Семинар-практикум "Основы педагогического общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, общаться с ними. Учителю необходимо знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения. На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена программа семинара-практикума.

Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

1. Актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения.

2. Помочь учителям осознать собственный стиль педагогического общения.

3. Развить навыки конструктивного решения педагогических конфликтов.

Планируемый результат:

Совершенствование навыков конструктивного педагогического общения.

Тематический план.

1. Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения.

2. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Понятие индивидуального стиля общения.

3. Особенности педагогического общения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

4. Особенности профессионального и межличностного общения в педагогическом коллективе.

5. Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций.

6. Психическое здоровье педагога. Способы оперативной саморегуляции.

Семинар-практикум включает 6 занятий, рассчитанных на 2,0–2,5 часа. Почему выбраны именно эти темы? Педагогическое общение – особый вид профессионального общения, который имеет свою специфику и в то же время подчиняется общим закономерностям, включает те же аспекты, что и любой другой вид общения, поэтому два первых занятия посвящены общению как психологическому феномену. Три последующих занятия раскрывают специфику педагогического общения, особенности взаимодействия “учитель – ученик”, позволяют учителю осознать собственный стиль общения. В процессе педагогической деятельности, которая требует больших психофизиологических затрат, энергетический потенциал учителя расходуется, поэтому может наступить эмоциональное выгорание. Чтобы избежать подобной ситуации, педагог должен владеть приемами оперативной саморегуляции, этому и посвящено последнее занятие семинара. По ходу ведения семинара темы могут быть скорректированы с учетом пожеланий участников.

Ученые установили: когда человек просто слушает, он воспринимает и запоминает до 20% информации; если он при этом ещё конспектирует, – до 50%, если же он включен в активную деятельность, в памяти остается от 80% до 100% полученной информации. Поэтому в каждое занятие включены тренинговые упражнения, активно используются работа в парах сменного состава и групповая работа, самодиагностика, рефлексия.

Программа семинара-практикума

Занятие 1. Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения

Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.

Задачи:

1. Актуализировать знания участников по проблеме эффективности общения.

2. Активизировать внимание участников к невербальным средствам общения.

3. Усовершенствовать навыки прочтения состояния другого по невербальным сигналам.

Планируемый результат: Осознание участниками роли невербальных средств в достижении эффективности общения.

План занятия.

1. Общение как форма взаимодействия людей.

2. Условия эффективного общения.

3. Коммуникативная сторона общения.

4. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Тема, цели, задачи, планируемый результат, план занятия, время работы.

2. Актуализация знаний по проблеме:

2.1 работа с определениями понятия “общение”;

2.2 информирование “Особенности общения”.

3. Эффективность общения:

3.1 разминка “Разговор в парах” (со сменой пристроек);

3.2 работа в микрогруппах “Условия эффективного общения”;

3.3 краткое представление результатов работы в группах, обобщение результатов ведущим.

4. Коммуникативная сторона общения. Средства общения:

4.1 коммуникативная модель общения;

4.2 средства общения:

4.2.1 информирование о роли невербальных средств общения (беседа);

4.2.2 выполнение тренировочных упражнений;

4.2.3 обсуждение результатов работы.

5. Обсуждение итогов работы на занятии.

Занятие 2. Особенности взаимодействия людей в процессе общения

Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.

Задачи:

1. Проинформировать участников о перцептивной и интерактивной сторонах общения.

2. Помочь участникам осознать индивидуальные стратегии и тактики общения.

3. Отработать эффективные способы реагирования в процессе общения.

Планируемый результат: Осознание участниками своего индивидуального стиля общения.

План занятия.

1. Актуализация знаний по проблеме.

2. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

3. Интерактивная сторона общения. Модели и позиции общения.

4. Уровни общения. Индивидуальный стиль общения.

5. Условия эффективного общения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по проблеме:

2.1 разминка “Определите значение жеста”;

2.2 упражнение “Реаниматор”.

3. Перцептивная сторона общения:

3.1 механизмы межличностного восприятия;

3.2 эффекты межличностного восприятия;

3.3 игра “Ассоциации”.

4. Интерактивная сторона общения:

4.1 Информирование:

4.1.1 виды взаимодействия (ролевое, конфликтное);

4.1.2 позиции общения, модели общения (по Сатир);

4.1.3 три “Я” в человеке (по Э.Берну);

4.2 Практические задания:

4.2.1 упражнения “Модели общения”, “Моделирование ситуации общения”;

4.2.2 упражнение “Способ реагирования” (по Э. Берну).

5. Уровни общения. Индивидуальный стиль общения.

Тесты “Какой Вы собеседник?”, “Уровень контроля в общении”.

6. Правила эффективного общения.

