль уже начала работать! И, безусловно, захочется дойти до результата. Хорошо известно, что то, что интересно, необычно, запоминается лучше и легче.
Если Вы не уверены, что Ваши ученики зададут Вам этот вопрос, то постарайтесь подвести их к этому!
– Как вы думаете, что дальше следует изучить и заполнить в нашей таблице?
Предложения детей не заставят себя долго ждать. Примите их и предложите своё. Поинтересуйтесь, кому интересно изучать таблицу не с начала, а с конца? Не думаю, чтобы в классе не было удивлённых и заинтересованных лиц.
А в самом начале урока в устной работе повторите состав числа 9, сказав о том, что это пригодится в дальнейшей работе. (Это не моя находка. Об этом я сама узнала из публикации журнала «Начальная школа» и очень благодарна коллеге, которая поделилась этой «изюминкой» со всеми).

Далее анализируем столбик умножения числа 9

Видим, что 3 случая уже заполнены: 9 х 0, 9 х 1, 9 х 10.
– Кто может заполнить ещё какие-нибудь строчки?
Вот здесь на практике и работает «смысл записи» 9 х 2, 9 х 3, 9 х 4 и так далее. Что означает эта запись? Сможем мы узнать результат умножения? Да.
Записываем ответы в столбик пока у выше перечисленных случаев, остальные оставляя без ответа.
– Можем ли мы заполнить другие строчки? (Да, конечно, только надо внимательно считать, прибавляя по 9). Отметим при этом, что это трудно и можно допустить ошибку.
– Но эта таблица с «секретом»! Давайте попробуем разгадать этот «секрет» и научимся умножать число 9 быстро.
– Обратите внимание, что произведение в случаях 9 х 2, 9 х 3, 9 х 4 – это двузначные числа.
– Как вы думаете, могут ли в остальных случаях ответы быть однозначными числами? (Нет, потому что результат все время увеличивается, и в случае 9 х 10 получается 90. Значит, и предыдущие результаты должны быть двузначными числами.).
– Давайте в остальных случаях поставим на месте результата две точки, что будет означать двузначное число (см. Приложение 3):
– Посмотрите на результат умножения, где мы посчитали сами – 18, 27, 36. Понаблюдайте, что происходит с десятками, с единицами, как они изменяются. (Количество десятков увеличивается на 1, а единиц уменьшается на 1).
Причём, сразу надо отметить, что этот «секрет» работает только в таблице умножения на 9. И если при умножении вы видите число 9, то применяйте этот «секрет» для счёта!
– Ещё раз посмотрите на эти ответы и попробуйте догадаться, как они связаны с составом числа 9, который мы повторяли в начале урока? (Хотелось бы, чтобы дети увидели в этих ответах состав числа 9 : 1 и 8 , 2 и 7, 3 и 6).

Следует обратить внимание детей на второй множитель, который меняется и то, как связана с ним первая цифра ответа (количество десятков)

