Тема. “Городецкие чудеса”.
Цель. Формировать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- познакомить детей с историей городецкого промысла;
- развивать творческие способности учащихся, эстетическое восприятие цвета, внимание, память;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, аккуратность при выполнении работ, умение работать индивидуально и в коллективе.
Литература
- Колякина В.И. “Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства”. Москва: Издательство Центр Владос, 2002.
- Кузин В.С., Шпикалова Т.Я. “Обучение в первом классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы”. Книга вторая. Изобразительное искусство. Москва: Издательство Просвещение, 1990.
- Шевченко А.В. “Дети в народном творчестве”.
- “Городецкая роспись” альбом.
Оборудование.
Эскизы работ, репродукции городецкой и дымковской росписи, изделия городецких и дымковских мастеров: разделочные доски, хлебница, настенные тарелки, игрушки.
Оформление доски
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме.
У: Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном народном промысле. Что это за промысел, я скажу чуть позже. А пока, давайте, внимательно рассмотрим выставку репродукций и изделий декоративно-прикладного искусства.
Подумайте, какая репродукция и изделие лишние? (На доске репродукции и изделия городецких и дымковских мастеров)
Д: Лишней является репродукция изделия дымковских мастеров.
У: Как вы думаете, а почему?
Д: Разные виды росписи, везде растительная, а в дымковской - геометрическая, другая цветовая гамма. Использован различный материал изделий: в дымковской - глина, а в других - дерево. (Использованы изделия городецких и дымковских мастеров: кухонные доски, хлебницы, солонки, свистульки, игрушки. Один из учеников осязает изделия мастеров)
Репродукция и изделия дымковских мастеров убираются с выставки.
У: Тема нашего урока “Городецкие чудеса”. Как вы, думаете, а почему так звучит “чудеса”? Что такое чудо?
Д: Чудо - это что-то необычное, сказочное, чего на самом деле не бывает.
У: А что же необычного в этих изделиях и репродукциях?
Д: В этих изделиях и репродукциях невиданные птицы, кони, сказочные цветы.
У: Откуда же пошло такое название “Городецкие чудеса”?
Д: –
У: Вот об этом я вам сейчас и расскажу: создавали и создают эти изделия в старинном маленьком городке под названием Городец, в близь реки Волга.
Жители Городца с древних времен были искусными ремесленниками. Ремесленник- человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом. Ремесло - профессиональное занятие- изготовление изделий ручным трудом. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильщиков, пряничников. Но славился этот город мастерами- “домовиками”, главным делом которых было строительство домов. Дома строили из дерева и украшали резьбой от самого конька (крыша дома) и до завалинки. (Cм. приложение).
Мастерам так нравилось работать с деревом, что они решили делать игрушки, посуду, кухонную утварь, шкатулки, прялки, мебель. А для того, чтобы изделия блистали красотой и служили долго, их ярко расписывали яичными красками (масляными) и покрывали лаком.
О городецкой росписи складывали даже частушки.
Костюмированное выступление заранее подготовленных детей, сопровождающееся показом изделий.
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Конь копытом бьет,
Удила грызет,
А молодушка
За водой идет.
У: Самой древней и любимой городецкой игрушкой был чудо-конь (конек). (Детская игрушка конь-качалка). Коньки встречались разные: и конек на колесиках, и два конька в упряжке, и тройки лихие с возком и седоками. Кони получались сильные, настороженные, как будто живые.
Как вы думаете, почему любимой игрушкой был конь?
Д: –
У: Не случайно в быту стали изображать коней. Образ коня был связан с солнцем. Наши предки были мнительными людьми и верили в то, что если нарисовать солнце в виде красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь их всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий, принесут достаток и радость в дом.
Кроме “чудо–коней”, мастера изображали и птиц волшебного сада: петухи, павлины, голуби, лебеди, кукушки. Похожи они на реальных птиц?
Д: Нет.
