Цель: познакомить с содержанием рассказа К.Г. Паустовского.
Задачи:
- развивать умение работать с текстом, использовать выборочное чтение для подтверждение какой-либо мысли;
- развивать речь, наблюдательность, воображение учащихся;
- воспитывать любовь к Родине, чувство прекрасного, способность сопереживать, побуждать к совершению добрых поступков;
- расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
1. Введение в тему урока.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. И вот с одним таким человек мы познакомимся. Это композитор Эдвард Григ.
У. Кто такой композитор?
Д. Человек, который сочиняет музыку.
Эдвард Григ (1843-1907) – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист, основоположник норвежской музыки. Это первый композитор, творчество, которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны известны всему миру. Путь к Григу, к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной Норвегии.
Вот эта корзина с еловыми шишками поможет нам узнать чудесную историю одной неожиданной встречи.
Первая шишка.
Блицконтроль. Перед вами лежат листы с текстом, эти отрывки взяты из текста. Вы внимательно прочитаете и ответите на вопросы. Будьте внимательны, эти отрывки помогут вам при знакомстве с рассказом.
Вторая шишка. Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига.
Откройте учебник на странице 66. Приготовьтесь следить за моим чтением.
Чтение первой части учителем.
- Где проводил Григ осень? (Близ города Берген).
- Как вы думаете, что делал Григ в лесу? (Гулял).
- Он любовался природой. Он черпал вдохновение из этой красоты.
- Прочитайте отрывок описания леса из листа опроса и ответьте на вопросы.
Ответы теста учеником.
Паустовский – настоящий мастер олицетворений.
- Что такое олицетворение?
Олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Что в этом отрывке оживил автор? (Эхо).
- А что такое эхо?
В этимологическом словаре говорится что слово ЭХО – заимствовано в XVIII веке из немецкого языка, а немецкий оно пришло из латинского. А ещё раньше из греческого и обозначает “отзвук”. И является производным от имени нимфы, которая по одной версии, в наказание за болтливость могла лишь повторять окончания слов, по другой версии - иссохла от любви к Нарциссу, и от неё остался только голос.
Какие удивительно точные сравнения подбирает писатель.
- Как называет эхо? (Весёлое эхо).
- С чем он сравнивает мох? (Зелёные пряди).
- Эхо (птица пересмешник).
О каком времени года говорится в 1 части? (Осень).
Прочитайте, как Паустовский описывает осень.
Третья шишка.
- Кого встретил Григ в лесу? (Девочку).
- вы бы стали разговаривать в лесу с незнакомым человеком? (Нет).
- Почему Дагни доверилась этому человеку и даже пригласила в гости? (У него добрые глаза).
- Найдите в тексте сцену встречи Грига с дочерью лесника в лесу (стр. 66). Прочитайте диалог Грига и Дагни.
- Что решил подарить Григ маленькой девочке? (Написать музыку).
- Найдите в тексте эти слова на стр 69.
- Почему у Грига появилось желание подарить музыку Дагни?
Это мы узнаем после небольшой паузы. Физминутка.
Четвёртая шишка.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: “ Не жалейте лето!”
Посмотрите роща золотом одета”.
- Отдохнули. Следующая шишка.
Пятая шишка.
- Почему у Грига появилось желание подарить музыку Дагни?
Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери и в каждой девочке он видел свою дочь. В девочке, которую он встретил в лесу, общаясь с ней он как бы общался с дочерью.
- Но несмотря на это , Эдвард Григ чувствовал себя счастливым. Почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем вторую часть рассказа на стр 69.
- прочитайте описание комнаты композитора. Ответь на вопросы.
- В этом отрывке вам встретилось слово жилище дровосека. Кто такой дровосек? Лесору'б, или дровосе'к — древнейшая профессия. Задачей лесоруба является рубка деревьев и их подготовка к транспортировке.
- Найдите в тексте на стр. 71.
- Что представлял Григ когда сочинял музыку? (Он писал и видел…).
- О чём он говорил с Дагни?
- Мы можем ответить на вопрос “Был ли Эдвард Григ счастливым человеком?” (Да).
Почему? (Он отдал молодёжи жизнь, работу, талант, отдал всё без возврата).
- Какое музыкальное произведении сочинил Григ? Мы можем только предположить.
- В тексте есть описание утра, нежного ветра. Всё это можно услышать в музыке Эдварда Грига “Утро”. Сейчас мы послушаем отрывок из этого произведения и посмотрим на красоту горного края Норвегии.
Шестая шишка.
- Наше впечатление о музыке Грига мы можем передать словами русского писателя М. Горького: “Слушая Э. Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей…”
- Наш урок подходит к концу.
- К какому выводу мы пришли, прочитав эти две части?
- Как вы думаете встреча Грига с девочкой является фактом из его биографии или вымыслом?
Образ девочки собирательный. Это и, правда и выдумка. Паустовский использовал событие из жизни музыканта и придумал рассказ, взяв отдельные факты из жизни Грига, и соединив их воедино, Паустовский создал высокохудожественное произведение.
Урок я хочу закончить словами Константина Григорьевича: “Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе”. Слова, прозвучавшие в этих строках, касаются всех нас.
Седьмая шишка. Наша родина это, город Горнозаводск, Пермский край, Урал. Наш край не уступает красоте Норвегии.
Фильм об Урале.
- Ребята, перед вам лежат две шишки. Положите в корзину шишку. Если вам понравился урок-то цветную, если нет – то чёрную. Скажите своё мнение.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Спасибо за урок.
Описание фильмов
1 .Фильмы созданы в программе Windows Movie Maker.
2. Показ производится в программе Windows Media Player.