Умножаем на 3, количество десятков – 2. Умножаем на 4 , количество десятков – 3, умножаем на 10, количество десятков – 9, а количество единиц должно дополнить пару до состава числа 9. Если десятков 3, то единиц будет 6 (3 и 6 получится 9), значит, 9 х 4 = 36.
9 х 2 = 18 (Это случай из таблицы умножения числа 9. Есть девятка. Умножаем на 2, значит, число десятков будет на 1 меньше – 1. Число единиц должно дополнять ответ до 9: 1 и 8. Значит, 9 х 2 =18).
– Кто сможет назвать результат следующего умножения числа 9 ? (9 х 5 = 45 – умножаем на 5, значит, первая цифра ответа – будет 4, а цифра единиц – 5, потому что сумма 4 и 5 равна 9).
Аналогично столбик заполняется до конца, а результаты записываются в индивидуальные таблицы и таблицу на доске.
Здесь важно ещё раз подчеркнуть, что этот «секрет» работает только при умножении числа 9! После первого заполнения столбика ответов можно ещё раз потренироваться в запоминании закономерности умножения числа 9, работая в обычной тетради. То есть повторяем ту же работу, проговаривая все случаи , применяя «правило», которое мы установили.
Третье предъявление таблицы может быть уже вразброс. Возможно, тоже заготовленное заранее наглядное пособие, где нужно открыть ответы. В дальнейшей работе оно будет эффективно использоваться при устной работе, тренировке соответствующих случаев. Подобные отдельные таблицы для каждого числа удобны в работе.
Может быть, для кого-то предложенное объяснение покажется чрезмерно пространным, но, уверяю Вас, многое зависит только от Вашего желания разобраться!
Уверена, что один из самых трудных случаев – умножение числа 9, которое изучается по программе одним из последних – окажется на самом деле не таким уж сложным, и даже интересным и быстро запомнится!
Не могу не сказать здесь и о традиционном приёме, который используется учителями: показать детям взаимосвязь предыдущего и следующего ответов таблицы.
Например, 9 х 4 = 36, 9 х 5 = 45.
– Чем похожи эти случаи? Тем, что в них находится сумма одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 9. Только в первом случае их 4, а во втором – 5. Значит, ответ второго примера будет на 9 больше. И достаточно к 36 + 9 = 45. Можно показать и другой способ: если 9 х 6 = 54, то 9 х 5 получится на 9 меньше, значит, достаточно из 54 – 9 и получится 45.

Но этот приём хорош только в 3 случаях, на мой взгляд:

  1. При последовательном предъявлении табличных случаев. А это возможно только на самом первом уроке знакомства с умножением какого-то числа. Чему, собственно и отводится львиная часть времени на уроке (в практике же применения табличных случаев это нереально, мы должны научить детей сразу называть ответ).
  2. Если ребёнком усвоено на уровне автоматизированного навыка сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100.
  3. Если дети отлично знают «соседей» этого примера и соответствующие ответы. Для нашего случая – это 9 х 4 и 9 х 6. А если они сомневаются с ответом? Вот тут и проявляется вся неэффективность этого приёма и его неприменимость на практике. А вот вспомнить-то ответы можно, воспользовавшись «секретным правилом».

Выбор за вами, уважаемые коллеги!
В итоге дети видят, что целый столбик их таблицы заполнен и найти результат можно, зная «секрет» этого столбика.
Очень показательна первая самостоятельная работа: вы сумеете оценить преимущества этого приёма, используя карточки многократного использования. (Приложение 4).
Для этого нужно взять альбомный лист, разрезать его по длине и сложить пополам. Это заготовки для двух карточек. На одной стороне вырезать порожки (получается до 10 штук), на которых затем пишутся соответствующие случаи умножения какого-то числа вразброс (для числа 9 – это 11 случаев). Вкладываете в карточку лист бумаги, и на нём дети пишут только ответы. Этот лист можно переворачивать 4 раза! (в целях экономии бумаги) и тренироваться!

6. Изучение переместительного свойства умножения и «рифмованных» случаев умножения

Следующий урок нужно посвятить изучению переместительного свойства умножения
(традиционно). Сделать это можно снова на примере умножения числа 9. Это даёт возможность повторить пройденное и ещё дальше продвинуться в заполнении и запоминании таблицы.
Усвоив смысл переместительного свойства и необязательность его проверки на более трудных случаях, заполняются следующие строчки по всем столбикам: 2 х 9, 3 х 9, 4 х 9, 5 х 9, 6 х 9, 7 х 9, 8 х 9. Оказывается, это одно и то же! Как приятно детям осознавать, что пока всё легко, ничего трудного нет.
Учителю остаётся напомнить детям, что если при умножении они видят число 9, то нужно звать на помощь «секретное правило»! И не важно, каким по счёту множителем будет 9 – первым или вторым.
И в завершении урока ещё заполнить некоторые случаи таблицы – «рифмованные», запомнить которые можно как маленькие математические стихи: 2 х 2 (дважды два – четыре), 5 х 5 (пятью пять – двадцать пять), 6 х 6 (шестью шесть – тридцать шесть), 6 х 8 (шестью восемь – сорок восемь) и тут же 8 х 6, , используя переместительной свойство, 6 х 4 (шестью четыре – двадцать четыре) и тут же 4 х 6. При этом здорово было бы послушать замечательную детскую песенку В. Шаинского о таблице умножения!
И ещё: кто-нибудь обязательно станет выискивать такие же случаи и произнесёт: 7 х 7 – сорок семь! А вы добавьте: « И ещё плюс 2 (две семёрки) – правильный ответ – 49!» и предупредите ошибку! А кто сомневается – воспользуйтесь смыслом умножения и найдите сумму семи слагаемых, каждое из которых равно семи!