7. Подведение итогов встречи.

Занятие 3. Особенности педагогического общения.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Цель: Актуализация педагогами собственной профессиональной позиции.

Задачи:

1. Проинформировать участников об особенностях педагогического общения.

2. Помочь участникам определить собственный стиль педагогической деятельности.

3. Отработать навыки саморефлексии.

Планируемый результат: Осознание участниками своего стиля педагогического общения и педагогической деятельности.

План занятия.

1. Понятие индивидуального стиля общения и деятельности.

2. Особенности педагогического общения. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности.

3. Самодиагностика: определение участниками собственного стиля педагогической деятельности.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

2. Особенности педагогического общения:

2.1 актуализация знаний участников об индивидуальном стиле общения;

2.2 информирование об особенностях педагогического общения;

2.3 сравнение аспектов, функций, этапов общения вообще и педагогического общения.

2.4 тест “Уровень общительности как профессионально значимого качества”.

3. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности:

3.1 определения стиля педагогической деятельности;

3.2 виды стилей педагогической деятельности.

4. Самодиагностика.

Тесты “Модель педагогического общения”, “Уровень педагогического общения”, “Стиль педагогической деятельности”.

5. Саморефлексия. Подведение итогов встречи.

Занятие 4. Особенности профессионального
и межличностного общения в педагогическом коллективе

Цель: Осознание участниками своих профессиональных установок и предпочтений в общении.

Задачи:

1. Актуализировать знания участников по вопросу профессионального (делового) общения.

2. Проинформировать педагогов о взаимосвязи личностного и профессионального в деятельности.

3. Усовершенствовать навыки самодиагностики.

Планируемый результат: Определение участниками умений, необходимых для эффективного профессионального общения.

План занятия.

1. Взаимосвязь личностного и профессионального в поведении учителя.

2. Психологические установки и их влияние на межличностное и профессиональное общение.

3. Базовые умения профессионального общения.

4. Особенности делового общения.

5. Профессиональные деформации педагогов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Взаимосвязь личностного и профессионального в поведении людей:

2.1 информирование о базовых установках человека, влияющих на поведение в профессиональной деятельности;

2.2 диагностика установок:

2.2.1 тесты “Мотивация одобрения, достижения (МОД)”, “Мотивация избегания неудач”;

2.2.2 проективная методика “Синяя птица”.

3. Базовые умения профессионального общения:

3.1 информирование;

3.2 тест “Контроль в общении”.

4. Особенности делового общения:

4.1 информирование:

4.1.1 умение вести деловую беседу;

4.1.2 правила эффективного слушания;

4.2.2 психологические установки, помогающие эффективному общению.

4.2 Тестирование.

Тест “Какой Вы собеседник?”,

5. Профессиональные деформации педагогов:

6. Подведение итогов встречи.

Занятие 5. “Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций”

Цель: Совершенствование навыков конструктивного общения.

Задачи:

1. Проинформировать педагогов о сущности педагогического конфликта.

2. Ознакомить участников с эффективными способами реагирования в конфликтной ситуации.

3. Усовершенствовать навыки конструктивного взаимодействия.

Планируемый результат: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных педагогических ситуациях.

План занятия.

1. Конфликт и его структура.

2. Стили общения человека в конфликтных ситуациях.

3. Понятие конфликтной педагогической ситуации.

4. Решение конфликтных педагогических ситуаций.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Основные понятия конфликтологии:

2.1 сущность конфликта, его структура, фазы развития, виды конфликтов;

2.2 самодиагностика: тест Томаса “Поведение в конфликте”.

3. Понятие конфликтной педагогической ситуации.

3.1 информирование: понятие конфликтной педагогической ситуации, стадии её протекания;

3.2 рекомендации по предупреждению конфликтных педагогических ситуаций.

4. Решение конфликтных педагогических ситуаций.

4.1 решение конфликтных ситуаций в системе “учитель – ученик”;

4.2 информирование: правила воздействия на личность ученика в конфликтной ситуации;

4.3 решение конфликтных ситуаций в системе “учитель – класс”.

5. Подведение итогов встречи.

Занятие 6. Психическое здоровье педагога. Способы оперативной саморегуляции

Цель: Совершенствование навыков оперативной саморегуляции.

Задачи:

1. Ознакомить участников с понятием “психическое здоровье”, способами саморегуляции.

2. Ознакомить c конкретными приемами снятия психоэмоционального напряжения.

Планируемый результат: Расширение представлений участников о способах саморегуляции.

Основное время на занятии отводится тренировочным упражнениям по саморегуляции, которые подбираются с учетом интересов и возможностей участников и проводятся в тренинговом режиме.

