Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цель: научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
  2. Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач; развитие познавательного интереса учащихся.
  3.  Формирование логического, абстрактного, эвристического мышления.

Оборудование:

  1. СМАРТ-доска
  2. Документ-камера
  3. Симпозиум

Ход урока

Устная работа с классом, подготовка к изучению нового материала. Учебник, упражнение № 540. Сравнить дроби и обосновать ответ.

5,31
0,527
123
8,006
43,23
0,045
6
?
?
?
?
?
?
?
17,31
0,526
126
 9,00001
43,19
 0,0350
6,0

  Акцентируется внимание на сравнение разрядных единиц.

Вопрос: Что нужно сделать с цифрами 4 и 5, чтобы они образовали число меньше 5, но больше 4?

Самостоятельно выписать в тетрадь все десятичные дроби, у которых целая часть равна 5, а дробная часть содержит 3 десятичных знака, записанных цифрами 7 и 9. Сколько получилось чисел? Проверка через документ-камеру из тетради ученика.

Вопрос: Какая дробь меньше и почему?

Вызывается ученик к доске и ему предлагается сложить два натуральных числа с объяснением своих действий.

341 + 1346

Учитель. Изменим исходные числа на 3,41 и 13,46. Как сложить эти числа? На СМАРТ-доске включается таблица разрядов, в таблицу записываются заданные десятичные дроби.

Ученик складывает поразрядно.

Учитель. Изменим исходные числа на 3,41 и 1,346. Как сложить числа в этом случае?

Ученики. Выровнять количество разрядных единиц.

Учитель. Найдите сумму чисел 3,41 и 134,6. Выполните действия и сделайте выводы. Какие еще примеры можно составить? 341+13,46

Учащиеся пытаются формулировать правила сложения десятичных дробей, находят общую формулировку класса и проверяют, как сформулировано, правило в учебнике.

На доске записаны примеры, учащимся предлагается выполнить задание самостоятельно.

Группа А
0,5 + 0,2
0,007 + 0,001
5,4 + 1,3
0,32 + 0,44
Группа Б
1,8 + 0,3
17,12 + 3,8
12 + 1,2
134 + 9,31
Группа С
0,8 + 0,2
0,98 + 0,02
2,07 + 8,93
6,45 + 3,55

Фронтально проверяются ответы, примеры, которые вызвали затруднения, с полным решением выписываются на доску с объяснением. Еще раз формулируется правило сложения десятичных дробей. Дополнительно разбирается особенности нахождения суммы для каждой группы. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

Уравнения:

1-й уровень
х + 38,36 = 78,5
а – 0,07 = 1,5
х + 8,765 = 9,24
3,458 – х = 0,779
2-й уровень
а) (х –18,2) + 3,8 = 15,6
б) 16,5 – (а + 3,4) = 4,9
в) 34,2 – (17,9 – у) = 22
г) в + 16,23 – 15,8 = 7,1

1-й уровень сложности задания “уравнения” проверяется через документ-камеру, за каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

На доске приведены варианты возможных ответов (в разброс).

Создана ситуация, что знаний для решения уравнений не хватает, нужно правило для вычитания десятичных дробей. Учащиеся самостоятельно формулируют это правило. Отрабатывает действие вычитания десятичных дробей. Для этого ученикам раздаются распечатки с примерами.

7,18 – 6,04
0,65 – 0,568
20,0,045
35,103 – 6,298
9/10 – 0,57
5,432 – 29/1000
1,43 – 7/100
18/1000 – 0,00087

Проверка проводится в форме игры. Учитель предлагает свои варианты ответов, если ответ совпадает с ответом ученика, то ученик в тетради ставит ^, если нет, то знак _.

На доске появляется картинка с правильным ответом. Разбираются ошибки, используется документ-камера. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

Устный счет (отдых). Повторяем арифметические законы.

0,27 + 1,789 + 5,73
13,275 – (1,275 + 5,2)
53,98 – (3,98 – 9,991)

Возвращаемся к уравнениям 2-го уровня. Учащиеся знают правила сложения, поэтому могут выполнить необходимые действия. Обязательно проверяем решение.

Уравнения 2-го уровня (б, в) решаем по вариантам. Работа оценивается в 2 балла.

Закрепление материала. Учащиеся формулируют правила нахождения суммы и разности десятичных дробей.

Устная работа. Поставьте вместо звездочек пропущенные цифры так, чтобы получилась верная запись.

3,*5* + *,4* = 4,187
*,2* – 2,*8* = 1,447
3,2 + 1,8
7,36 – 3,36
3 + 1,08 + 4,02 – 7,1

Самостоятельная работа с самопроверкой. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.

2,3 + 6,9
7,4 + 26
6,84 – 3,23
7,128 – 6,3
7,9 + 9,4
84 + 1,6
7,34 – 4,15
9,351 – 4,6

Еще раз звучат правила. Объявляются оценки. Записывается домашнее задание.

Уравнения (а, г) будут решены в начале следующего урока.

Оценку каждый может найти в таблице:

“5” – 25-32 балла;
“4” – 19-24 балла.

Оценки “3” и “2” не выставляются.