Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животного мира.
Задачи:
- предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;
- развивать познавательные интересы учащихся, наблюдательность, внимание, творческие способности, устную речь.
- воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас", 3 кл., автор А.А.Плешаков,2006г.
- рабочие тетради "Мир вокруг нас. Проверим себя", 3 класс,
- часть 1. А.А. Плешаков, изд. " Вита - Пресс", Москва - 2008.
- ручки, карандаши,
- компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по теме "Разнообразие животных",
- компьютер,
- мультимедийный проектор с экраном,
- магнитная доска,
- карточки с названием групп животных,
- рассказы для чтения.
Тип урока: комбинированный.
Технические особенности урока.
Данный конспект урока включает в себя компьютерную презентацию, поэтому, чтобы её продемонстрировать, необходим компьютерный класс. Презентация переносится на рабочий стол учительского компьютера. Учитель сам управляет презентацией, так как показ слайдов сопровождается объяснением учителя. Каждый слайд состоит из:
- текста,
- рисунка,
- фотографии с пояснением.
Слайд выводится на экран. Смена слайдов происходит в основном по щелчку, кроме слайдов 11, 23, 31, 32, 39 - они сменяются автоматически.
План урока.
1. Организация условий работы.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
2. Проверка домашнего задания - тест.
Сильный уровень:
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
5. Какие растения размножаются спорами?
а) колокольчик.
б) дуб.
в) папоротник.
6. Впиши пропущенные слова
Корни растений дышат _____, который содержится в почве. Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней_______ .
Средний уровень:
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
5. Какие растения размножаются спорами?
а) колокольчик.
б) дуб.
в) папоротник.
Низкий уровень:
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
-Какую большую тему мы закончили изучать?
3. Введение и сообщение темы урока с использованием компьютерной презентации.
Разгадайте кроссворд. Вы должны смотреть на рисунки и называть животных по очереди. Слово, которое получится в красных клетках, поможет нам определить тему урока.
- Прочитайте, какое слово получилось в красном столбике? (животные)
4. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.
Тема нашего урока - разнообразие животных, сегодня мы заглянем в мир животных, так как он очень разнообразный.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.
Эпиграф урока (на доске)
"Главное богатство природы - её
тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным,
удивительным и таинственным".
Николай Сладков
- Наука о животных называется:(зоология).
- Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп.
С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например, в древнем Египте кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру!
Вопрос на слайде 12 (Представители каждой группы на последующих слайдах).
- На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
Первая группа:
Черви, сборная группа первичноротых беспозвоночных животных с вытянутым телом, объединяющая плоских, кольчатых червей и др.
Вторая группа:
Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и одной ноги. У плавающих моллюсков нога преобразована в плавник.
Третья группа:
Иглокожие - малоподвижные животные. Многие из них - хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением.
Четвёртая группа:
Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков - антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания - жабры. Некоторые из ракообразных процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями.
Пятая группа:
У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготовили перчатки.
Шестая группа:
Это животные, которые имеют 3 пары лап. Тело состоит из множества члеников, защищено плотным хитиновым покровом и разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием.
Сообщение о бабочках (Ребёнок текст готовит заранее). См. папку "Приложение 1".
Седьмая группа:
Это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска.
Восьмая группа:
Это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.
Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
Девятая группа:
Это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
Сценка " Окунь и Налим" (Дети готовят заранее). См. папку " Приложение 1".
Десятая группа:
Это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
Сообщение о птицах (Ребёнок текст готовит заранее). См. папку " Приложение 1"
Одиннадцатая группа:
Это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади - 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.
Сценка "Лиса и Заяц" (Дети готовят заранее). См. папку " Приложение 1. Рассказы для чтения"
- Подведём итог.
-Назовите группы животных, с которыми мы познакомились, (дети называют группу, а учитель выставляет нужную карточку на магнитной доске)
На магнитной доске: (Группы животных: Черви, Моллюски, И т.д.)
- Какие из перечисленных животных встречаются в нашей местности?
5. Физ. пауза.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
6. Закрепление нового материала.
6.1. Работа учащихся в тетрадях на печатной основе.
Организуется работа в тетрадях на печатной основе "Проверим себя" 1ч. 3кл.с.26.
Взаимопроверка.
Обобщение знаний учащихся по выполненной работе в тетрадях:
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
- Что общего у насекомых? Назовите представителей.
- Что общего у земноводных? Назовите представителей. И т.д.
7. Обобщение и систематизация знаний и умений.
7.1. Работа с загадками с использованием компьютерной презентации.
1. Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет:(Черепаха)2. У маленькой животинки
Сто серебряных
Монеток на спинке. (Рыба)3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно? (Змея)4. Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка)5. Скачет зверушка:
Деловитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.6. У меня ходули -
Не страшит болото.
Лягушат найду ли -
Вот моя забота. (Цапля)7. Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)8. Какая коняшка
Ходит в тельняшке? (Зебра)
Вывод:
- С какими группами животных вы познакомились сегодня?
- Представители каких групп могут быть домашними животными?
8. Подведение итога урока.
Давайте расшифруем названия животных и определим группу, к которой они относятся.
Дети работают в парах, выполняя задание. (Они должны разложить картинки животных, которые находятся в конвертах (Приложение 2), по порядку, как предлагается в слайде 34).
Проверить правильность выполнения задания помогут слайды.
Опрос:
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
- Какие животные встречаются в нашей местности?
9. Рефлексия учащихся (если урок понравился, поднимите красный квадрат, если нет - синий).
10. Задание на дом - с 89-95 пересказ.