Разработка и реализация проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение и в новых государственных стандартах. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, квазиисследование, моделирование учебных задач, рефлексию. Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения и в частности образовательных целей, и в части методики. Поэтому переход на практике к формированию у учащихся ключевых компетенций вполне органичен. Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.

Компетенция в переводе с латинского соmpetentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Т.о., под компетенцией имеется ввиду некоторе отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает 3-уровневую иерархию компетенций:

  1. ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному);
  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования данной компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

2. Общекультурная компетенция.

Выполнение этой задачи на уроках английского языка позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать у себя толерантность. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. На уроках английского языка педагогу помогает в этом использование проектных методик.

4. Информационная компетенция.

При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, факс, магнитофон, компьютер, принтер, модем, ксерокс) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационные компьютерные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации. Значительную часть всего учебного программного обеспечения составляют и обучающие компьютерные программы по английскому языку: это «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «English Gold», «Привет, Америка» и др.

5. Коммуникативная компетенция.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция.

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Если овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями, то социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения английскому языку. Важная роль при формировании этой компетенции на уроках английского языка отводится ролевым играм.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Размышляя над целями уроков, следует продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. К данной компетенции относятся правила личной гиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Возможность развития данных компетенций наличествует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя.

Одним из эффективных методов мы считаем использование проектной работы на уроках. В первоначальном своем значении метод проектов был описан Е.Коллингс в книге «Опыт работы американской школы по методу проектов» и предполагал, прежде всего, изучение реальной жизни. Работа должна была концентрироваться на живом и жизненном материале; много внимания обращалось на совместную деятельность школьников, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни. Игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические путешествия носили учебный характер и являлись проектами «мнимых дел».

Слово «проект» заимствовано из латинского, оно происходит от слова «proectus»-причастия, которое буквально означает «вырешенный вперёд». В современном толковании – это намерение, которое будет осуществлено в будущем. Это слово понимается как идея, которой субъект может и в праве распоряжаться как своей мыслью. Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

Метод проектов входит в систему личностно – ориентированного обучения. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение данной технологии обучения. Именно она в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Метод проектов предполагает: наличие значимой для ученика проблемы; поиск пути решения; практическое воплощение полученных результатов в продукте деятельности. Проект может выполняться индивидуально, но чаще и эффективнее - в группе. Учитель может подсказать источник информации или дать направление для самостоятельного поиска, но в результате совместных усилий учащиеся должны рассмотреть проблему и постараться ее решить с помощью знаний из разных областей. Главное – умение работать с различными источниками информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т.п.). Учитывая социально-экономический профиль класса, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, мы предлагаем ученикам аутентичный материал по темам «What is economics?», «Taxes», «Management», «What is Sociology», «Questionnaires», «Law» и др. Это позволило внести в лексический минимум часть употребляемой лексики из профильных текстов, в том числе термины из соответствующих выбранному профилю областей знаний, например, правовые, экономические и др. Обработка информации в целях её презентации предполагает её обобщение и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, снабдить рисунками/фотографиями и т.п. Например, ученицей 11-го класса был подготовлен доклад на тему «Globalization», с которым она успешно выступила на внутришкольной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской деятельности.

Основные требования к использованию метода проекта в учебном процессе:

  • наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, проект какого – либо закона, или изготовление демонстрационного пособия и т.д.);
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), т.е. разделение проекта на этапы и распределение обязанностей между участниками;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих следующий алгоритм действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач с использованием совместного обсуждения («мозговой атаки», «круглого стола»), выдвижение гипотез решения поставленных задач;
  • обсуждение методов исследования (анализ информации, эксперимент, наблюдение и т.д.);
  • обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и прочее);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Существуют разные типы проектов и разные подходы к их систематизации. Например, за основу типологизации проектов, предлагаемую доктором педагогических наук А.И. Савенковым, взята степень самостоятельности ученика при реализации проекта. Исходя из этих позиций, автор выделяет 3 типа проектов:

  1. когда взрослый предлагает учащимся готовую формулировку проблемы, сам намечает стратегию и тактику ее решения, а ученик только самостоятельно ищет решение проблемы;
  2. когда взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ученик уже ищет самостоятельно;
  3. постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учеником самостоятельно.

Другие различают проекты по главному виду деятельности: исследовательские, творческие, ролевые или игровые, информационные и прикладные.

