Одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, общаться с ними. Учителю необходимо знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения. На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена программа семинара-практикума.
Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
1. Актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения.
2. Помочь учителям осознать собственный стиль педагогического общения.
3. Развить навыки конструктивного решения педагогических конфликтов.
Планируемый результат:
Совершенствование навыков конструктивного педагогического общения.
Тематический план.
1. Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения.
2. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Понятие индивидуального стиля общения.
3. Особенности педагогического общения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
4. Особенности профессионального и межличностного общения в педагогическом коллективе.
5. Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций.
6. Психическое здоровье педагога. Способы оперативной саморегуляции.
Семинар-практикум включает 6 занятий, рассчитанных на 2,0–2,5 часа. Почему выбраны именно эти темы? Педагогическое общение – особый вид профессионального общения, который имеет свою специфику и в то же время подчиняется общим закономерностям, включает те же аспекты, что и любой другой вид общения, поэтому два первых занятия посвящены общению как психологическому феномену. Три последующих занятия раскрывают специфику педагогического общения, особенности взаимодействия “учитель – ученик”, позволяют учителю осознать собственный стиль общения. В процессе педагогической деятельности, которая требует больших психофизиологических затрат, энергетический потенциал учителя расходуется, поэтому может наступить эмоциональное выгорание. Чтобы избежать подобной ситуации, педагог должен владеть приемами оперативной саморегуляции, этому и посвящено последнее занятие семинара. По ходу ведения семинара темы могут быть скорректированы с учетом пожеланий участников.
Ученые установили: когда человек просто слушает, он воспринимает и запоминает до 20% информации; если он при этом ещё конспектирует, – до 50%, если же он включен в активную деятельность, в памяти остается от 80% до 100% полученной информации. Поэтому в каждое занятие включены тренинговые упражнения, активно используются работа в парах сменного состава и групповая работа, самодиагностика, рефлексия.
Программа семинара-практикума
Занятие 1. Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения
Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.
Задачи:
1. Актуализировать знания участников по проблеме эффективности общения.
2. Активизировать внимание участников к невербальным средствам общения.
3. Усовершенствовать навыки прочтения состояния другого по невербальным сигналам.
Планируемый результат: Осознание участниками роли невербальных средств в достижении эффективности общения.
План занятия.
1. Общение как форма взаимодействия людей.
2. Условия эффективного общения.
3. Коммуникативная сторона общения.
4. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Тема, цели, задачи, планируемый результат, план занятия, время работы.
2. Актуализация знаний по проблеме:
2.1 работа с определениями понятия “общение”;
2.2 информирование “Особенности общения”.
3. Эффективность общения:
3.1 разминка “Разговор в парах” (со сменой пристроек);
3.2 работа в микрогруппах “Условия эффективного общения”;
3.3 краткое представление результатов работы в группах, обобщение результатов ведущим.
4. Коммуникативная сторона общения. Средства общения:
4.1 коммуникативная модель общения;
4.2 средства общения:
4.2.1 информирование о роли невербальных средств общения (беседа);
4.2.2 выполнение тренировочных упражнений;
4.2.3 обсуждение результатов работы.
5. Обсуждение итогов работы на занятии.
Занятие 2. Особенности взаимодействия людей в процессе общения
Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.
Задачи:
1. Проинформировать участников о перцептивной и интерактивной сторонах общения.
2. Помочь участникам осознать индивидуальные стратегии и тактики общения.
3. Отработать эффективные способы реагирования в процессе общения.
Планируемый результат: Осознание участниками своего индивидуального стиля общения.
План занятия.
1. Актуализация знаний по проблеме.
2. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
3. Интерактивная сторона общения. Модели и позиции общения.
4. Уровни общения. Индивидуальный стиль общения.
5. Условия эффективного общения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по проблеме:
2.1 разминка “Определите значение жеста”;
2.2 упражнение “Реаниматор”.
3. Перцептивная сторона общения:
3.1 механизмы межличностного восприятия;
3.2 эффекты межличностного восприятия;
3.3 игра “Ассоциации”.
4. Интерактивная сторона общения:
4.1 Информирование:
4.1.1 виды взаимодействия (ролевое, конфликтное);
4.1.2 позиции общения, модели общения (по Сатир);
4.1.3 три “Я” в человеке (по Э.Берну);
4.2 Практические задания:
4.2.1 упражнения “Модели общения”, “Моделирование ситуации общения”;
4.2.2 упражнение “Способ реагирования” (по Э. Берну).
5. Уровни общения. Индивидуальный стиль общения.
Тесты “Какой Вы собеседник?”, “Уровень контроля в общении”.
6. Правила эффективного общения.
