Программа курса "История города, семьи, гимназии" (3, 5, 8-й классы)

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всех цивилизованных странах важнейшей частью государственной политики является воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к своим дедам и прадедам. Человеческая жизнь бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к культурным традициям.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и вырос.

Курс «История города, семьи, гимназии» создавался изначально как программа, нацеленная на возрождение духовных ценностей, укрепление связи между поколениями, формирование у гимназистов чувства сопричастности к истории.

Курс составлен для учащихся 3-х, 5-х и 8-х классов гимназии и рассчитан 17 часов в год. Реализуется элективный курс за счет компонента образовательного учреждения.

Целью курса является создание условий для обогащения исторического образования учащихся знаниями истории родного края, города, семьи, учебного заведения; формирование на этой основе социально активной и компетентной, конкурентоспособной личности, уважающей традиции семейной жизни. О значимости семейных ценностей говорит тот факт, что 2008 год объявлен годом семьи.

             Задачи курса:

  • прививать учащимся любовь к родной стране, городу;
  • способствовать воспитанию общей человеческой культуры: уважительного отношения детей к старшему поколению, их труду, к семейным традициям и ценностям;
  • развивать чувства гражданина своей страны: активного участия в жизни гимназии, города; уважения к ценностям гражданского общества;
  • способствовать приобщению гимназистов к активному участию в жизни гимназии, воспитывать в них чувство корпоративности;
  • развивать сознательное отношение к учебе, повышать творческий потенциал;
  • подготовить к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории (уровня и профильного направления обучения учащихся);

Для реализации поставленной цели и задач программы курса авторами используются технологии, основанные, в основном, на деятельностном подходе: игровые, групповые, проектные, информационные.

Курс составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и предполагает проведение занятий в увлекательной форме с выполнением интересных и доступных им заданий. Рассказы учителей, воспоминания родных, которые были свидетелями событий недавнего прошлого, гимназические газеты и альбомы оживляют историю, приближают ее к ребенку, дают возможность почувствовать ее специфику и уникальность.

В рамках курса учащиеся 3 класса знакомятся с историей и символикой родного края, изучают быт и традиции коренных народов ХМАО-Югры. Они составляют генеалогическое древо свого рода, рассказывают о семейных традициях, выступают с сообщениями о знаменитых сургутянах, чьи имена носят улицы города.

Учащиеся 5 классов знакомятся с историей учебного заведения, в котором обучаются; составляют репортажи о традициях гимназии; участвуют в работе гимназических средств массовой информации; создают проектные работы. Курс расширяет представление гимназистов среднего звена о перспективах дальнейшего обучения в гимназии, дает им возможность сделать осознанный выбор будущего профиля и уровня обучения разным предметам, получить информацию о педагогах и выпускниках гимназии. По окончании курса в 5-х классах обычно проводится итоговое занятие в игровой форме «Звездный час гимназии».

Гимназисты 8-х классов историю края, города изучают на основе дополнительной краеведческой литературы. Их работа носит преимущественно практический характер: они ежегодно составляют альбомы выпускников гимназии, принимая непосредственное участие в пополнении фонда гимназического музея; занимаются поисковой исследовательской работой краеведческого характера; публикуют свои статьи в газете «Мир гимназиста» и журнале «Грани»; участвуют в пополнении сайта гимназии.

Таким образом, создаются условия для формирования чувства сопричастности к истории и непосредственного участия в ее создании.

Материалы к курсу были разработаны учителями и гимназистами. Некоторые из них были представлены на городские и российские конкурсы, получили высокую оценку и являются частью учебно-методического комплекса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс

Введение.

Зачем нужно знать историю? История как наука. Исторические источники и их использование. Особенности исторической науки.

С чего начинается Родина?

Что такое Родина? Русь, Россия, СССР, Российская Федерация. Малая Родина. Родной край – Сибирь, Югра. Природные богатства края. Расселение и занятия коренных народов Сибири. Быт и традиции хантов и манси. Присоединение Сибири к России. Ермак Тимофеевич.

История Сургута.

Основание Сургута. Название и герб города. Облик старого Сургута. «Второе рождение» Сургута в XX веке. Памятные места Сургута. Выдающиеся земляки. Почетные граждане города.

