Литературное чтение. 4-й класс. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (1 урок)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить с содержанием рассказа К.Г. Паустовского.

Задачи:

  • развивать умение работать с текстом, использовать выборочное чтение для подтверждение какой-либо мысли;
  • развивать речь, наблюдательность, воображение учащихся;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство прекрасного, способность сопереживать, побуждать к совершению добрых поступков;
  • расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

1. Введение в тему урока.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. И вот с одним таким человек мы познакомимся. Это композитор Эдвард Григ.

У. Кто такой композитор?

Д. Человек, который сочиняет музыку.

Эдвард Григ (1843-1907) – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист, основоположник норвежской музыки. Это первый композитор, творчество, которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны известны всему миру. Путь к Григу, к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной Норвегии.

Вот эта корзина с еловыми шишками поможет нам узнать чудесную историю одной неожиданной встречи.

Первая шишка.

Блицконтроль. Перед вами лежат листы с текстом, эти отрывки взяты из текста. Вы внимательно прочитаете и ответите на вопросы. Будьте внимательны, эти отрывки помогут вам при знакомстве с рассказом.

Вторая шишка. Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига.

Откройте учебник на странице 66. Приготовьтесь следить за моим чтением.

Чтение первой части учителем.

- Где проводил Григ осень? (Близ города Берген).

- Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Гулял).

- Он любовался природой. Он черпал вдохновение из этой красоты.

- Прочитайте отрывок описания леса из листа опроса и ответьте на вопросы.

Ответы теста учеником.

Паустовский – настоящий мастер олицетворений.

- Что такое олицетворение?

Олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Что в этом отрывке оживил автор? (Эхо).

- А что такое эхо?

В этимологическом словаре говорится что слово ЭХО – заимствовано в XVIII веке из немецкого языка, а немецкий оно пришло из латинского. А ещё раньше из греческого и обозначает “отзвук”. И является производным от имени нимфы, которая по одной версии, в наказание за болтливость могла лишь повторять окончания слов, по другой версии - иссохла от любви к Нарциссу, и от неё остался только голос.

Какие удивительно точные сравнения подбирает писатель.

- Как называет эхо? (Весёлое эхо).

- С чем он сравнивает мох? (Зелёные пряди).

- Эхо (птица пересмешник).

О каком времени года говорится в 1 части? (Осень).

Прочитайте, как Паустовский описывает осень.

Третья шишка.

- Кого встретил Григ в лесу? (Девочку).

- вы бы стали разговаривать в лесу с незнакомым человеком? (Нет).

- Почему Дагни доверилась этому человеку и даже пригласила в гости? (У него добрые глаза).

- Найдите в тексте сцену встречи Грига с дочерью лесника в лесу (стр. 66). Прочитайте диалог Грига и Дагни.

- Что решил подарить Григ маленькой девочке? (Написать музыку).

- Найдите в тексте эти слова на стр 69.

- Почему у Грига появилось желание подарить музыку Дагни? 

Это мы узнаем после небольшой паузы. Физминутка.

Четвёртая шишка.

Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: “ Не жалейте лето!”
Посмотрите роща золотом одета”.

- Отдохнули. Следующая шишка.

Пятая шишка.

- Почему у Грига появилось желание подарить музыку Дагни? 

Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери и в каждой девочке он видел свою дочь. В девочке, которую он встретил в лесу, общаясь с ней он как бы общался с дочерью.

- Но несмотря на это , Эдвард Григ чувствовал себя счастливым. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем вторую часть рассказа на стр 69.

- прочитайте описание комнаты композитора. Ответь на вопросы.

- В этом отрывке вам встретилось слово жилище дровосека. Кто такой дровосек? Лесору'б, или дровосе'к — древнейшая профессия. Задачей лесоруба является рубка деревьев и их подготовка к транспортировке.

- Найдите в тексте на стр. 71.

- Что представлял Григ когда сочинял музыку? (Он писал и видел…).

- О чём он говорил с Дагни?

- Мы можем ответить на вопрос “Был ли Эдвард Григ счастливым человеком?” (Да).

Почему? (Он отдал молодёжи жизнь, работу, талант, отдал всё без возврата).

- Какое музыкальное произведении сочинил Григ? Мы можем только предположить.

- В тексте есть описание утра, нежного ветра. Всё это можно услышать в музыке Эдварда Грига “Утро”. Сейчас мы послушаем отрывок из этого произведения и посмотрим на красоту горного края Норвегии.

Шестая шишка.

- Наше впечатление о музыке Грига мы можем передать словами русского писателя М. Горького: “Слушая Э. Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей…”

- Наш урок подходит к концу.

- К какому выводу мы пришли, прочитав эти две части?

- Как вы думаете встреча Грига с девочкой является фактом из его биографии или вымыслом?

Образ девочки собирательный. Это и, правда и выдумка. Паустовский использовал событие из жизни музыканта и придумал рассказ, взяв отдельные факты из жизни Грига, и соединив их воедино, Паустовский создал высокохудожественное произведение.

Урок я хочу закончить  словами Константина Григорьевича: “Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе”. Слова, прозвучавшие в этих строках, касаются всех нас.

Седьмая шишка. Наша родина это, город Горнозаводск, Пермский край, Урал. Наш край не уступает красоте Норвегии.

Фильм об Урале.

- Ребята, перед вам лежат две шишки. Положите в корзину шишку. Если вам понравился урок-то цветную, если нет – то чёрную. Скажите своё мнение.

- Выставление оценок.

- Домашнее задание.

- Спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Утро

Фильм

Описание фильмов

1 .Фильмы созданы в программе Windows Movie Maker.

2. Показ производится в программе Windows Media Player.