7. Подведение итогов встречи.
Занятие 3. Особенности
педагогического общения.
Индивидуальный стиль педагогической
деятельности
Цель: Актуализация педагогами собственной профессиональной позиции.
Задачи:
1. Проинформировать участников об особенностях педагогического общения.
2. Помочь участникам определить собственный стиль педагогической деятельности.
3. Отработать навыки саморефлексии.
Планируемый результат: Осознание участниками своего стиля педагогического общения и педагогической деятельности.
План занятия.
1. Понятие индивидуального стиля общения и деятельности.
2. Особенности педагогического общения. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности.
3. Самодиагностика: определение участниками собственного стиля педагогической деятельности.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
2. Особенности педагогического общения:
2.1 актуализация знаний участников об индивидуальном стиле общения;
2.2 информирование об особенностях педагогического общения;
2.3 сравнение аспектов, функций, этапов общения вообще и педагогического общения.
2.4 тест “Уровень общительности как профессионально значимого качества”.
3. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности:
3.1 определения стиля педагогической деятельности;
3.2 виды стилей педагогической деятельности.
4. Самодиагностика.
Тесты “Модель педагогического общения”, “Уровень педагогического общения”, “Стиль педагогической деятельности”.
5. Саморефлексия. Подведение итогов встречи.
Занятие 4. Особенности
профессионального
и межличностного общения в педагогическом
коллективе
Цель: Осознание участниками своих профессиональных установок и предпочтений в общении.
Задачи:
1. Актуализировать знания участников по вопросу профессионального (делового) общения.
2. Проинформировать педагогов о взаимосвязи личностного и профессионального в деятельности.
3. Усовершенствовать навыки самодиагностики.
Планируемый результат: Определение участниками умений, необходимых для эффективного профессионального общения.
План занятия.
1. Взаимосвязь личностного и профессионального в поведении учителя.
2. Психологические установки и их влияние на межличностное и профессиональное общение.
3. Базовые умения профессионального общения.
4. Особенности делового общения.
5. Профессиональные деформации педагогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Взаимосвязь личностного и профессионального в поведении людей:
2.1 информирование о базовых установках человека, влияющих на поведение в профессиональной деятельности;
2.2 диагностика установок:
2.2.1 тесты “Мотивация одобрения, достижения (МОД)”, “Мотивация избегания неудач”;
2.2.2 проективная методика “Синяя птица”.
3. Базовые умения профессионального общения:
3.1 информирование;
3.2 тест “Контроль в общении”.
4. Особенности делового общения:
4.1 информирование:
4.1.1 умение вести деловую беседу;
4.1.2 правила эффективного слушания;
4.2.2 психологические установки, помогающие эффективному общению.
4.2 Тестирование.
Тест “Какой Вы собеседник?”,
5. Профессиональные деформации педагогов:
6. Подведение итогов встречи.
Занятие 5. “Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций”
Цель: Совершенствование навыков конструктивного общения.
Задачи:
1. Проинформировать педагогов о сущности педагогического конфликта.
2. Ознакомить участников с эффективными способами реагирования в конфликтной ситуации.
3. Усовершенствовать навыки конструктивного взаимодействия.
Планируемый результат: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных педагогических ситуациях.
План занятия.
1. Конфликт и его структура.
2. Стили общения человека в конфликтных ситуациях.
3. Понятие конфликтной педагогической ситуации.
4. Решение конфликтных педагогических ситуаций.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Основные понятия конфликтологии:
2.1 сущность конфликта, его структура, фазы развития, виды конфликтов;
2.2 самодиагностика: тест Томаса “Поведение в конфликте”.
3. Понятие конфликтной педагогической ситуации.
3.1 информирование: понятие конфликтной педагогической ситуации, стадии её протекания;
3.2 рекомендации по предупреждению конфликтных педагогических ситуаций.
4. Решение конфликтных педагогических ситуаций.
4.1 решение конфликтных ситуаций в системе “учитель – ученик”;
4.2 информирование: правила воздействия на личность ученика в конфликтной ситуации;
4.3 решение конфликтных ситуаций в системе “учитель – класс”.
5. Подведение итогов встречи.
Занятие 6. Психическое здоровье педагога. Способы оперативной саморегуляции
Цель: Совершенствование навыков оперативной саморегуляции.
Задачи:
1. Ознакомить участников с понятием “психическое здоровье”, способами саморегуляции.
2. Ознакомить c конкретными приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Планируемый результат: Расширение представлений участников о способах саморегуляции.
Основное время на занятии отводится тренировочным упражнениям по саморегуляции, которые подбираются с учетом интересов и возможностей участников и проводятся в тренинговом режиме.