История семьи.

Семья, родственники, поколения. Традиции семьи. Исторические источники по изучению истории рода. Генеалогическое дерево рода.

История образования.

Происхождение названий учебных заведений: гимназия, лицей, академия. Образование в античном мире. Цели и средства обучения, изучаемые предметы. Особенности преподавания.

Образование в современной России.

Виды учебных заведений. Ступени образования: начальное, среднее, высшее. Документы об образовании: аттестат, диплом. Выпускные классы. Экзамены и зачеты.

Сургутская гимназия.

Открытие первой в Сургуте гимназии. Отличие гимназии от школы. Структура гимназии. Дошкольная прогимназия. Начальная прогимназия. Педагоги дошкольной и начальной прогимназии. Традиции прогимназии: посвящение в гимназисты, День букваря, Масленица.

5 класс

Становление гимназии.

Появление первой в Сургуте гимназии. Средства массовой информации об открытии гимназии. Этапы становления гимназии. Цели и задачи гимназии на разных этапах развития. Переименование гимназии в «Лабораторию Салахова». Личностно-ориентированное обучение. Переход гимназии на уровневое обучение. Выбор уровня обучения: основные требования и критерии. Профильное обучение, основные направления. Правила приема в профильные классы.

Традиции гимназии.

Дни рождения гимназии. Юбилеи – время подведения итогов. Туристические слеты. День Любви. Встречи с выпускниками. Дни науки. Посвящение в гимназисты. Акция «Мы с вами» (забота о старшем поколении, о ветеранах).

Слеты учителей России в гимназии. История конкурса «Учитель года России». Организация слетов участников и лауреатов конкурса «Учитель года России» в Сургуте. Слеты учителей российских конкурсов в Сургуте в 1994 – 2008 годах. Педагогические «мастерские» участников слетов. Открытые мероприятия гимназии. Освещение проведения слетов в городской и гимназической прессе.

Педагоги гимназии.

Кафедры гимназии. Преподавательский коллектив. Заслуженные учителя России в гимназии. Стипендиаты премии Сороса. Участники городских и окружных конкурсов «Учитель года». Достижения гимназических учителей: лучшие кураторы, учителя-исследователи. Участие и успехи учителей на российских конкурсах. Учителя глазами учеников.

Выпускники гимназии.

«Звезды» гимназии. Выпускники-медалисты, участники и призеры российских, окружных и городских олимпиад. Участие и достижения гимназистов в программе «Шаг в будущее», российской телевизионной олимпиаде «Умницы и умники», программе «Лидер XXI века». Лауреаты премии главы г. Сургута, губернатора и президента России. Спортивные достижения гимназистов.

Дополнительное образование в гимназии.

Становление театральной студии «Свеча». Театральные постановки. Лучшие актеры студии «Свеча». Кукольный театр «Забава» и его развитие. Туристические секции. Спортивные секции. Видеостудия и ее история. Компьютерная школа. Факультативы и спецкурсы.

Гимназия в средствах массовой информации.

Газета «Мир гимназиста». Гимназический журнал «Грани». Обзор городской прессы о гимназии. «Учительская газета» об открытии в Сургуте гимназии и перспективах ее развития. Освещение гимназической жизни в передачах гимназической телестудии и Российского телевидения. Подготовка и участие гимназистов в конкурсе «Гимназическая пресса».

Итоговое зачетное занятие – игра «Звездный час».

8 класс

Сургут: история и современность.

Основание города. Сургут в XVI - XX веках. История Югорского края. Первые историки Сибири. Археологические памятники. Этнография. Историческая «география» города. Улицы. Музеи, памятники и памятные места. Почетные граждане. Знаменитые земляки. Государственная власть и управление. Сургут и сургутяне в годы Великой Отечественной войны. Совет ветеранов. Добровольные общества, клубы. История сургутской нефти. Хлебопашество в Сургутском крае. Транспорт. Спорт. Культура. Библиотечное дело. Искусство. СМИ. Печать. Телевидение. Литературная жизнь. Празднование 410-летия города.

