Индивидуализация процесса обучения английскому языку младших школьников

Разделы: Иностранные языки


В связи с новыми приоритетами развития системы образования (демократизация, гуманизация, личностно-ориентированное обучение и др.) намечается тенденция к изменению, обновлению содержания, педагогических технологий, требований и критериев оценки эффективности и результативности образовательного процесса. Анализ системы образования в соответствии с обозначенными приоритетами развития высветил ряд проблем, одной из которых является слабая ориентированность школы на формирование и развитие личности ученика, учет и развитие его потенциальных способностей, возможностей и интересов. Одним из принципов решения данной проблемы является индивидуализация образовательного процесса. Принцип индивидуализации в психолого-педагогической науке разрабатывается многими исследователями, которые предлагают различные способы решения существующего ныне противоречия: с одной стороны, доминирование коллективной формы обучения, с другой – индивидуальные особенности и способности личности ребенка. Разрешение данного противоречия связано с существованием ряда объективных причин:

  1. Классно-урочный способ организации образовательного процесса.
  2. Отсутствие разработанных технологий, ориентированных на развитие индивидуальных особенностей школьника.
  3. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность и компетентность педагогов общеобразовательных школ, ориентированных на общение и обучение “среднестатистического” школьника.

Данные причины тормозят, а иногда и препятствуют развитию индивидуальных особенностей школьника, но необходимо искать пути решения данной проблемы в общеобразовательной школе на уровне одного или нескольких предметов с учетом их содержания и организации учения ребенка.

Прежде чем перейти к конкретным приемам и способам необходимо остановиться на самом понятии “индивидуализация”.

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных значениях. К таким понятиям относится и “индивидуализация обучения”. Анализ литературы показывает, что более точное содержание этого понятия в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются ввиду, когда говорят об индивидуализации.

Наибольшие затруднения при определении этого понятия вызывает смешение понятий “индивидуализация”, “дифференциация” и “индивидуальный подход”.

С течением времени с изменением парадигмы воспитания, когда приоритет отдается не жесткому управлению, а созданию условий для самоопределения личности, менялось понимание сущности всех понятий.

Сегодня мы можем определить их следующим образом:

Дифференциация – учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным планам и программам (акселерация, ретардация, обучение в индивидуальном темпе).

Индивидуальный подход – особая форма организации воспитательного процесса, который требует строить его исходя из анализа индивидуально-личностных характеристик.

Индивидуализация – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Анализ практической деятельности показывает, что проблема учета индивидуальных особенностей и способностей и, следовательно, ликвидации разрыва между, так называемыми, сильными, средними и слабыми учащимися, может быть, на мой взгляд, решена только во взаимосвязи с проблемой сочетания и использования различных форм индивидуализации: индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.

Но для этого нужны организационные приемы обучения, которые учитель использует на уроке для того, чтобы обучать всех, создавая одновременно наиболее благоприятные условия для учения каждого. Одним из таких приемов являются индивидуальные задания.

Например, и во 2–3-м классах по учебнику М.З.Биболетовой, детям предлагается составить рассказ о своем друге. Но мы знаем, что на уроке по развитию монологической речи ученик со слабым уровнем подготовки не сможет за 5 минут подготовить связное высказывание по теме. Поэтому я предлагаю учащимся такое задание.

На экране компьютера появляется карточка с картинками-подсказками.

Рассказывая о каждой картинке, получается небольшой связный текст “My friend”. Сильные дети могут рассказывать и без картинок. Для более слабых детей есть дополнительные подсказки. Если ребенок не может сам составить предложение, он нажимает на нужную картинку и под ней появляется начало предложения. Закончить это предложение необходимо самостоятельно. В результате должен получиться текст:

I have got a friend. His name is … he is 10. He lives in the house. He can read (run). He can not skate (sing). He has a pat. It is a dog (cat).

То есть, с данной карточкой можно работать 2 способами: только глядя на картинки или пользуясь подсказкам. Таким образом, более слабые учащиеся тоже видят результат своей работы, пусть даже и с подсказками. Исходя из своего опыта, могу сказать, что если такие подсказки-опоры использовать систематически, то через 4-5 тем в них уже нет необходимости. У этих детей повышается мотивация к изучению английского языка, следовательно, повышаются и результаты обучения.

