Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6–7-м классе (VIII вид)

Разделы: Экология


Цели.

Коррекционно-образовательные: дать представление о науке “Экология”; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование навыков сознательного, плавного и выразительного чтения; развивать познавательный и эмоциональный интерес в работе на каждой из станций; учить различать объекты живой и неживой природы; расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

Коррекционно-развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание сохранить богатства природы; воспитывать целенаправленное внимание, интерес к учению; любовь к родному краю; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста.

Тип урока: урок совершенствования знаний и формирования умений учащихся.

Форма урока: взаимопроникающая, познавательная, проблемно-дидактическая.

Виды деятельности учащихся:

- выразительное чтение;

- инсценировка;

- ответы на вопросы;

- отгадывание загадок;

- чтение по ролям;

- беседа;

- физкультминутка;

- пение знакомых песен;

- составление эмблемы урока.

Материалы и оборудование: выставка рисунков по экологии; информационно-техническое обеспечение (компьютер, диски, экран для проецирования, проектор); презентация учителя “Путешествие по стране “Экология”; аудиозапись песен; таблица с “остановками” по стране “Экология”; вагончики и тепловоз; индивидуальные карточки с рассказами для чтения; кусочки льда; одноразовые стаканчики и родниковая вода; эмблемы – Солнце, Вода, Воздух; фонограмма журчания воды; шапочки для инсценировки – Солнце, Воздух, Вода, Ветер; эмблема урока; сюрпризы для каждого участника. Презентация

Предварительная работа: знакомство с произведениями на внеклассном чтении, знакомство с Красной книгой; на уроках музыки - заучивание песен; на уроках ИЗО - рисование на тему “Экология”; на уроках географии - прохождение темы по экологии; на уроках естествознания и биологии - обучение установлению взаимозависимости живых организмов между собой и с неживой природой, влияние на неё.

Дополнительная литература:

  1. Рассказы для чтения детьми - В.В. Бианки, М.М. Пришвин, К. Ушинский, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский.
  2. К. Чуковский “Краденое солнце”.
  3. Рассказы про растения и кислород.

Время проведения: 45 минут.

Методы работы: инновационные – метод коллективного решения проблем, проблемно-игровой метод.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок чтения, урок естествознания и географии как один большой урок, взаимосвязанный по одной теме. Такой урок называется интегрированным. Мы с вами отправимся в путешествие по стране “Экология”. Давайте вспомним, что такое экология?

Ученик: Экология – наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Учитель: Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать. Всё ли готово? Можем ли мы отправляться в путешествие? (Нет). Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)

Учитель:

- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить тепловоз, если нумерация идет с первого вагона? (К левой.)

- Где поезд делает остановки? (На станциях.)

- Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях останавливаться и о чём говорят нам названия этих станций? (Природная – о природе, Солнечная – о солнце, Воздушная – о воздухе, Родниковая – о воде, Сказочная – о сказках, Бережливая – о бережливости.)

- Как поезд набирает скорость? (Чух-чух-чух.)

- А как он подаёт сигнал? (Ту-ту-ту.)

- Поехали! А чтоб было веселей, споём песню “Весёлые путешественники” (муз. М.Старокадомского, сл. С.Михалкова.)

2. Станция “Природная”.

Учитель:

- Мы прибыли на станцию “Природная”. Что такое природа? (Природа – это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

- Проведём игру “Природа – не природа”. Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолёт, ящерица, море, кирпич, книга, дерево, карандаш, лиса, синица, комар, гараж, крокодил, щенок. (Смотрим слайд – проверяем ответы.)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

- Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и производит себе подобных.)

- Что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не производит себе подобных.)

- Посмотрите на экран “Живая и неживая природа”. Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер…)

- Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь…)

- Сейчас мы послушаем отрывки из рассказов о природе, которые приготовили вы сами.

Дети читают отрывки из рассказов В. Бианки:

  • “Голубой зверёк”;
  • “Кукушонок”;
  • “Лис и мышонок”;
  • “Муха и чудовище”.

- Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше, напевая песню “Голубой вагон” (муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского.)

3. Станция “Солнечная”.

Учитель:

- Поезд подходит к станции. Читаем её название. (Солнечная.)

- Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце обогревает Землю и даёт нам тепло.)

- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце в 109 раз больше Земли.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- Сможем ли мы жить без солнца? (Нет.)

- Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского “Краденое солнце”. (Дети читают по ролям.)

- Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно даёт нам свет, тепло, жизнь.)

- Деревья и все другие растения – это удивительные творения природы. Только они способ-ны сохранять солнечное тепло, а потом отдавать его. Каменный уголь – это не что иное, как стволы, корни, ветки вымерших и неразложившихся деревьев. Залежи каменного угля хранят тепло (энергию), которое древние растения получили от солнца много миллионов лет назад и отдают это тепло, когда люди используют уголь для отопления помещений, при выплавке чугуна и стали, для нагревания паровых котлов на теплоэлектростанциях и так далее.

- В России большие запасы торфа, который также используют как топливо. Торф – это неразложившиеся стебли, ветки, листья торфяного мха – сфагнума и других болотных растений.

- Растения уникальны не только тем, что накапливают и хранят солнечное тепло. Они питаются совсем не так, как животные. Под тёплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ воздуха и преобразуют его в крахмал и сахар. При этом им нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света они не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, что делает возможным жизнь всех живых организмов, прежде всего человека, животных, в том числе и самих растений, потому что и человек, и растения, и животные дышат кислородом, выдыхая углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют для дыхания. Это создаёт запас кислорода в воздухе.