Семейный альбом Сургута.

Сургутские казачьи роды XVII века. Фамильные альбомы. Карты генеалогических древ. Семейные реликвии и предметы быта. Традиции коренных сургутян. Рассказ о своей семье.

Образование.

История образования в городе Сургуте. А.С. Знаменский - педагог, просветитель, мыслитель. Современное образование в России и за границей. Школы, гимназии, лицеи, высшие учебные заведения города. Учреждения дополнительного образования детей. Детские дома. Центры помощи детям.

Гимназия «Лаборатория Салахова» как образовательно-культурная среда.

Структура гимназии: начальная (1-4 классы), старшая прогимназия (5-7 классы), гимназия (8-11 классы). Внутренняя профилизация гимназии. Индивидуальный образовательный маршрут как педагогическое условие формирования конкурентоспособности гимназиста. «Летняя школа».

Гимназисты участвуют и побеждают.

Проектная деятельность гимназистов. Ежегодное участие гимназистов в олимпиадах (гимназических, городских, окружных, Всероссийских), конкурсах, гимназических Днях науки. Присвоение звания «Бизнес-Лидер» по результатам международной рейтинговой программы «Созвездие лидеров Бизнеса», проводимой на основании данных, предоставленных некоммерческим партнерством «Национальное Кредитное Бюро». Обучение выпускников гимназии в вузах России и заграницей. Выпускники гимназии - лучшие ученики ХМАО, аспиранты, руководители учреждений, предприятий.

Зачетная работа.

Оформление фотоальбома «Выпускникам гимназии посвящается». Написание статьи в газету «Мир гимназиста». Оформление фотоальбома «Это наша с тобой биография».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагается, что курс «История города, семьи, гимназии» (3, 5, 8 классы) будет не только способствовать освоению совокупности исторических знаний о прошлом и настоящем страны, края, города, духовному и гражданскому становлению личности учащихся, но и формировать ценностные ориентации ребенка. Решающую роль в формировании ценностных духовных ориентаций играет нравственное общение учителя и ученика. Поэтому важна гражданская позиция учителя буквально по всем темам модулей курса.

Критериями успешности занятий будут являться:

  • степень интереса к истории как к науке;
  • степень развития интереса к истории родного края, города, быту коренных народов ХМАО-Югры;
  • степень понимания значения семьи, семейных традиций, общечеловеческих ценностей в жизни человека и общества;
  • степень выработки психологической готовности гимназистов среднего звена к выбору одного из профилей и уровня обучения разным предметам
  • степень сформированности ценностных отношений гимназистов к учебному заведению, в котором обучается;
  • степень реализации социально-ориентированных и информационных проектов в старших классах обучения в гимназии;
  • степень интегрированности гимназистов и выпускников данного учебного заведения в современное общество;
  • степень готовности учащихся к непрерывному самообразованию, самореализации, креативности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для современной школы становится приоритетным создание условий для развития творческой самостоятельной личности, воспитания активных людей, которые действуют. Эти задачи мы решаем, опираясь на гуманистическую парадигму образования; подходы: личностно-ориентированный (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава и другие) и системно-деятельностный (Л. С. Выготский, А.В. Хуторской, А.П. Тряпицына и другие), методы активного обучения и воспитания (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и другие).

Использование модульной технологии обучения позволяет нам учитывать уровень возможностей учащихся разного возраста и не допускать интеллектуальных, физических и психологических перегрузок. Этим достигается высокий уровень самостоятельной деятельности и достижение конкретных учебно-познавательных, воспитательных целей курса «История города, семьи, гимназии»(3,5,8 классы).

В рамках личностно - ориентированной технологиимы создаем условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка. Учитель и учащиеся находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества в ходе всех видов и форм деятельности. Групповая работа гимназистов 5-х классов над репортажем «Мы ценим и уважаем вас», дружеских шаржей и эпиграмм основана на педагогике отношений; при этом осуществляется единство обучения и воспитания.

Игровые технологии в младшем и среднем школьном возрасте решают комплексные задачи усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений. Игра в сочетании с эмоциональной рефлексией – мощный инструмент для воспитания общечеловеческих ценностей, идеалов.

