Методическая разработка дополнительной образовательной программы (кружок "Волшебная нить")

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, к уважению людям труда. Дети в школе на уроках труда и на занятиях в кружке делают первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях. В современной жизни появились новые профессии такие как: дизайнер интерьера, ландшафта, одежды; стилисты в разных областях и др. Открылись новые возможности проявить свои навыки и умения, приобретенные в школе, и развивать их в дальнейшей жизни, выбрав ту или иную профессию, связанную с творчеством.

Особой популярностью среди школьников младшего и среднего возраста пользуются кружки рукоделия. Такой кружок есть и у нас в школе и называется он: “Волшебная нить”. На занятиях этого кружка дети раскрывают новую тайну нити. Оказывается, можно выполнить рисунок не только с помощью карандашей, красок, кистей, но и даже нитью.

Изонить – изображение нитью – так называется этот вид деятельности.

Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства. Для многих это название пока непривычно, но оно легко “расшифровывается”: “изо” означает “рисовать”, ну а что такое “нить”, никому объяснять не надо. Все просто – рисовать нитью.

Изонить или нитяная графика – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. И каждый испытывает чувство радости и удивления, когда на картоне появляются замысловатые узоры, распускаются дивные цветы, оживают забавные животные.

Изонить, как вид искусства, впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. В настоящее время искусство изонити широко применяется как для украшения предметов быта, оформления интерьера, так и для изготовления подарков. Переплетением нитей создаются произведения красочные и изящные, напоминающие ажурное кружево. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а так же декоративные панно и даже оформить элементы одежды.

Основная задача кружка заключается в формировании у школьников практических навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Занятия изонитью увлекательны и полезны в любом возрасте, особенно в младшем и среднем. Они способствуют развитию мелкой моторики, так как изготовление изделия требуют от исполнителя особой гибкости пальцев. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Кроме того, работа в технике изонити развивает образное мышление, творческую активность, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, настойчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека. То есть способствует развитию личности ребенка. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы.

Научить детей новой технике работы с нитью, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач руководителя кружка.

Организация и содержание работы кружка

Кружок “Волшебная нить” в нашем центре образования работает во второй половине дня, два раза в неделю по 1 астрономическому часу. В кружке могут заниматься ребята 3–4-го класса. В одну группу рекомендуется включать не более 15 человек.

На каждое занятие назначаются дежурные, которые являются помощниками руководителя кружка. Дежурные приходят на занятия за 10 минут до начала и помогают руководителю подготовить кабинет к занятиям: раскладывают инструменты, дидактический материал и т.д. По окончании занятий они следят за тем, чтобы ребята привели в порядок свои рабочие места, затем собирают неоконченные работы, инструменты, материалы, оставшиеся от работы, убирают помещение. Неоконченные работы должны храниться в определенном месте, к каждой из них приколоть бирку с фамилией.

Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.

Для работы нужно приготовить материал, на котором будет выполняться рисунок, он называется фоном, и то, чем мы будем выполнять изображение, - нити.

Фон для нашего рисунка должен быть обязательно плотным, поэтому лучше взять уже знакомый материал – картон или бархатную бумагу. Для выполнения рисунка применяются нити различного цвета и назначения (швейные нити, мулине, ирис).

Инструменты, необходимые для работы:

  • игла;
  • ножницы;
  • циркуль;
  • линейка.

Для освоения техники выполнения изонити необходимо знать два основных приема:

  • заполнение угла;
  • заполнение окружности.

Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Большое внимание на занятиях кружка отводится эстетическому воспитанию детей, их фантазии, художественного вкуса.

Для планирования кружковых занятий необходимо включать экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, музеи, а также наметить программу чтения соответствующей литературы для пополнения знаний учащихся в области истории изонити и ее современного применения и повышения своего кругозора.

Наглядные пособия. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении ребят нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения композиций и чертежи к ним. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении работы.

На занятиях широко применяются образцы готовых изделий. Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.

Интересно могут быть использованы на занятиях цветные фотографии, на которые можно снять лучшие работы, композиции, выполненные детьми.

Общие методические рекомендации

На занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетают их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя: рисунок-схема будущего узора и выполнение изонити по специальным правилам (заполнение угла или заполнение круга).

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям педагогу рекомендуется разнообразить методы работы.

Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому занятия надо разнообразить.

Например, практическое задание по выполнению каждой композиции включает:

  1. Скопируйте схему.
  2. Прикрепите ее к цветной стороне картона скрепками.
  3. Сделайте проколы иглой в каждой отмеченной точке (то есть перенесите рисунок на картон).
  4. Открепите схему.
  5. Выполните изонить по правилам угла и круга.

Важно, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянута.

Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя показом наглядным материалом. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное предоставление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, декоративном оформлении.

Необходимо помнить, что учащиеся активнее воспринимают материал, если наглядные пособия по мере объяснения темы меняются. При одновременном показе различного вида наглядного материала внимание детей, как правило, рассеивается, что создает неблагоприятные условия для успешного усвоения задания.

При объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением руководителя.

Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с учащимися, зачастую дополнительно объяснять задание.

При выполнении коллективных заданий, работая над отдельным изделием или тематической композицией, дети выполняют часть работы и они должны сознавать, что от их мастерства и качества исполнения зависит результат коллективной работы.

Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.

Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде или просто на доске. Выставку можно демонстрировать несколько дней, чтобы дети из других групп могли посмотреть образцы, сравнить и дать оценку. Школьники высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Руководитель подводит итоги выполнения работ.

Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Руководитель кружка постоянно развивает интерес учащихся к занятиям, предоставляет возможность самостоятельного творческого подхода, проявление фантазии и возможного разнообразия работ. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность ребят, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента учащихся, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности школьников, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

Примерный тематический план занятий кружка “Волшебная нить”

Наименование темы

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 Вводное занятие 2 1 1
2 Техника выполнения “изонити” 6 3 3
3 Работы и композиции первой ступени сложности 40 11 29
 
  Орнамент из уголков 3 1 2
Композиция “Рыбка” 2 1 1
Композиция “Кораблик” 3 1 2
Композиция “Рыбка и море” 3 1 2
Композиция “Ёлочка” 2   2
Композиция “Улыбка” 4 1 3
Композиция “Звёздочка” 4 1 3
Композиция “Снеговик” 4 1 3
Композиция “Снежинка” 4 1 3
Композиция “Солнышко” 3 1 2
Композиция “Цветы” 4 1 3
Композиция “Зимний узор” 4 1 3
4 Выставка работ 1    
5 Узоры в треугольнике и в квадрате 2 1 1
6 Плетение – паутинка 2 1 1
7 Работы и композиции второй ступени сложности 23 7 16
Композиция “Восьмое марта” 4 1 3
Композиция “Котенок” 3 1 2
Композиция “Лужайка” 3 1 2
Композиция “Летний вечер” 4 1 3
Композиция “Бабочка” 3 1 2
Композиция “Салют” 3 1 2
Композиция “Букетик” 3 1 2
8 Экскурсия 2    
9 Итоговая выставка работ 2    
  Итого занятий 80 24 51

Вопросы безопасности труда

На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомит ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.

Правила безопасности работы, оформленные в виде плаката-памятки, рекомендуется вывесить в кабинете на видном месте, чтобы дети их видели постоянно. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает их учащимся.

Ребята должны знать и соблюдать следующие правила при работе ножницами и иголками:

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  4. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду или другие случайные предметы.
  5. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
  6. Иголки надо хранить в игольнице или специальной подушечке.
  7. Нельзя брать в рот иголки.