- Превращая солнечное тепло в корни, ветки, стволы, листья, цветы, семена, растения служат кормом для самых разных животных. Так солнечное тепло (энергия) распределяется между всеми живыми организмами на Земле.

- Но и этим не исчерпывается роль растений в природе. Растения защищают почвы, на которых растут, от разрушения ветрами и водами. Они сберегают полноводность рек и препятствуют наводнениям; влияют на климат, делая его более благоприятным; очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов; создают красоту вокруг. Недаром в народе говорят: “Растение – Земли украшение”.

- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, которое подходит солнышку. (Выбирают и учитель прикрепляет на доску эмблему солнца.)

- Едем дальше. (Звучит песня “Пусть всегда будет солнце” муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина.)

4. Станция “Родниковая”.

Учитель:

- Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Слушайте внимательно и подумайте, на какую станцию мы приехали. (Родниковая.)

(Звучит фонограмма журчания воды)

- Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше? (Голубого). Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? (Много). Раз воды много, то можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

- Да, воды-то много. На нашей планете есть пресная и солёная вода. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ и растений пригодна только пресная вода. А остальная вода - в океанах, морях - солёная. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства. Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

- Вода очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. (Учитель раздаёт кусочки льда.)

- Какой лёд по структуре? (Твёрдый.)

- Что происходит со льдом в тепле? (Он тает и превращается в воду.)

- А вода – это какое состояние? (Жидкое.)

- Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)

- В этом чайнике вода, и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.)

- Что это такое? (Капельки воды.)

- Пары воды – это газообразное её состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)

- При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)

- При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.)

- Кто же губит воду? (Человек.)

Ученик читает: Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озёра и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаём о новых, губящую морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут “концы в воду”, ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты – вода – может быть отравлен окончательно. А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! (Детям в индивидуальные разовые стаканчики наливается магазинная вода “Родниковая”.)

- Вкусная, ребята, вода? (Да!)

- Помните: воду надо беречь! Понравилось вам на этой станции?

- Путешествие продолжается. Пока мы едем, я научу вас делать массаж спины со словами (физкультминутка).

5. Станция “Воздушная”.

Учитель: Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, назы-вается атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета – это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмо-сфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он порвёт-ся. Вот так же легко мы губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Ученик читает: “Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состо-ит в следующем: атмосфера обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятель-ности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли”.

Учитель: Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

- Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

- Посмотрите на схему “Воздух”. (Смотрят на слайд.)

- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)

Дети читают отрывки из рассказов (про растения и кислород.)

- Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:

Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбки – лучи
Очень горячи. (Солнце.)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

Без рук, без ног, по полю рыщет,
Поёт да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.)

6. Станция “Сказочная”.

Учитель: Послушайте сказку “Кто важнее и нужнее?”.

(Ученики показывают инсценировку)

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.

Ясно солнышко сказало:

- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.

Свежий Воздух возразил:

- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

- Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому что всем людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё взаимосвязано.

- С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

Учитель:

- Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

- Кто завёл спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

- О чём они заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

- Кто разрешил их спор? (Ветер.)

- Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

- Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

- Три клада у природы есть: вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда – целы они – всё возродится снова.

Учитель:

- Действительно, без воды, почвы и воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы всё это вдруг совершенно исчезло. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут менять своё качество. Люди в результате своей производст-венной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

- Следуем дальше с песней “Весёлый ветер” (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).

7. Станция “Бережливая”.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, глядя на сменяющиеся слайды, отвечают.)

- В лесах незаконно спиливаются деревья.

- Мусор лежит вдоль дорог.

- Над городом “висит” смок от заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.

- В городах ухудшилось качество воздуха и воды.

- Вокруг заводов засыхает лес, поэтому вымирают птицы и животные.

- На поверхности воды можно увидеть разливы нефти из танкеров, которая во время аварий проливается в воду морей и океанов.

- В реке плавает мёртвая рыба.

- Под новый год спиливают ёлки, весной рвут и продают первоцветы.

- Невоспитанные дети разрушают гнёзда птиц, ловят диких животных и их детёнышей уносят домой.

- Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать.

- Почва на полях отравляется ядохимикатами от вредителей и сорняков и химическими удобрениями для большей урожайности.

Учитель: Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи.

- Последняя станция “Бережливая”. О чём она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.) Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? (Человек.) Правильно. Сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Вы их сейчас перечислили.

8. Заключительная часть. Рефлексия деятельности.

Учитель:

Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

- Дети, что вы усвоили из прошедшего урока? (Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто не бережёт её.)

- Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия – это будет итогом нашей работы сегодня. Получите шаблоны предметов: Земли, человека, кроны дуба, бабочки, цветка, Солнца. Давайте составим эмблему “Берегите природу”.

- Что у нас главное? (Земля.)

- Кто является хозяином Земли? (Человек.)

- Что должен охранять человек? (Природу.)

- Вот такая эмблема у нас получилась.

9. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Сегодня на нашем необычном уроке все дети поработали хорошо. Поэтому все получаете “отлично” за урок. А чтоб вы не забыли, чему мы посвятили сегодняшний урок, получите в подарок маленькие сюрпризы. (Раздаются всем присутствующим маленькие глобусы. Звучит фонограмма песни “XXI век”.)

- Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.

Литература

  1. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Н.М.Гончарова и др. Волгоград: Учитель, 2007. 249 с.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов высших и средних педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Москва,  Ростов-н/Д: Творческий центр “Учитель”, 2000. 192 с.
  3. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6. Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2008. 256 с.