Проблема
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема современности. С каждым годом ее значение становится все сильнее. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, остро поставив проблему выживания человеческого рода.
Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено: если не вести серьезную, углубленную работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывают лапки у насекомых, давят жучков, ломают ветки, рвут и топчут цветы, загрязняют природу бытовым мусором и т.д.) закрепляется и остается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Этот фактор явился основополагающей причиной для организации углубленной работы по формированию гуманного, правильного отношения к природе у дошкольников.
На наш взгляд, особенно важно решать задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком ему материале. Поэтому мы решили начать данную работу со знакомства с флорой и фауной, природоохранной деятельностью и воспитанием любви и украшением (посадка растений) нашей малой родины – Пермского края.
Цели проекта
Формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к растительному и животному миру Пермского края.
Содействие созданию единого, мощного творческого коллектива из педагогов, родителей и детей детского сада.
Задачи проекта
- Расширить знания детей о природе Пермского края: о многообразии и значении животного и растительного мира через совместную поисковую и проектную деятельность детей, родителей и педагогов, специально организованную деятельность (занятия, высадка и уход за растениями).
- Показать взаимозависимость всего живого от состояния растительного покрова и животного сообщества.
- Обобщить знания дошкольников о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
- Формировать конкретные умения и навыки по высадке и уходу за растениями.
- Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте растений, индивидуальности животных, вызвать желание отобразить это в творческой деятельности.
- Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания детей.
- Систематизировать методический и дидактический материал по теме.
- Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Участники проекта
Сотрудники детского сада – 12 человек (11 педагогов и 1 бухгалтер).
Дети, посещающие детский сад – 83 человека (3 возрастные группы).
- средняя группа (4-5 лет) – 28 детей
- старшая группа (5-6 лет) – 26 детей
- подготовительная группа (6-7 лет) – 29 детей
Родители (не менее 40%) - 35 человек.
Время и место проведения проекта
Продолжительность проекта – 7 месяцев – с 15 мая по 15 декабря.
Место проведения – лесополоса, прилегающая к территории детского сада, помещения детского сада (музыкальный зал, групповые помещения, кабинет психолога)
Организация деятельности участников проекта
В данном разделе прописаны все участники проекта: Ф.И.О., стаж работы, квалификационная категория, должность, роль в проекте.
Содержание экологического образования
Наш детский сад работает по парциальной региональной программе А.М.Федотовой “Пермский край – мой родной край”. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней, и знании особенностей жизни, роста и развития растения или животного. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослых, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни объектов природы. В общении с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, жизненно-важные потребности.
Наш проект рассчитан на содружество, сотворчество ребенка и взрослого в решении экологических задач и проблем. Исходя из этого мы мы хотим:
Сформировать активный познавательный интерес у дошкольников к растительному и животному миру Пермского края через поисковую и проектную деятельность.
Мы глубоко убеждены, что в настоящее время для современного ребенка недостаточно получать уже готовые знания, как это было раньше, важно научить его самостоятельно добывать знания, а взрослый должен быть рядом, чтобы помогать ребенку продвигаться вперед. Обучение дошкольника, показ образца, способов и действий должно быть минимальным, но и не должно ущемлять его интересы.
Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе.
В данный проект мы включили работу по организации совместного детско-родительского проектирования. Получив на занятиях и через наблюдения за живой природой знания, дети трансформируют их в проектную деятельность. Создавая проекты, дети глубже познают особенности внешнего вида, развития, питания... отдельных видов животных и растений Пермского края.
И только тогда, когда ребенок путем собственной поисковой деятельности узнает больше об определенном виде растения или животного, особенно редкого, занесенного в Красную книгу Пермского края, “проживет” с ним часть жизни, когда сам овладеет практическими навыками посадки и ухода за объектами природы, только тогда можно говорить о воспитании у ребенка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе, возникновении желания преумножить красоту (посадить дерево, красивый цветок).
В противном случае слова о гуманном, бережном отношении ко всему живому, не перерастут в поступки. И даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.
Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: “Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, цветы и леса, как мы любим саму жизнь”.
Ожидаемые результаты проекта
- В проекте приняли участие 12 педагогов, детского сада, 83 ребенка (средняя, старшая, подготовительная группа), не менее 35 родителей.
- В ходе реализации проекта расширились знания детей о растительном и животном мире, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
- У детей сформированы навыки правильного обращения с цветущими растениями и способами ухода за ними.
- Дошкольники приобрели исследовательские навыки, навыки проектирования и презентации своих работ, умения работать в коллективе, увидели пользу общественно-полезного труда. Приобрели творческий опыт создания развивающей среды по экологическому воспитанию.
- Педагоги провели циклы занятий по познавательной деятельности в 3-х возрастных группах (средней, старшей, подготовительной): беседы об Уральском лесе, беседы о диких животных нашего края, беседы о цветах нашей климатической зоны, благодаря которым у детей расширились знания о многообразии и значении растительного и животного мира нашего края.
- Провели 2 викторины: “Что вы знаете об Уральском лесе?”, “Что вы знаете о жизни и повадках животных Уральского леса?”
- Провели экологический праздник “Хоровод цветов”
- Организовали в каждой возрастной группе по 3 экскурсий: в весенний, летний и осенний лес. Дети приобрели навыки наблюдения, умения сравнивать растительный мир леса и территории детского сада, выявлять сезонные изменения в жизни растений, устанавливать взаимосвязь этих изменений.
- Дошкольники овладели пректной деятельностью. Совместно с родителями научились составлять и оформлять проекты на тему “Деревья Уральского леса”, “Животные нашего края”, “Цветы нашей климатической зоны”.
- Провели научно-практическую детско-родительскую конференцию, как итог всей работы по данному проекту. Презентовали опыт написания детско-родительских проектов не менее 15 семей (по 5 семей с каждой возрастной группы).
- Оборудовали клумбы, альпийскую горку, посадили рассаду цветов, саженцев деревьев в открытый грунт.
- Выпустили экологическую газету “Природа Пермского края” в количестве 3-х номеров с (тираж – 10 штук) с информацией о проводимом проекте.
- Приобрели и посадили совместно с родителями и детьми:
- саженцы цветущих кустарников (сирени, миндаля, курильский чай, спирея);
- саженцы хвойных деревьев, березы и кусты рябины;
- луковицы, клубни многолетних цветущих растений (ирисы, флоксы, лилии)
- Сплотили коллектив педагогов, родителей, детей посредством совместной работы. Повысили экологическую грамотность.
- Пополнили методическим и дидактическим материалом базу экологического кабинета детского сада (конспекты занятий, сценарии постановок экологического праздника и экологической сказки, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о растительном и животном мире).
Деятельность после завершения проекта
Данный проект будет запущен повторно не менее двух раз, так как цикл работ рассчитан на 3 возрастные группы, таким образом, дети перешедшие в более старшую группу будут участниками данного проекта на другом материале: средняя группа – углубленная работа по знакомству с цветами Пермского края, старшая – с дикими животными нашего края, подготовительная – с деревьями Урала.
Предлагаем Вам также познакомиться с календарным планом реализации проекта “Знай, люби и украшай отчий дом свой – Пермский край” (Приложение 1) и расчетами его бюджета (Приложение 2).