Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
В здоровьесберегающей педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта.
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, как формы здоровьесбережения.
Великие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Р.С.Немов, И.П.Подласый уделяли внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения, субъект-субъектными отношениями.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения. (Приложение 1)
Нетрадиционные уроки при правильном использовании развивают способности и личность ученика, формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.
В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья, уроки с использованием компьютерной техники.
Использование компьютера может рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.
Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:
- Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
- Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
- Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.
- Поддержка альтернативности, учет множества мнений.
- Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.
- «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
- Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Опираясь на эти принципы, педагогам следует ориентироваться и на психологические особенности младших школьников. В нашей школе была проведена опытно-экспериментальная работа. Основной задачей стала проверка психолого-педагогических условий эффективности нетрадиционного урока как формы здоровьесбережения в начальной школе.
В эксперименте принимали участие ученики 2 класса в количестве 25 человек. Исследование проходило в естественных условиях для учащихся. Программа опытно - экспериментальной работы включала три этапа.
- Констатирующий эксперимент
Исследование с целью изучения особенностей взаимодействия учителя и младших школьников в учебной деятельности, уровня психологического здоровья (адаптации, мотивации, тревожности). - Формирующий эксперимент (продолжительность 1 год)
Использование различных форм нетрадиционного урока в учебной деятельности. (Приложение 1) - Итоговый эксперимент
Изучение динамики развития взаимодействия учителя и младшего школьника, психологического здоровья учащихся.
Уровни психологического здоровья | 1 исследование | 2 исследование | ||
Количество человек | % | Количество человек | % | |
Высокий | 6 | 24 | 9 | 36 |
Средний | 12 | 48 | 12 | 48 |
Низкий | 7 | 28 | 4 | 16 |
Таким образом, анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что уроки в нетрадиционной форме положительно повлияли на уровень адаптации, мотивации и тревожности, что является составной частью психологического здоровья.
На завершающем этапе работы мы также использовали методику «Неоконченные предложения», предложенную Р.Д. Овчаровой.
Цель этой методики выяснить, какие уроки больше всего запомнились детям в этом году и почему. Предлагалось закончить следующие предложения:
- Мне в этом году запомнились следующие уроки…
- Они мне понравились тем, что…
- Мне хочется, чтобы ещё больше уроков было бы таких, как …
Опрос показал, что детям запомнились и понравились нетрадиционные уроки больше, чем обычные. 12 человек назвали наиболее запомнившимся уроком математику (урок – путешествие); 16 – урок – путешествие по русскому языку; 20 ученикам понравился урок математики (урок – сказка); 13 человек назвали урок литературного чтения (урок в стиле брейн-ринга); 10 ученикам - урок русского языка (Что? Где? Когда?); 24 ученикам - урок по наглядной геометрии (урок-исследование); шестеро запомнили урок-соревнование по русскому языку.
Детям интересно: преодолевать различные препятствия, решать весёлые задачи, готовить сообщения о планетах, путешествовать по островам, выполняя задание, получать задание из «черного ящика», работать с чертёжными инструментами, выполнять практические работы, исправлять ошибки в тексте, узнавать новое о словах, работать в группах.
В результате эксперимент показал, учебная деятельность на уроке нетрадиционной формы обучения вызывает у учеников радость, удовлетворение, сохраняет физическое и психологическое здоровье, развивает взаимопонимание и взаимодействие между педагогом и учеником. (Приложение 2)
Список литературы:
- Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М.: Академический Проект.,2003.,256с.
- Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия.,2004. - 464с.
- Мухина В.С.Детская психология. - СПб.: Просвещение.,1992. - 303с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов. – М.: Архангельск.,1996. – 224 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Педагогическое общество России., 1998.-640с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: АРКТИ, 2006.- 320с.