7. Изучение взаимосвязи действий умножения и деления

Изучается традиционно. Я снова использую уже изученные случаи из таблицы, в том числе и «рифмованные».
Начиная с этого урока, активно использую карточки соответствующих случаев умножения и деления с ответами на обратной стороне. Дети отвечают мне, используя математические веера цифр.
Заметьте, что это уже 3 урок, где мы работаем с таблицей умножения 9!
Здесь же можно использовать уже другие карточки-лесенки. В одном варианте только примеры на деление, в другом – умножение и деление чередуются. Это очень удобно для текущего контроля по теме. Сразу видно, какие случаи «западают», много ли ошибок, кто из учеников их чаще допускает. Я веду ещё и тетрадь по учёту знания таблицы умножения. Это помогает работать адресно и с учащимися, и с теми случаями, в которых допускается большее количество ошибок.

8. Изучение таблиц умножения и деления чисел 8, 7, 6, используя ассоциативные приёмы запоминания

Думаю, что эти случаи, которые выносятся на последние уроки темы, являются самыми трудными и им нужно уделить больше внимания. После знакомства с умножением числа 8, 7, 6 нужно проводить по 2-3 урока закрепления. Это окупится, когда дело дойдет до изучения таблиц 2, 3, 4, 5. Там будет достаточно до 1 , максимум двух уроков!

Примечание: работа должна проводиться параллельно с заполнением таблицы умножения, имеющейся у каждого ребёнка (см. выше).

Умножение числа 8

Проводится анализ таблицы, в результате которого устанавливается, что многие строчки уже заполнены: 8 х 0, 8 х 1, 8 х 9, 8 х 6, 8 х 10.(В дальнейшем рассмотренные , не новые случаи можно выделять слева значком (плюсом, галочкой, точкой и др.), чтобы дети видели, что это они уже делали, это им знакомо и результат они знают. Сразу будут выделяться «трудные» случаи, на которые нужно будет обратить внимание, а их не будет больше 2-3 в каждом столбике).
– Какие строчки мы ещё можем заполнить? (8 х 2, так как получить результат этого случая очень просто: по 8 взять 2 раза. Записываем ответ и вносим сразу результат от умножения 2 х 8 в соответствующий столбик. Можно отметить, что это «лёгкий» случай и поставить «+» около примера.
– Рассмотрим следующий случай: 8 х 3. Для запоминания результата этого случая можно воспользоваться результатом предыдущего: теперь по 8 взяли не 2, а 3 раза. Значит, результат будет больше на 8: к 16 + 8 = 24. Тут же заполняем случай 3 х 8.

На этом уроке учитель может показать, как по-другому можно запоминать различную информацию, проиллюстрировав это на отвлечённых от математики примерах. Например, я живу в доме № 8, на третьем этаже в квартире 24. Это очень похоже на наш пример, потому что «работают» одни и те же числа: 8 х 3 = 24 (или 3 х 8 = 24).
Взрослые часто запоминают номера телефонов, используя похожие «узелки на память»
(попутно объяснить значение этого выражения), связывая их с датой рождения, размером своей обуви, количеством каких-то значимых предметов и т.д. Очень распространённый пример: запоминание цветов спектра , используя известную поговорку «Каждый охотник…».
– Вот и мы с вами будем пользоваться различными «узелками на память» для запоминания табличных случаев умножения (а ведь многие учителя используют это в практике запоминания написания словарных слов!).
– Вот, например, как можно запомнить следующий случай: 8 х 8 . В этом нам поможет шахматная доска (показать). В ней 64 клетки: 8 по ширине, 8 по длине. Кто сомневается, может их пересчитать.
– Случай 8 х 4 можно проиллюстрировать рисунком. (Приложение 5.): это по 8 взять 4 раза. Две восьмёрки – это 16, а 16 + 16 = 32.
– 8 х 5 поможет запомнить следующий случай 8 х 6 = 48. Если по 8 взять не 6, а 5 раз, то результат будет на 8 меньше, то есть 40.
– 8 х 7 = 56. Я придумала такой «узелок»: справа стоят цифры 5, 6, а слева – 7, 8 (или наоборот). А вместе как будто считаем от 5 до 7 по порядку. Из практики: этот «узелок» работает безотказно.