Далее представлена методическая разработка первого занятия семинара-практикума.

Общение как психологический феномен.
Коммуникативная сторона общения

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Сообщение темы, цели, задач, планируемого результата, плана и времени работы (см. выше).

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем занятие семинара-практикума “Основы педагогического общения”. Наша первая встреча посвящена общению как психологическому феномену. В ходе совместной работы мы актуализируем знания по данной проблеме, выйдем на осознание роли невербальных средств общения в коммуникации.

2. Общение как форма взаимодействия людей.

2.1 Актуализация знаний.

Ведущий: Обратимся к некоторым определениям понятия общение и проанализируем их.

(Приложение 1.1) Вопросы для обсуждения:

На что акцентируют внимание первые два определения?

Можно ли определить общение только как передачу информации?

Какие ещё стороны можно выделить в общении?

2.2 Информирование (Приложение 1.2).

3. Условия эффективного общения

3.1 Упражнение “Поговорим!”

Участникам предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:

– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;

– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);

– партнеры меняются позициями и говорят дальше;

– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).

3.2 Обсуждение результатов выполнения упражнения:

В каком положении разговор было вести сложнее всего. Почему?

Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?

Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?

3.3 Работа в группах.

3.3.1 Задание: Составить список условий эффективности общения.

3.3.2 Краткое представление результатов работы группы.

3.3.3 Обобщение результатов ведущим.

4. Коммуникативная сторона общения.

4.1 Как в виде схемы можно изобразить процесс передачи информации?

4.2 Если вернуться к условиям эффективности общения, то можно заметить, что выстроенная коммуникативная цепочка и эти условия взаимосвязаны (указать, в чем взаимосвязь). Остановимся более подробно на средствах общения.

5. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.

5.1 Вопросы для беседы:

Какие средств общения вы знаете? Что такое вербальные и невербальные средства общения?

Сколько примерно % в передаче информации приходится на вербальные и сколько на невербальные средства общения? Почему именно такое распределение?

5.2 Информирование о роли невербальных средств общения в коммуникации и непосредственно в процессе общения. (Приложение 1.3)

5.3 Тренировочные упражнения.

Ведущий: Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому я предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.

5.3.1 Интонирование

Ведущий: Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере.

Упражнение “Интонационная разминка”

Задание: произнести пословицу “Тише едешь – дальше будешь” с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).

Упражнение “Догадайся!”

Задание: Каждый участник вытягивает табличку с названием определенного эмоционального состояния. Нужно произнести фразу “Иди сюда” с указанной интонацией как можно ярче. Участникам группы необходимо определить заданную эмоцию.

5.3.2 Работа с мимикой

Ведущий: Когда у человека меняется настроение, изменяется и выражение его лица – мимика. Изменения отражают положение губ, бровей, губ, поворот головы, взгляд. Говорят, что глаза – это зеркало души. Но так ли это? В. Вересаев писал: “Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. Хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут”. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Поработаем с мимикой?

Упражнение “Отгадай эмоцию”

Задание: Каждый участник получает фотографию человека. Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам определили.

Упражнение “Передай эмоцию”

Задание: Участники вытягивают табличку с названием определенного эмоционального состояния.

Нужно передать это эмоциональное состояние только с помощью мимики.

5.3.3 Работа с жестами (Приложение 1.4)

Упражнение “Отгадай жест”

Задание: Каждый участник получает рисунок с изображением человека.

Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты (по рисункам из книги А. Пиза “Язык телодвижений”).

Упражнение “Пантомима”

Задание: Участник выбирает карточку с заданием изобразить жестом определенное состояние человека во время общения. Остальным нужно определить это состояние.

5.3.4 Обсуждение результатов. Вопросы для обсуждения:

а) Интересно ли было работать с упражнениями? Что показалось наиболее интересным?

б) Какие чувства Вы испытывали, выполняя предложенные задания?

в) Какие упражнения получились достаточно легко, какие – труднее? Почему?

г) Насколько полезным для Вас оказалось участие в работе над этими заданиями? Как можно использовать полученные знания в своей педагогической деятельности? (Приложение 1.5)

6. Подведение итогов занятия.

Список литературы:

1. Аллан Пиз Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Н. Новгород, 1992.

2. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. - Челябинск: Челябинский дом печати, 1994.

3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург, 1994.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1999.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

6. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987.

8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: 1995.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.

10. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - С.-Пб.: Питер, 1995.

11. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.

12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: 1979.

13. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1995.

14. Ли Девид. Практика группового тренинга. - СПб.: Питер, 2002.

15. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе. / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. - Волгоград, 2008.

16. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: 1992.

17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга, 1993.

18. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: 1999.

19. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - Л.: 1987.