В своей работе мы придерживаемся типологии проектов, предлагаемой доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат, которая составлена по следующим признакам:

  1. Число участников проекта (индивидуальный, парный, групповой).
  2. Предметная область проекта (монопредметный, межпредметный, надпредметный).
  3. Продолжительность проекта (мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты).
  4. Метод, доминирующий проект (исследовательский, творческий, игровой и др.).
  5. Характер контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона и т.д.).
  6. Характер координации проекта (непосредственный, скрытый).

Продукты проектной деятельности в процессе изучения английского языка в классе социально-экономического профиля могут быть оформлены в форме бизнес - плана, выставки, атласа, путеводителя, справочника, мультимедийного продукта, пакета рекомендаций, газеты, видео -фильма и т.д. Ориентировочная тематика проектов: «Успешный менеджер (предприниматель)»; «История денег»; «Деньги и дети: хорошо или плохо»; «Экономика: пишущая машинка, принтер, ксерокс»; «Рынок труда» и другие.

В рамках Недели английского языка в нашей школе для учащихся старших классов была организована викторина «Что? Где? Когда?» страноведческого характера по типу одноименной телевизионной передачи. Включение в процесс обучения иностранного языка страноведческих материалов способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Широко привлекая материалы других учебных предметов, учителя английского языка в нашей школе показывают, что английский язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного обогащения. Проведение викторины имело целью также и выявление эффективности использования во внеклассной работе по английскому языку межпредметных связей. В результате совместной работы учителей и учащихся был создан «Справочник для путешествующих по англоговорящим странам».

В учебнике «New Millennium» под редакцией О.Л. Грозы есть стихотворение «A millonbillionwillion miles from here», записанное на аудиокассете в двух вариантах. Первый вариант: звучит голос взрослого человека, явно учителя; второй вариант: стихотворение исполняется подростками 9-10 класса. Анализируя стихотворение, мы с классом пришли к выводу, что в первом случае всё стихотворение произносится с повышенной интонацией, восторженно, потому что взрослые, а тем более учителя, рады началу нового учебного года, хотя, как отметили дети, создаётся ощущение некой искусственности. Во втором случае можно чётко уловить настроение говорящего - он растерян, смущён, слегка испуган тем, что ему предстоит учиться в новом коллективе. Можно адаптировать такую ситуацию к задаче урока - «новые слова - прилагательные, употребляемые для описания своего психологического состояния» [20]. Сложные на первый взгляд слова усваиваются более быстро и эффективно, что подтверждается при написании Diary - «Дневника моих первых дней пребывания в новой школе». Подготовку и разработку этого задания можно назвать мини-проектом (моно - проект по виду). Выполненные мини-сочинения содержали не только текстовый материал, но и оформление в виде зарисовок и фотографий по теме.

Примером межпредметного проекта может послужить проект по теме «Страны, культуры, праздники в нашей жизни», который мы использовали в процессе изучения темы «A time to celebrate», Unit 3, УМК «Английский нового тысячелетия», 10 класс. Учебные предметы - английский язык, география, история. Перед началом работы над проектом учащиеся делятся на группы и выбирают темы праздников. Предварительная работа учителя заключается в проработке соответствующей лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках устной речи бесед по теме. Каждая группа готовит устный доклад по теме, делает буклет, красочный календарь и готовит сюрприз. Презентация происходит на английском языке, лидеры групп рассказывают о ходе работы над проектом, отвечают на вопросы. После презентации и дискуссии оформляется выставка.

Очень интересны межпредметные проекты по экологии, географии, демографические, исторические и другие. Если они носят международный характер, то должны проводиться на иностранном языке, в том числе и на английском. Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования и развития коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении английского языка на основе интенсивного общения с носителями языка, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. В Интернете учащиеся могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line (в режиме реального времени), пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat) со сверстниками или специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Когда общение происходит с носителями другой культуры язык которой мы изучаем, то овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Учащиеся имеют возможность не только решать проблему совместно, но и знакомиться с национальными и культурными особенностями стран - партнеров, узнавать много интересного друг о друге. Особенно важно и ценно то, что дети учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что все мы живем на одной планете - значит, следует научиться уважать и понимать друг друга.

Проектное обучение поощряет и усиливает учение, потому что оно:

  • личностно-ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное обучение и взаимообучение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения.

По мнению самих учащихся, такой вид работы позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других, приносит удовлетворение, когда они видят продукт своего собственного труда и они считают, что такой опыт пригодится им в будущем. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции.Таким образом, правильно организованная проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется личностный опыт ученика - опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и умений проектирования. Внутренним результатом проектной деятельности для ученика является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.