Технология коммуникативного обучения идет через общение. Организация учителем процесса выполнения зачетной работы «Выпускникам гимназии посвящается» осуществляется в условиях коллективного взаимодействия гимназистов 8-х классов с учетом их личностных характеристик. Дискуссия-диспут по теме «Современное образование в России и за границей» (8 класс) имеет несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных.

Метод проектов в рамках данного курса представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся, и реализуется в создании работ гимназистов на краеведческом материале.

В системе продуктивного обучения нами создаются условия для включения родителей и учителей в образовательный процесс. Так, гимназисты 3-х классов при составлении генеалогического древа обращаются за помощью к своим родителям. Гимназистами 8-х классов проводится устное анкетирование всех членов семьи по теме «Семейный альбом Сургута». Результатом становится презентация семейных фотографий, фотоальбомов, реликвий.

Технология «Портфолио»по тематике курса направлена на сотрудничество учителя и учащегося с целью написания поисковых тематических проектов на документальных источниках. Первоисточники используются для организации творческо-поисковой работы школьников, развития у них умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения. Изменяется и функциональная деятельность учителя. Он осуществляет функции организатора и руководителя самостоятельной работы учащихся.

Поскольку традиционная система оценивания в основном отражает результат усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей, мы не применяем отметочную систему оценивания. Это позволяет создать психологически комфортную образовательную среду.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Гимназия «Лаборатория Салахова»: успех, проверенный временем. 1991-2006. – М.: Спец-Адрес, 2006.
  2. Альбом «Призеры Олимпиад»
  3. Буклет «Сургутская гимназия – это ваше будущее»
  4. Буклет «Сургутская высшая гимназия-лаборатория Салахова»
  5. Буклет «Традиции нашей гимназии». Отмечен дипломом первой степени на Всероссийском конкурсе «Традиции нашей школы» (авторы - Бобейко Т.С., Игошева Н.А.).
  6. Буклет «Лаборатория Салахова – формула успеха»
  7. Буклет «Ими гордится гимназия»
  8. Видеофильмы:
  • Открытие гимназии в 1991 году. Репортаж Сургутского телевидения.
  • Гимназии 3 года.
  • «Пятилетний юбилей гимназии». Передача Российского телевидения.
  • Дневники Слетов учителей России в Сургуте (1999 гг.). Передачи гимназической телестудии.
  • «Все образуется». Передача Российского телевидения о V слете российских учителей.
  • Сюжет из программы Российского телевидения «Умницы и умники» с участием гимназиста Н.Зубкова.
  • Телевизионная передача «Горячая линия» о Сургутской гимназии (интервью журналистки Е.А.Лихачевой с директором гимназии Салаховым В.Ш. и гимназисткой Руденко Е.)
  1. Подшивка газеты «Мир гимназиста» с 1994 года
  2. Материалы к выставке «Гимназия, на небосводе знаний, ты – наша яркая звезда!»
  3. Фотоальбомы:
  • «Дороги жизни»
  • «Виват, призеры Олимпиад!»
  • «Это наша с тобой биография»
  • «Гимназия за пять лет»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Зачетное итоговое занятие для 5 класса – развлекательно-познавательная игра «Звездный час». (Опубликовано в журнале «Обществознание в школе»).
  2. Исследовательский проект «Традиции нашей школы» (авторы - Кузнецова Е., Орлова Р., гимназистки 8 класса).
  3. Мультимедийная презентация по всему спецкурсу «История семьи, города и гимназии», предназначена для учащихся 5-8 классов.
  4. Мультимедийная презентация «Традиции гимназии».
  5. «Портфолио» по тематике курса.
  6. Репортажи гимназистов о праздновании Дня рождения гимназии (с 1999 года).
  7. Сайт Гимназии «Лаборатория Салахова» - www.s g l s
  8. Фотоальбомы:
  • «Традиции гимназии»
  • «Слеты учителей России в гимназии»
  • «Через тернии к звездам»
  • «Встречи на сургутской земле»
  • «Выпускникам посвящается» (гимназические выпуски с 1991-1992 до настоящего времени)

Приложение.