Вывод: из всей таблицы числа 8 « трудных случаев», на мой взгляд, остаётся всего три: 8 х 3, 8 х 4, 8 х 5. Значит, в математических диктантах, решении простых задач на умножение надо в первую очередь включать именно эти случаи! Кроме того, дети очень активны и начинают придумывать свои «узелки», и это тоже позволяет им запомнить таблицу умножения быстрее.

Примечание: Не забывать сразу заполнять другие столбики таблицы, используя переместительной свойство умножения! (Для этого случая – это 3 х 8, 4 х 8, 5 х 8, 7 х 8)

Умножение числа 7

При анализе новой таблицы выясняем, что случаи 7 х 0, 7 х 1, 7 х 7, 7 х 8, 7 х 9, 7 х 10 мы уже знаем.
К «легким» можно отнести 7 х 2, 7 х 3 (Но на последний я бы обратила большее внимание, предложив, например, такой «узелок»: 1, 2, 3, 7 – так могут посчитать малыши. Эти цифры встречаются в записи соответствующего случая в обратном порядке: 7 х 3 = 21).
– случай 7 х 4 = 28 можно запомнить , используя рисунок (Приложение 6): по 7 взято 4 раза. Две семёрки – это 14. К 14 + 14 – будет 28.
Остаются «трудными»: 7 х 5, 7 х 6. Возможно, и для этих случаев придумаются «узелки» – яркие, быстро запоминающиеся.
Снова вносим все результаты в таблицу, помечаем «легкие» случаи, выделяем «трудные», помним и переместительное свойстве и заполняем соседние столбики. На последующих уроках вводим случаи на деление, используем карточки с ответами и карточки-лесенки.

Умножение числа 6. Начинается самый приятный этап работы над таблицей!

Дети видят, что незаполненными остаются всего лишь: 6 х 2, 6 х 3, 6 х 5. Первые два случая легко посчитать, и дети запоминают результат без проблем. А 6 х 5 поможет запомнить следующий рифмованный случай : 6 х 6 . Теперь по 6 взяли не 6 , а 5 раз, значит, ответ будет меньше на 6, то есть 36 – 6 = 30.
Здесь я бы обратила внимание на случай 6 х 7. Как правило, в нем дети допускают ошибки.
Вновь заполняем соседние столбики, используя переместительное свойство.

Умножение числа 5

При анализе видно, что не заполнено всего: 5 х 2, 5 х 3, 5 х 4. Все случаи легко просчитываются, потому что пятерки складывать легко. Получаются круглые числа, или числа, оканчивающиеся на пять.
Обратить на особенность этой таблицы: только в этом столбике результат оканчивается на 5 или на 0, чередуясь: 10, 15, 20, 25, 30, 35,40, 45, 50. Больше этого нигде нет. Поэтому, зная результат предыдущего или последующего примера, можно вспомнить и ответ затруднившего случая.

Умножение числа 4

Остаются не рассмотренными три случая: 4 х 2, 4 х 3, 4 х 4. Их легко посчитать, потому что числа маленькие. Наверняка, многие дети их просто уже запомнили. Самым «трудным» здесь может быть случай 4 х 4.

Умножение числа 3

Остаются 2 случая: 3 х 2, 3 х 3. Запомнить их очень легко.

При умножении числа 2 не остаётся ни одного «нового» случая. Таблица полностью заполнена.