Далее представлена методическая разработка первого занятия семинара-практикума.
Общение как психологический феномен.Коммуникативная сторона общения
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Сообщение темы, цели, задач, планируемого результата, плана и времени работы (см. выше).
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем занятие семинара-практикума “Основы педагогического общения”. Наша первая встреча посвящена общению как психологическому феномену. В ходе совместной работы мы актуализируем знания по данной проблеме, выйдем на осознание роли невербальных средств общения в коммуникации.
2. Общение как форма взаимодействия людей.
2.1 Актуализация знаний.
Ведущий: Обратимся к некоторым определениям понятия общение и проанализируем их.
(Приложение 1.1) Вопросы для обсуждения:
На что акцентируют внимание первые два определения?
Можно ли определить общение только как передачу информации?
Какие ещё стороны можно выделить в общении?
2.2 Информирование (Приложение 1.2).
3. Условия эффективного общения
3.1 Упражнение “Поговорим!”
Участникам предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:
– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;
– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);
– партнеры меняются позициями и говорят дальше;
– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).
3.2 Обсуждение результатов выполнения упражнения:
В каком положении разговор было вести сложнее всего. Почему?
Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?
Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?
3.3 Работа в группах.
3.3.1 Задание: Составить список условий эффективности общения.
3.3.2 Краткое представление результатов работы группы.
3.3.3 Обобщение результатов ведущим.
4. Коммуникативная сторона общения.
4.1 Как в виде схемы можно изобразить процесс передачи информации?
4.2 Если вернуться к условиям эффективности общения, то можно заметить, что выстроенная коммуникативная цепочка и эти условия взаимосвязаны (указать, в чем взаимосвязь). Остановимся более подробно на средствах общения.
5. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.
5.1 Вопросы для беседы:
Какие средств общения вы знаете? Что такое вербальные и невербальные средства общения?
Сколько примерно % в передаче информации приходится на вербальные и сколько на невербальные средства общения? Почему именно такое распределение?
5.2 Информирование о роли невербальных средств общения в коммуникации и непосредственно в процессе общения. (Приложение 1.3)
5.3 Тренировочные упражнения.
Ведущий: Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому я предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.
5.3.1 Интонирование
Ведущий: Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере.
Упражнение “Интонационная разминка”
Задание: произнести пословицу “Тише едешь – дальше будешь” с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).
Упражнение “Догадайся!”
Задание: Каждый участник вытягивает табличку с названием определенного эмоционального состояния. Нужно произнести фразу “Иди сюда” с указанной интонацией как можно ярче. Участникам группы необходимо определить заданную эмоцию.
5.3.2 Работа с мимикой
Ведущий: Когда у человека меняется настроение, изменяется и выражение его лица – мимика. Изменения отражают положение губ, бровей, губ, поворот головы, взгляд. Говорят, что глаза – это зеркало души. Но так ли это? В. Вересаев писал: “Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. Хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут”. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Поработаем с мимикой?
Упражнение “Отгадай эмоцию”
Задание: Каждый участник получает фотографию человека. Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам определили.
Упражнение “Передай эмоцию”
Задание: Участники вытягивают табличку с названием определенного эмоционального состояния.
Нужно передать это эмоциональное состояние только с помощью мимики.
5.3.3 Работа с жестами (Приложение 1.4)
Упражнение “Отгадай жест”
Задание: Каждый участник получает рисунок с изображением человека.
Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты (по рисункам из книги А. Пиза “Язык телодвижений”).
Упражнение “Пантомима”
Задание: Участник выбирает карточку с заданием изобразить жестом определенное состояние человека во время общения. Остальным нужно определить это состояние.
5.3.4 Обсуждение результатов. Вопросы для обсуждения:
а) Интересно ли было работать с упражнениями? Что показалось наиболее интересным?
б) Какие чувства Вы испытывали, выполняя предложенные задания?
в) Какие упражнения получились достаточно легко, какие – труднее? Почему?
г) Насколько полезным для Вас оказалось участие в работе над этими заданиями? Как можно использовать полученные знания в своей педагогической деятельности? (Приложение 1.5)
6. Подведение итогов занятия.
Список литературы:
1. Аллан Пиз Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Н. Новгород, 1992.
2. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. - Челябинск: Челябинский дом печати, 1994.
3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург, 1994.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1999.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.
6. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987.
8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: 1995.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.
10. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - С.-Пб.: Питер, 1995.
11. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: 1979.
13. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1995.
14. Ли Девид. Практика группового тренинга. - СПб.: Питер, 2002.
15. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе. / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. - Волгоград, 2008.
16. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: 1992.
17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга, 1993.
18. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: 1999.
19. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. - Л.: 1987.