У: Ребята, а изделия небольших размеров расписывали растительным орнаментом - сказочными цветами, листьями, кустами. Каждый сказочный цветок имел свое название розан, купавка, бутон. (См. приложение)
Об истории промысла мы продолжим наш разговор на следующих уроках.
3. Физкультминутка.
У: Давайте вместе с вами внимательно рассмотрим работы, выполненные городецкими мастерами. Перечислите, какие элементы росписи используют мастера в своих изделиях?
Д: Цветы, листья, чудо-кони, жар-птицы…
У: А теперь, давайте, посмотрим на цветовую гамму росписи. Она очень сложная, яркая, красочная, сказочная, жизнерадостная. Перечислите цвета, используемые в городецкой росписи. (На доску вывешивается таблица цветов)
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Желтый
Оранжевый
Красный
Розовый
Бордовый
Синий
Голубой
Зеленый
Черный
Белый
У: Какой цвет в городецкой росписи является сопутствующим? Какой фон использовали мастера в представленных изделиях?
Д: Сопутствующий цвет – белый, а фон – желтый или черный.
У: Посмотрите, как раскрашивают свои изделия Городецкие мастера: цветы – красные, а сверху по ним проходят темно-красной краской. Бутоны могут быть голубыми, а края и сердцевина темно-синие или черные. Листочки красят зеленой краской. Но работа на этом не заканчивается, теперь уж попляшет, порезвится кисточка с белой краской, много белых точек и черточек наставит. Называются они “оживкой”. Оживут и распустятся цветы во всей своей красе. (Показ указкой каждой детали)
У: Итак, сейчас мы с вами выступим в роли городецких мастеров-художников.
У вас у каждого на парте лежат эскизы росписи. Вам необходимо раскрасить эти эскизы как будто вы городецкие мастера.
Но в начале давайте вспомним основные правила художников.
Можно ли раскрашивать по мокрому? Почему?
Д: Нет, так как краски расплывутся.
У: Если нам необходимо выделить мелкие детали, какую кисточку мы возьмем?
Д: Тонкую кисть.
У: Чтобы сделать “оживку” цветка, о чем надо помнить?
Д: Перед нанесением “оживки” краска на цветке должна высохнуть.
У: Какие цвета необходимо использовать? Перечислите.
Д: Желтый, оранжевый, розовый, красный, бордовый, синий, голубой, зеленый, белый, черный.
У: А как нам с вами получить розовый, оранжевый, голубой цвета?
Д: Розовый получим, если смешать красный и белый цвета, оранжевый – желтый и красный, а голубой – синий и белый.
У: Итак, на доске для вас будет висеть плакат-помощник. Если вы забудете, какой цвет нужно использовать, обратитесь к плакату.
4. Практическая работа.
У: А теперь возьмите свои кисточки, краски и творите, создайте свое видение городецкой росписи.
Индивидуальная работа детей.
5. Итог.
У: Итак, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Устроим выставку наших работ.
Работы детей вывешиваются на доску.
У: Все ваши работы очень похожи на произведения настоящих городецких мастеров-художников.
У: Что нового вы узнали о городецком промысле?
Д: Городецкие мастера работали с деревом. Они мастерили посуду, мебель, игрушки, шкатулки.
У: Что создавали мастера – “домовики”?
Д: Мастера – “домовики строили дома из дерева и украшали их резьбой.
У: Назовите самую любимую игрушку? Почему она любимая?
Д: Любимой игрушкой был конь. Люди верили, что конь оберегает от бед и несчастий.
У: Как называют городецкие мастера россыпи белых точек и чёрточек на своих изделиях?
Д: Россыпи белых и черных точек и линий называется “оживкой”.
У: Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним видом народного промысла, с его особенностями, научились правильно использовать сложную цветовую гамму, характерную для Городца. Теперь при посещении музеев, выставок, где будут предметы народно-прикладного искусства, вы легко найдёте изделия городецкой росписи. На последующих уроках мы продолжим знакомство с городецкой росписью.