Для парной работы детям предлагаю следующее задание. Оно направлено на отработку умения задавать вопросы “Do you like...?” и “Would you like...?” и отвечать на них. Часто более слабые учащиеся затрудняются в составлении вопроса, поэтому для них предусмотрены подсказки. Перед детьми на экране компьютера картинки с изображением продуктов питания.

Глядя на них, более сильные учащиеся задают вопросы самостоятельно, а более слабые сначала отвечают на них. Затем дети меняются ролями. Если возникают затруднения, то более слабый ребенок может воспользоваться помощью, щелкнув на кнопке Help. Подсказка появляется на несколько секунд, затем исчезает. И ребенок задает вопросы. Если вдруг кто-то из детей забыл название продукта, то также можно воспользоваться подсказкой. Нажав на неизвестный продукт, под ним появляется его название, которое больше не исчезает.

Таким образом, хоть и с подсказками, более слабые учащиеся тоже активно участвуют в диалоге. А чем чаще ребенок будет задавать вопросы, пусть даже с подсказкой, тем быстрее и качественнее он запомнит данную конструкцию.

Благоприятные возможности для индивидуализации обучения имеет групповая работа. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Она активизирует умения школьников, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. В условиях групповой работы младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности. Традиционно выделяют единую групповую и дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Во время единой групповой работы задание дается одинаковое для всех групп. Класс делится на такие группы, где есть и сильные и более слабые учащиеся. Это необходимо для того, чтобы в каждой группе сильные учащиеся доступным языком объяснили все непонятное слабым учащимся. Примером единой групповой работы может служить задание, целью которого является отработка употребления вопросительных слов. После прочтения текста детям предлагаю карточку, на которой даны вопросы, и необходимо правильно подобрать вопросительное слово к каждому вопросу.

Дети в группах обсуждают ответы и по мере необходимости объясняют более слабым. Проверка проводится фронтально с помощью компьютера (клик на пропуске для вывода ответа). Такая работа позволяет сильным учащимся повторить материал и потренироваться в умении объяснять, а более слабым еще раз послушать объяснение того или иного правила.

Дифференцированную групповую работу я использую при отработке фонетических навыков, т.е. при работе со скороговорками. Группу делю на две подгруппы: первая – дети со слабыми способностями к подражанию, вторая – сильные ученики. Одну скороговорку учат обе группы. В первой группе учителем является сильный ученик, который может оказать помощь и исправить ошибки, во второй – сам учитель. Темп проговаривания скороговорки в группах различный. Работа над скороговоркой может проводиться различными способами. Например: первая группа проговаривает скороговорку с показом ее содержания - If you, Andy, have two candies, give one candy to Sandy, Andy. Дети изображают Sandy, Andy и автора и делают то, что говорится в скороговорке. Причем, автору это нужно сказать как можно быстрее. Потом роли меняются. Сильные ученики проговаривают скороговорку на время. Данное задание индивидуально подходит к развитию беглости английской речи каждого ученика.

Индивидуализация обучения может осуществляться и при фронтальной работе. Например, использование фронтального опроса с учетом индивидуальных возможностей. Фронтальный опрос хорошо использовать при описании картинки по вопросам, где сложные вопросы задаются сильным ученикам, а легкие – более слабым. Вопросы задаются в такой последовательности, чтобы затем сильный ученик описал картинку, опираясь на вопросы учителя, а слабый – с опорой на письменные вопросы.

Еще одним способом фронтального опроса с учетом индивидуальных особенностей является пересказ текста (описание картинки) по цепочке. В данном случае слабый ученик составляет и воспроизводит такую конструкцию, какую умеет, используя известный лексический материал. Преимущество этого способа в том, что каждый ребенок самостоятельно обдумывает и составляет предложения в зависимости от способностей и возможностей, а в целом получается связный рассказ. Составленный по цепочке рассказ является своеобразной моделью ответа, которую в дальнейшем самостоятельно воспроизводят более сильные ученики. В то же время пересказ по цепочке позволяет слабому учащемуся вспомнить грамматические конструкции и лексические единицы, объединить их в единый текст.

В заключении хочу сказать, что индивидуализация позволяет обучить и развить действительно каждого школьника. Благодаря посильности приемов индивидуализации, ребенок без дополнительных, часто отрицательных эмоциональных и волевых усилий уверенно и с желанием усваивает новые знания, являющиеся средством развития потенциальных возможностей и способностей. Принцип индивидуализации помогает поэтапно формировать умения и навыки детей, что позволяет контролировать, а значит, вовремя корректировать процесс развития ребенка.